К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Оман с продолжением: «Рексофт» модернизировал IT-систему крупнейшего банка султаната

Интерьер банка BankDhofar (Фото DR)
Интерьер банка BankDhofar (Фото DR)
Компания «Рексофт», совладельцем которой является «Интеррос» Владимира Потанина, разработала стратегию перехода на новую IT-архитектуру для оманского банка BankDhofar. Для этого российская компания проанализировала с помощью ИИ текущий IT-ландшафт банка и спроектировала новый. Партнеры на Ближнем Востоке все чаще используют экспертизу российских IT-компаний: по данным «Руссофт», поставки отечественного софта за рубеж в 2024 году выросли на 11% и достигли 524 млрд рублей, на дружественные страны дальнего зарубежья приходится около трети. Несмотря на то что подход AI-first пока только тестируется, эксперты предрекают ему большую востребованность в процессе цифровой трансформации

Цифровая трансформация

Российская IT-компания «Рексофт» разработала для крупнейшего оманского банка по размеру филиальной сети BankDhofar стратегию перехода на новую IT-архитектуру, рассказали в «Рексофте». Новая IT-архитектура банка основана на AI-first подходе. Он предполагает интеграцию ИИ как основу процессов на всех этапах проекта, от проработки идей до тестирования, отметили в «Рексофте»: «Такой подход автоматизирует формирование данных для принятия решений, оптимизирует ресурсы и ускоряет разработку за счет аналитики и машинного обучения». Forbes направил запрос в BankDhofar.

В рамках новой стратегии BankDhofar, основанный в 1990 году, переходит с монолитной архитектуры на микросервисную платформу. «Рексофт» провел анализ IT-инфраструктуры банка и разработал целевую архитектуру и стратегию миграции более чем для 70 сервисов и приложений, создав дорожную карту миграции IT-ландшафта банка и рабочий прототип целевой архитектуры.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Стоимость проектов перехода на новую IT-архитектуру с использованием AI-first подхода во многом определяется масштабом инфраструктуры и глубиной автоматизации, рассуждает технический директор MD Audit (ГК Softline) Юрий Тюрин. «В банковском секторе, где десятки ключевых систем и тысячи интеграционных потоков, бюджет может составлять от нескольких сотен миллионов рублей для среднего отечественного банка до нескольких миллиардов для крупнейших финансовых организаций. Это сопоставимо с затратами на комплексные проекты цифровой трансформации», — оценивает он. Применение ИИ, по словам Тюрина, позволяет значительно снизить затраты за счет ускорения анализа существующей архитектуры, выявления узких мест и автоматической генерации прототипов. «Если традиционный проект мог занимать годы и требовать больших команд, то AI-подход сокращает сроки до месяцев», — заключает Тюрин.

 

По словам аналитика «Финама» Леонида Делицына, если проект заключается только в разработке стратегии, то его можно оценить в 500 млн рублей (около $6,2 млн). Стоимость разработки стратегии IT-архитектуры с подходом приоритета ИИ для банка масштаба BankDhofar может составить $5-7 млн, полагает директор по развитию веб- и ИИ-технологий Artezio Сергей Матусевич. «Эта цифра кажется большой, но нужно понимать масштаб проекта. Будет проведена стратегическая трансформация крупнейшего банка Омана с применением самых современных технологий ИИ. Искусственный интеллект позволяет ускорить многие этапы анализа и планирования, что в конечном итоге экономит заказчику и время, и деньги», — добавляет он.

По мнению руководителя лаборатории инноваций «Норбит» Дмитрия Демидова, стоимость разработки IT-архитектуры во многом зависит от уровня детализации получаемых результатов: прототип целевой архитектуры может быть как документом, так и работающим решением. Кроме того, бывают ситуации, когда на проекты по разработке стратегии делают существенную скидку с расчетом на то, что компанию будут привлекать и для реализации, говорит он.

 

Сначала ИИ

Кейс BankDhofar иллюстрирует, что AI-first подход перестает быть модной концепцией и превращается в практический инструмент, считает Юрий Тюрин. «ИИ здесь выступает не только как ускоритель отдельных этапов — анализа и прототипирования, но и как фактор качества: алгоритмы способны находить неочевидные зависимости между системами, предлагать оптимальные сценарии интеграции и прогнозировать риски при переходе», — поясняет он. Для банков, где ошибка в архитектурном решении может стоить миллионы, это серьезное преимущество, подчеркнул эксперт.

