К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Роботы в складчину: «Яндекс» автоматизирует «Перекресток» на сотни миллионов рублей

Фото DR
Фото DR
«Яндекс» и «Перекресток» запускают проект масштабной роботизации распределительного центра — более 100 роботов будут собирать заказы для супермаркетов сети в Санкт-Петербурге и области. Эксперты оценивают размер инвестиций более чем в 300 млн рублей и называют сделку знаковой для сегмента, способной придать импульс другим заказчикам и помочь реализовать потенциал нового направления для российской интернет-компании

Роботы выходят на «Перекресток»

«Яндекс Роботикс», созданная на базе Центра робототехники «Маркета» и выделенная в сентябре 2024-го в отдельную компанию, и торговая сеть «Перекресток» (входит в состав Х5) заключили соглашение о партнерстве в сфере роботизации, сообщили Forbes в «Яндексе» и подтвердили в Х5. «Мы выбрали поставщика в рамках открытой конкурсной процедуры», — заявили в последней. 109 роботов будут собирать заказы для супермаркетов сети в Санкт-Петербурге и области. Они возьмут на себя до 90% задач по сборке охлажденных и скоропортящихся товаров во фреш-зоне — это около половины операций распределительного центра.

«Роботикс» автоматизирует распределительный центр (РЦ) ретейлера. Проект развернут на базе Yandex RMS (Robot Management System), которая синхронизирует действия различных роботов, благодаря чему эффективность складских операций, по оценкам партнеров, увеличится на 30-40%.

Технически это будет работать так: Yandex RMS интегрируется с WMS «Перекрестка» (система управления складом), WMS передает задания на сборку заказов, а RMS превращает их в конкретные задачи для каждого робота — куда нужно поехать, сколько времени провести на станции комплектации, куда двигаться дальше. В проекте задействованы больше 100 роботов, двух типов: AMR (автономные мобильные роботы) перевозят палеты между зонами склада, FMR (вилочные роботы) получают от RMS сигналы о том, что палета собрана, и забирают ее со станции комплектации в буферную зону для дальнейшей отгрузки. «Мы делаем проектирование зоны и процессов (наши сотрудники, экспертиза, ПО для моделирования), подбираем оптимального поставщика «железа», «женим» это «железо» с Yandex RMS, разрабатываем архитектуру интеграции Yandex RMS с WMS X5, поставляем все «железо», оказываем сервис и поддержку», — перечисляют в «Яндексе».

 

Таким образом, заказы на магазин будут собираться быстрее, пропускная способность всего РЦ — расти, рассчитывают партнеры. «Это будет самая массовая автоматизация операций по сборке товаров в российском продуктовом ретейле», — указывают они. Завершить работы планируется до середины 2026 года. После внедрения системы заказы будут собираться в два с половиной раза быстрее: при ручных операциях один комплектовщик в среднем собирает 130 коробов в час, а с роботами — до 300. «То есть человек прикреплен к месту, а товар привозится или вывозится роботом. Это позволяет распределить нагрузку на персонал и избавить от монотонных и трудоемких операций», — поясняют в «Яндексе».

В то же время РЦ сможет обслуживать на 30 магазинов больше, не расширяя площадь, без строительства новых складских помещений или дополнительных температурных камер, указывают стороны. Решение может внедряться в отраслях с высокой оборачиваемостью товаров, когда у компании растущая и большая сеть магазинов или клиентов и ограниченное пространство на складе. Это, например, крупные продуктовые сети, FMCG, фармдистрибуция, центры распределения розничных сетей и дарксторы с повторяющимися заказами, говорит представитель «Яндекса».

 

По прогнозам Х5, роботизация и внедрение ИИ частично заменят до 30% операций в магазинах, дарксторах, распределительных центрах и сервисах доставки к 2028 году.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Не просто шаг вперед»

Стоимость контракта в «Яндексе» и Х5 не раскрывают, но участники рынка и аналитики подтверждают: для российского рынка соглашение действительно крупное. Сооснователь и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев оценивает размер инвестиций примерно в 300 млн рублей. «Платформа стоит около 2 млн рублей, интеграция — 40% от стоимости, то есть 800 000 рублей. Умножаем 2,8 млн на 109 — получается 305,2 млн рублей, — подсчитывает он. — Это одна из самых крупных сделок на рынке, что подчеркивает значимость этого направления».

«Сделка достаточно большая. Стоимость одного робота может составлять около 3 млн рублей, — согласен старший аналитик по сектору ТМТ «Эйлер Аналитические Технологии» Владимир Беспалов. — Если опыт окажется успешным, для компаний-покупателей это решение может создать существенный потенциал повышения эффективности, а для «Яндекса» открывается большие возможности масштабирования и монетизации разработок «Яндекс Роботикс».

 

Роботизация складов на сегодня занимает одно из ведущих мест в сфере промышленной автоматизации, констатирует Кивокурцев, называя проект «Яндекса» и «Перекрестка» «одним из самых амбициозных в отрасли» и «претендующим на звание крупнейшего» по внедрению автономных мобильных платформ. «Хочется верить, проект станет сигналом для всей отрасли, вдохновляя на реализацию аналогичных инициатив не только в сфере складской робототехники», — заключает он.

Все крупные ретейлеры активно экспериментируют с роботизацией складов, ее стимулируют несколько факторов, рассуждает партнер практики «Цифровая трансформация» Strategy Partners Сергей Кудряшов: «Это необходимость повышения эффективности работы складов и ожидаемый дефицит рабочей силы. Если пилотные проекты будут успешными, то применение технологии будут масштабировать. В России платформы для роботизации складов развивают «Яндекс» и «Сбер», а также узкоспециализированные производители. Стоит ждать качественного роста в этой области на горизонте двух лет». При этом у таких проектов достаточно длительные сроки окупаемости, оговаривается он, и достаточно много факторов, которые могут повлиять на эффективность роботизации: оптимизация складских процессов, качество и стандартизация тары, считает Кудряшов.

Войти в топ

Российские власти придают немалое значение развитию робототехники. Так, на Петербургском международном экономическом форуме этого года Владимир Путин заявил, что Россия должна в короткий срок войти в топ-25 стран по плотности роботизации: «Это означает установку более 100 000 роботов». Для этого, в частности, к 2030 году в стране планируется создать более 30 центров развития робототехники, на что собираются выделить более 15 млрд рублей, из которых 8 млрд рублей — в 2025-2027 годах.

По оценкам Interact Analysis, объем мирового рынка мобильных роботов увеличится до $15,6 млрд к 2030 году и будет расти на 21% в среднем ежегодно. На текущий момент плотность роботизации в России составляет 19 роботов на 10 000 работников при среднемировом уровне в 162 робота, что свидетельствует о значительном потенциале для повышения уровня автоматизации производства, говорится в исследовании Kept «Рынок промышленной робототехники» (март 2025 года). Согласно расчетам аналитиков, для выполнения поставленной задачи потребуется увеличить плотность роботизации до 194 роботов на 10 000 работников к 2030 году. Для этого парк промышленных роботов следует нарастить более чем в девять раз — с 12 800 до 123 000 единиц. «Достижение этих показателей потребует среднегодового темпа роста парка роботов на уровне 38%, что существенно превышает текущие темпы внедрения робототехники в стране», — замечают в Kept.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+