К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

МТС ищет новые ценности: как компания хочет выстроить заново свою телеком-вертикаль

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
В поисках «новой ценности» для абонентов МТС намерена скорректировать стратегию развития телекоммуникационного бизнеса, узнал Forbes. Конечным пользователям компания будет предлагать решения, объединяющие классический телеком и инновационные сервисы с упором на реальное применение генеративного ИИ, а корпоративному сектору — «стать партнером бизнеса в цифровой трансформации». Кроме того, МТС также планирует инвестировать в R&D до 10% OIBDA в год — речь об инфраструктуре для роботов, облачных сетях и геораспределенных ИИ-дата-центрах. Аналитиков такой шаг не удивляет: по их мнению, возможности традиционного телекома для роста исчерпаны, и ставка на развитие ИИ, предоставление персонализированных предложений и новые разработки логична

«Уже нельзя никого удивить»

Компания МТС провела 16 апреля закрытую конференцию для федерального и регионального топ-менеджмента, где гендиректор Инесса Галактионова и вице-президенты МТС объявили новую стратегию развития телеком-вертикали, рассказал Forbes источник, близкий к компании, и подтвердил собеседник, знакомый с ходом конференции.

По словам источника, близкого к компании, МТС сейчас сфокусирована на развитии направлений, которые дадут абонентам «принципиально новую ценность». «МТС лидер в области связи много лет. При этом для отрасли очевидно: клиенты давно привыкли к тому, что связь есть везде и всегда, скоростью и покрытием уже нельзя никого удивить. Это уже вещи, которые все воспринимают как что-то безусловное, базовое, — рассуждает он. — Ничего принципиально нового на российском рынке никто не создал в последние годы, а его рост уперся в потолок».

Помимо макроэкономических условий, на пересмотр стратегии влияет давление регуляторики, которая диктует отказ от практики наращивания продаж сим-карт из-за ужесточения контроля за их оборотом и снижает потенциал рекламных продуктов, построенных на рассылках смс и звонках. МТС ставит задачу стать технологической платформой, необходимой для большинства аспектов жизни клиентов. Амбиция МТС — вывести телеком на новый уровень, пересобрать его заново, говорит источник, близкий к компании: «Галактионова в своем выступлении делала акцент на том, что главный конкурент МТС — это будущее».

 

В B2C МТС будет фокусироваться на выводе на рынок решений, которые объединяют телеком-услуги и удобные и понятные пользователю инновационные сервисы, указывают собеседники Forbes. При этом упор, по их словам, делается на реальное применение генеративного ИИ. Так, на первый план здесь выходит персонализированный опыт связи: вместо привычных тарифов и пакетов интернета — персональное предложение для каждого абонента, а за счет использования ИИ-инструментов сеть будет подстраиваться под задачи пользователя (базовый сервис).

«В B2B МТС будет фокусироваться на том, чтобы становиться партнером бизнесов по цифровой трансформации. Здесь транслировалась задача помогать бизнесу внедрять технологии, которые помогут заработать», — рассуждает собеседник, знакомый с ходом конференции. Речь идет о приоритетном развитии в таких сегментах, как IoT, телематика, частные сети, видеонаблюдение. Как считают в руководстве МТС, если 2019-2024 годы были периодом монетизации трафика, то 2025-й будет этапом монетизации опыта, а 2026-й — годом монетизации ИИ-решений.

 

Новые разработки

Кроме того, большое внимание компания намерена уделять научно-исследовательским работам (R&D) и дальнейшему применению их в своей работе. «Задача в том, чтобы наладить внутри компании работу команд, которые будут заниматься разработкой новых решений. Говорилось в том числе о технологических проектах с горизонтом планирования от трех до пяти лет. Это уже стратегические вещи, которые потенциально могут существенно повлиять на бизнес-модель МТС. На это компания готова направлять до 10% OIBDA в год», — утверждает собеседник, знакомый с ходом конференции.

По его словам, среди областей, в которых будут вестись научно-исследовательские работы компании, выделяются инфраструктура для роботов (безопасная их навигация и позиционирование, а также выделение сегментов 5G сети, оптимизированных для роботов, и развитие сервисов обработки данных с них), облачное направление и возведение геораспределенных ИИ-дата-центров.