«По опыту нашей команды, AI-first подход может суммарно принести более 40% экономии ресурсов: ИИ способен за часы сделать то, на что у людей ушли бы месяцы, но только эксперт знает, какие вопросы и какой контекст надо задать машине», — говорит директор департамента «Банки и финансы» «Рексофт» Алексей Лебедев. По его словам, проект выполняла «высококвалифицированная инженерная команда» из пяти специалистов в течение 13 недель. «Это был первый проект с банком, команда с нуля разбиралась с IT-ландшафтом заказчика в удаленном режиме», — добавил он.

AI-first подход активно развивается: 43% российских организаций уже применяют ИИ, указывает директор по ИИ «Группы Астра» Станислав Ежов, оговариваясь, что «до массового стандарта еще далеко». Концепция, при которой ИИ становится фундаментом всей бизнес-архитектуры, пока находится на стадии испытаний, отметил заместитель генерального директора по научной работе «СиСофт Девелопмент» (входит в ГК «СиСофт») Михаил Бочаров. По его словам, российская инженерная школа в столь глубокой зависимости от ИИ не нуждается и вряд ли будет: «ИИ занимает и будет занимать свое место в экосистеме технологий, но мода и хайп, сопровождающие концепцию AI-first, в ближайшее время уйдут», — резюмирует он.

 

Применение AI-first подхода в России пока еще не стало стандартом, согласен заместитель генерального директора «Цифровые привычки» Сергей Азоркин. «Крупный бизнес активно пилотирует проекты с ИИ: среди игроков с объявленной AI-first стратегией — МТС и «Сбер». При этом на практике AI-first в России пока ограничивается созданием чат-ботов и точечных инструментов автоматизации», — обращает внимание он.

Восточные поставки

Экспорт российских IT-решений на Ближний Восток уверенно растет, российские компании открывают там представительства, заключают партнерские соглашения, констатируют аналитики. Особенно востребованы, замечает Станислав Ежов, решения в области ИИ, кибербезопасности и государственных систем, добавил он: «При этом пока речь идет о единичных крупных проектах».

По словам Ежова, для масштабирования нужны локализация продуктов, партнерские сети и понимание местной специфики, российские компании только формируют экспортные стратегии. «Группа Астра», например, планирует в ближайшие годы увеличить долю экспорта, начав международную экспансию с фокусом на Ближний Восток и Африку. «73% компаний региона нацелены на цифровизацию, это открывает большие возможности», — рассуждает эксперт.

Согласно данным «Руссофт», в 2024 году экспорт российского софта вырос на 11% и достиг 524 млрд рублей. Почти половина (46%) экспортных продаж пришлась на страны СНГ, 32% составили поставки в дружественные государства дальнего зарубежья и лишь 22% — в «недружественные» юрисдикции. По словам Сергея Азоркина, российские IT-компании и государственные институты поддержки ведут системную работу по выходу на рынок Ближнего Востока. «Формируются хабы, работают программы поддержки, налажены регулярные выставочные активности. Мы видим пока нарастающий тренд: пилотные потоки и закрепление крупных игроков, но не массовый экспорт в промышленных масштабах», — заключил он.

По ряду IT-направлений (например, в сфере технологий информационного моделирования) рынки Ближнего Востока либо еще не готовы, либо традиционно используют западные решения, отметил Михаил Бочаров. «Конкурировать с ними в условиях заданных правил игры достаточно сложно. Кроме того, в ряде отраслей мешают антироссийские санкции, в других — слабая подготовка кадрового состава или ограниченные производственные возможности на местах. В то же время успешно развиваются проекты в нефтегазовой сфере, где российские компании традиционно сильны и востребованы», — делится наблюдениями он.

 

«Рынок в регионе растет за счет масштабных государственных программ цифровизации. Особый интерес вызывают решения в области ИИ, финтеха (в том числе API для открытого банкинга и платежные системы), а также софта, поставляемого по модели IaaS (infrastructure as a service, инфраструктура в аренду). Для российских компаний это один из перспективных экспортных коридоров», — заключает Сергей Азоркин.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+