
Вышли мне денег
Forbes ознакомился с результатами исследования Института развития интернета (ИРИ), Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) и Фонда «Сколково» (ВЭБ.РФ), посвященного IT-ландшафту российской игровой индустрии (совокупности программных продуктов, технологий и сервисов, которые используются для создания и оперирования видеоиграми). Организации опросили 140 представителей студий и индивидуальных разработчиков из разных регионов России — от инди-команд до компаний полного цикла.
Полученные данные легли в основу аналитических выводов и рекомендаций, которые будут направлены в профильные организации, регуляторам и Центру компетенций «Игровые сервисы» при Минцифры, говорится в исследовании. Его результаты призваны помочь сформировать приоритеты при отборе проектов, претендующих на статус особо значимых, и разработать меры поддержки индустрии.
Около 80% всех игровых студий так или иначе уже используют инструменты, основанные на ИИ, от написания кода и графики до создания сценариев и звукового контента, говорится в исследовании: «Это отражает тенденцию к автоматизации трудоемких этапов продакшена и использованию ИИ в креативных задачах». При этом наибольшая концентрация применения ИИ приходится на ранние стадии (концепт, прототипирование — 61,76%), что позволяет ускорить креативный поиск и тестирование гипотез. Половина студий интегрируют ИИ и на этапах продакшена/оперирования. ИИ постепенно закрепляется в рабочих процессах, а не только в экспериментах, делают вывод авторы отчета.
Среди главных сложностей в процессе разработки участники рынка видеоигр наиболее актуальными называют финансовые ограничения и сложности с продвижением (в сумме 97% компаний), а также технологическую зависимость от зарубежных сервисов и решений (83%). Кадровый дефицит затрагивает более трети участников рынка.
Ключевыми проблемами при использовании ПО отечественные разработчики игр видят доступность софта в России (25,74%) и его высокую стоимость (17,65%). Для большей половины респондентов (59,56%) эти факторы неактуальны — это, по данным исследования, говорит о наличии альтернативных решений или локальных самостоятельно ведущихся разработок.
Наиболее распространенными игровыми движками среди российских студий остаются Unity (56,6%) и Unreal Engine (39,7%), это отражает глобальные тенденции. Вместе с тем разработчики применяют и широкий спектр альтернативных решений, включая Godot, самописные и open source-движки.
ПК остается ключевой платформой для российских студий (91,9%), при этом почти половина компаний выпускает игры и для мобильных устройств (48,5%). Разработчики также нередко работают сразу с несколькими платформами, включая веб, консоли и AR/VR, это «открывает перспективы для расширения аудитории и выхода на новые рынки», подчеркивается в исследовании. С точки зрения каналов публикации наиболее популярными площадками выступают VK Play (64,7%), Steam (61,8%), RuStore (26,5%) и Google Play (26,5%). «Разработчики активно используют несколько платформ одновременно, расширяя охват игроков и снижая зависимость от отдельных каналов», — подчеркивается в исследовании.
Кроме того, российские разработчики считают наиболее приоритетными для создания локальных или опенсорсных аналогов такие зарубежные сервисы, как Unity Cloud, Epic Online Services, Xsolla и Photon. Индустрия фокусируется «на инструментах, критичных для разработки, оперирования и монетизации игр. Остальные решения менее востребованы с точки зрения приоритетности для замещения», пишут авторы исследования.
Респонденты также отмечают необходимость размещения различных обучающих материалов по работе с ПО на доступных для россиян площадках. Ранее они размещались на зарубежных платформах, сейчас заблокированных или замедленных в России. При этом большинство опрошенных (59,56%) предпочитают решения с открытым исходным кодом. Собственная инфраструктура с лицензией (36,76%) также популярна, тогда как облачные SaaS/IaaS решения (23,53%) заметно менее востребованы.
При этом почти для половины проектов (44,85%) облачные решения неактуальны, это говорит об использовании, например, собственной локальной инфраструктуры. «Яндекс» (26,47%) и VK Cloud (16,91%) лидируют среди российских облачных решений. Международные сервисы (AWS, Google Cloud и т.д.) используются значительно меньшим числом студий: на каждый приходится лишь около 8%, и множество студий применяют гибридный подход — сочетают облака с собственной инфраструктурой.