Если говорить об инвестициях МТС в новые разработки, то в прошлом году OIBDA МТС составила 246,4 млрд рублей. Следовательно, речь примерно о 25 млрд рублей в год, которые компания будет направлять на R&D.

 

По данным отчетности МТС, в 2024 году компания увеличила выручку на 16,1%, до исторически рекордных 703,7 млрд рублей, на фоне роста доходов всех направлений экосистемы. OIBDA приросла на 5,2%, до 246,4 млрд рублей, за счет доходов от рекламы и услуг связи. При этом, если операционная прибыль увеличилась на 10,6%, до 135,9 млрд рублей, то чистая показала отрицательную динамику — минус 10,1%, до 49 млрд рублей, на фоне высоких темпов роста процентных расходов. Долговая нагрузка продолжает оставаться на высоком уровне: чистый долг на конец 2024 года вырос на 8,2%, до 477,1 млрд рублей, соотношение долга к OIBDA — 1,9.

В МТС отказались от комментариев.

«Разбег перед прыжком»

Аналитики называют решение МТС обновить стратегию развития телекома закономерным шагом. Действительно, традиционные телеком-услуги уже не показывают тех темпов роста, которые были 10-15 лет назад, согласен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков: «Да, на них приходится самая большая доля выручки (по собственным данным МТС, у компании 82,4 млн абонентов, а выручка от услуг связи составила в IV квартале 121,4 млрд рублей при всей выручке за отчетный период 191 млрд рублей. — Forbes), но по темпам роста лидируют совершенно другие. Компания себя пробует уже много лет в различных направлениях, шире, чем все остальные сотовые операторы, строя экосистему сервисов — это и тревел, и билеты, и самокаты и т. д.».

Однако есть услуги, где процент проникновения решений МТС оставляет желать лучшего, продолжает аналитик. Так, в облачных услугах всего 7-8% компаний из всей базы пользуются сервисами МТС, приводит пример Кусков. «Очевидно, в m2m (Machine to Machine, технология, позволяющая устройствам обмениваться данными и взаимодействовать друг с другом без участия человека) будет сильный рост в ближайшие три-пять лет, — продолжает он. — Поэтому вполне логично, что компания предпринимает такие шаги».

Сотовые компании превратились из белых воротничков в «рабочих шахты» еще 10 лет назад, размышляет партнер Comnews Research Леонид Коник. До 2014-2015 года и абонентская база, и выручка любого оператора мобильной связи в России ежегодно росли двузначными темпами, но с тех пор, по его мнению, жизнь этих компаний превратилась в суровое выживание. «И вот уже десятилетие участники рынка сотовой связи декларируют поиск способов ухода от «трубы» к интеллектуальным сервисам. Попытки превратиться в контент-провайдеров, игроков рынка финтех, поставщиков услуг в сфере ИБ — типовые остановки на этом маршруте, — считает Коник. — В последние годы все телеком-компании наперебой говорят о перспективности сервисов на базе технологий ИИ. Оглушительного успеха пока не добился никто — ни в России, ни за рубежом. Но ситуация сродни той, что описывается фразой «казнить нельзя помиловать»: всем очевидно, что оставить все как есть — путь в могилу, но и ничего оригинального пока никто не придумал».

 

В последние годы классические телекоммуникационные услуги прирастают в основном за счет повышения тарифов, рассуждает гендиректор «TMT Консалтинг» Константин Анкилов. «Этот процесс может поддерживать только уровень инфляции, а практика показывает, что он может даже отставать от него. Поэтому МТС, как и другие ведущие игроки, в последние годы выходила на другие рынки. В первую очередь это IT, медиа и интернет-сервисы — там МТС уже активно действует. С одной стороны, это [изменение стратегии] взгляд в будущее, разбег перед прыжком. С другой — это не неопределенный прыжок куда-то: компания во многих из этих направлений уже работала — и в B2C, и в B2B — и в некоторых случаях занимает заметные позиции либо имеет перспективы, развивая их за счет собственного R&D или сделав приобретения». Все понимают, что за этим должна стоять сеть, и многие вещи, о которых говорят в МТС, невозможны без сетей пятого поколения, обращает внимание Анкилов. «Но это история уже следующего десятилетия, если мы говорим про массовые внедрения», — заключает он.

При участии Анастасии Гаврилюк

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+