«Яндекс» предложил Минэкономики ввести особые правила дорожного движения для роботов-доставщиков: им могут разрешить ездить по тротуарам и велодорожкам. Максимальная скорость устройств будет ограничена 10 км/ч на тротуаре и 6 км/ч на пешеходном переходе. В проекте нового экспериментального правового режима компании говорится, что роботов-курьеров планируется запустить в 20 регионах России, в том числе в Петербурге, Татарстане, Московской области и Краснодарском крае
Минэкономики получило от «Яндекса» проект экспериментального правового режима (ЭПР), закрепляющий за роботами-доставщиками (роверами) статус полноправных участников дорожного движения, сообщил «Коммерсантъ».
Согласно проекту, устройства-курьеры смогут ездить по тротуарам и велодорожкам, обочинам и правому краю проезжей части, а также внутри зданий. На перекрестках роботы будут подчиняться сигналам светофора для пешеходов и велосипедистов. Каждый ровер планируется оборудовать номерами и QR-кодом, лидарами для сканирования окружающего пространства на расстоянии не менее 30 метров, фарами, красным фонарем и светоотражателями. Максимальная скорость роботов составит 10 км/ч на тротуаре, на пешеходном переходе — до 6 км/ч, размеры — не более 80 см в ширину и не более 110 см в длину, масса — не более 120 кг (без учета перевозимого груза).
В случае ДТП с участием роботов-курьеров «Яндекс» будет передавать информацию в 112 и направит на место своего представителя. Ответственность за причинение вреда возложат на «исполнительный орган» компании и диспетчера или сотрудника, который отвечал за техническое состояние ровера. Пострадавшие смогут получить компенсацию в размере до 500 тысяч рублей, однако, если в ходе аварии человек получит тяжелые травмы или погибнет, экспериментальный правовой режим приостанавливается.
В «Яндексе» отметили, что ЭПР, который впервые в России определит юридический статус роботов-курьеров, необходим для масштабирования бизнеса рободоставки — его планируют распространить на 20 регионов, в том числе Подмосковье, Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Приморский края, а также Ростовскую область. Директор ведомственного департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономики Владимир Волошин добавил, что данные о роботах-доставщиках также могут внести в федеральное законодательство, например, в виде поправок к закону «О безопасности дорожного движения» и к ПДД.
На данный момент роверы «Яндекса» выполняют заказы в Москве, Иннополисе в Татарстане и в Мурино в Ленинградской области. Компания не называет объем своего парка устройств, однако, по данным «Коммерсанта», речь идет о 150–160 роботах. К такой доставке подключены более 580 ресторанов, в Москве роверы ежемесячно выполняют 30 тысяч доставок.
Эксперты, опрошенные СМИ, высказали разные мнения об инициативе «Яндекса». Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов считает, что потребуются годы, чтобы понять, совместимо ли движение пешеходов с роботами, с учетом электросамокатчиков и других участников движения на тротуарах. В городах с историческими достопримечательностями есть риск возникновения пробок из роботов-доставщиков и людей, добавил он.
Ведущий специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов отметил, что роверы легче контролировать в плане соблюдения ПДД, однако инфраструктура в ряде городов не готова к появлению подобных устройств. Например, в Петербурге могут возникнуть проблемы из-за очень узких тротуаров. Член Общественной палаты Александр Холодов добавил, что перед запуском устройств в регионах необходимо урегулировать юридические вопросы, в том числе касающиеся вреда здоровью, полученного по вине самого пешехода, а также уголовной ответственности в случае серьезных происшествий с пострадавшими и погибшими.
В феврале 2025 года TechCrunch писал, что стартап Avride сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа вместе с японским маркетплейсом Rakuten запустит доставку с помощью роботов-курьеров в Токио. Роверы будут доставлять заказы из ресторанов и покупки из магазинов. Проект ранее уже начал работать в Сеуле, роботы Avride также развозят заказы в нескольких городах США.