От базы к оптимизму
По данным исследования Strategy Partners, объем российского рынка видеоигр в 2024 году мог вырасти на 4,7%, до 187 млрд рублей. Согласно базовому прогнозу аналитиков, индустрия видеоигр будет расти на 5% ежегодно и к 2030 году составит 257 млрд рублей. Этот сценарий, указывают в Strategy Partners, предполагает умеренное увеличение ассортимента новых игр, стагнацию или слабый рост игровой аудитории, сохранение текущих экономических и геополитических условий в России, ограниченные меры государственной поддержки отрасли.
«В оптимистичном сценарии развития общий объем рынка может достигнуть 327 млрд рублей. Компании увеличат доход от успешных релизов и будут вкладывать средства в разработку новых продуктов. Индустрия сможет расти быстрее, если отечественные игроки начнут выходить на рынки дружественных стран», — оценивали ранее в Strategy Partners.
«Не просто бизнес-продукт»
Советник по коммуникациям Axiom Game Labs Ярослав Мешалкин особо выделяет два момента в исследовании. Во-первых, отрасль, по его мнению, по-прежнему упирается в классическую тройку барьеров: ограниченные бюджеты, сложности с продвижением и технологическую зависимость от зарубежных сервисов. Это сигнал и для государства, и для инвесторов — без системных вложений в маркетинг и собственные инфраструктурные решения индустрия рискует оставаться нишевой, рассуждает он.
«Слабость в продвижении связываю прежде всего с недостатком в индустрии кадров, обладающих качественным корпоративным или агентским опытом. Если за рубежом в игровых студиях и издательствах зачастую работают лучшие коммуникаторы из индустрии медиа и развлечений, FMCG или e-commerce, то в России PR и маркетинг делают по остаточному принципу: им может заниматься CEO студии или любой сотрудник с некоторым количеством свободного времени», — считает Мешалкин. Притом что привлечь на интересный игровой проект коммуникатора гораздо проще, чем в более «скучных» сферах, в этом преимущество игровой индустрии — здесь интересно работать, обращает внимание он.
«Во-вторых, мы видим массовое внедрение ИИ, когда около 80% студий уже используют его в реальной работе, — указывает Мешалкин. — Российский рынок движется в фарватере мировых трендов, а местами даже быстрее адаптирует новые технологии. Такая открытость может стать нашим преимуществом в дальнейшем развитии и экспансии, позволяя экономить ресурсы и ускорять процесс разработки». В то же время он просит не забывать, что хорошие игры — это не просто бизнес-продукт: «В основе всегда лежит человеческий талант, которому ИИ может помочь в реализации, но не заменить его».
Главная проблема остается в деньгах, констатирует сооснователь True Gamers Влад Белянин. По его словам, инди-разработчику для выхода на международный рынок нужно около $100 000, опытные команды ищут миллионы, а в России большинство проектов поднимают суммы до $50 000: «При этом исследование четко показывает, что рынок все еще «сидит» на зарубежных движках — Unity и Unreal».
Бросается в глаза тотальное преобладание инди-разработчиков среди участников опроса, говорит основатель игровой студии Vengeance Games Константин Сахнов. «Это видно по проблемам, указанным ими как актуальные. Одна из наиболее популярных — недоступность иностранных сервисов. Любая компания, обладающая инвестициями уровня стартапа, обходит эти ограничения, открывая юридические лица и счета в иностранных юрисдикциях. Это говорит о преобладании инди и трудностях с привлечением инвестиций для перехода на более высокий уровень», — согласен с Беляниным он. Многие рассматривают ИРИ в качестве инвестора, который вложится в их проекты, но такое представление об институте, по мнению Сахнова, ошибочно. «В остальном же результаты подтверждают сложившиеся представления об отечественной индустрии: яркая, талантливая и нуждающаяся в деньгах», — резюмирует Константин Сахнов.
Основной вывод: на государственном уровне нужно поставить задачу создания собственного движка, считает Белянин. «Идеально, если это будет AI-движок, настолько простой и доступный, что им смогут пользоваться даже школьники на уроках информатики. Это решает сразу несколько задач: снижает зависимость от внешних технологий, дает доступ к созданию реальных игр и создает шанс вырастить поколение разработчиков, которые смогут вывести российский геймдев на мировой уровень», — заключает он.
