К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Резидентские выборы: МТС запускает для стартапов программу с доступом к Big Data

Фото Сергея Ведяшкина / Агентство «Москва»
Фото Сергея Ведяшкина / Агентство «Москва»
МТС запускает резидентскую программу, участники которой получат доступ к Big Data и аналитике экосистемы компании. Это коммерческое партнерство без инвестиций в капитал, куда компания намерена привлечь несколько десятков стартапов в течение двух лет. По словам экспертов, корпорации давно развивают практику поддержки стартапов, предоставляя им бесплатный доступ к ресурсам, менторство и маркетинговую поддержку без необходимости отдавать долю в бизнесе. Кроме того, это мягкий способ привязать перспективные проекты к экосистеме, при этом основные риски по тестированию и первичной разработке ложатся на стартапы, указывают аналитики

Искусственный отбор

Платформа для развития технологических проектов MTS Startup Hub открывает резидентскую программу, участники которой получат бесплатный доступ к Big Data и аналитике экосистемы, сообщил Forbes вице-президент «Экосистемы МТС» (включает в себя активы, которые не относятся к телекому и рознице — финтех, медиа, AdTech, IT-холдинг МТС Web Services, «Юрент») по стратегии и развитию Александр Горбунов. «Это широкое стратегическое коммерческое партнерство без инвестиций в капитал. Наша задача — помочь стартапам вырасти в десятки раз, — говорит он. — Чтобы понять, где находятся их точки роста и эффективности, мы намерены совместно со стартапами анализировать их клиентские данные через призму «больших данных» экосистемы МТС. Мы много лет развиваем эту компетенцию, у нас работают сотни специалистов в этой функции».

По словам топ-менеджера, МТС даст стартапам возможность реализовывать индивидуальные коммерческие проекты совместно с сервисами экосистемы компании. «Если один из 100 участников станет «единорогом» при нашей поддержке и на нашей инфраструктуре, мы будем считать свою миссию успешной. Коммерческая ценность же для экосистемы может быть реализована как совместные проекты по модели revenue sharing (модель, при которой доходы делятся между участниками. — Forbes)», — рассуждает Горбунов.

Резидентами могут стать в первую очередь «цифровые компании B2C с высокими темпами роста бизнеса, качественным продуктом и со значительным потенциалом для масштабирования», поясняет вице-президент «Экосистемы МТС». МТС StartUp Hub намерен привлечь в резидентскую программу несколько десятков стартапов в течение двух лет. Первыми ее участниками стали девять проектов: сервис для заказа бытовых услуг Airo, приложение для учета личных финансов CoinKeeper, сервис онлайн-тренировок FitStars, сервис доставки еды из ресторанов к вагону поезда «ЕдуЕм», онлайн-автошкола «Баранка», платформа для командных игр на большом экране PartyStation, онлайн-логопедия «Логопотам», сервис быстрой аренды инструментов YouTool и платформа для коллективных инвестиций в коммерческую недвижимость SimpleEstate.

 

В компании не исключают вхождения в капитал на поздних стадиях сотрудничества, говорит Александр Горбунов: «Проект дает нам хорошую воронку для M&A в случае состоявшихся синергий, но не создает дополнительных обязательств. Мы не ограничиваем стартапы от работы с другими экосистемами и считаем это значимым преимуществом программы».

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Экосистемный венчур

МТС активно занимается венчурной деятельностью. Так, корпоративный акселератор MTS Startup Hub, ставший для компании центром инноваций и инвестиций, а для стартапов — «единым окном» для входа в экосистему МТС, появился в 2019 году. «В 2020-м МТС начал очень активно смотреть на комплементарные активы на венчурном рынке», — рассказывал Forbes основатель и управляющий партнер the12capital Дмитрий Козлов. Сложно найти стартап, к которому МТС не присматривался, подтверждал тогда же вице-президент компании по финансам Алексей Катунин.

 

Также у компании есть свой венчурный фонд, работающий на базе MTS StartUp Hub. Среди ключевых параметров при выборе проектов — перспективы быстрого роста и синергия с новыми бизнес-направлениями МТС. Фонд инвестирует в стартапы как на ранних, так и на поздних стадиях. При этом после изменения общей стратегии МТС (с фокусом на эффективность текущих продуктов) он ориентируется на более короткие горизонты возврата инвестиций с обязательным условием — высокая степень синергии с текущими бизнес-юнитами компании, уточняют в компании.

Кроме того, в сентябре 2025 года «дочка» МТС MTS Web Services (MWS, объединяет IT-активы компании) запустила свой акселератор для стартапов в сфере генеративного ИИ и корпоративных SaaS-решений с инвестициями до $2 млн на проект.

Ранее «Московский инновационный кластер» (МИК) публиковал отчет о состоянии венчурного рынка в России. В первом полугодии 2025-го объем инвестиций в стартапы составил $83 млн — это в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года ($46 млн). Количество сделок при этом сократилось на 16%, до 62. Большая их часть, 66%, или $55 млн, пришлась на частные фонды.

 

Восполнение дефицита форматов

Модель «инфраструктура вместо капитала» становится все более заметной альтернативой прямым инвестициям, указывают эксперты. Она позволяет корпорациям запускать воронку сотрудничества без риска, а стартапам получать доступ к возможностям, которые иначе были бы недоступны на ранней стадии, считает руководитель консалтинговых проектов Центра корпоративных инноваций и продуктового развития «Акселератора ФРИИ» Кирилл Соснин. Крупные мировые корпорации уже много лет развивают практику поддержки стартапов, предоставляя им бесплатный доступ к облачным сервисам, менторство и маркетинговую поддержку без необходимости отдавать долю в бизнесе, говорит вице-президент ГК Softline Елена Волотовская: «Российские компании идут тем же путем, предлагая стартапам свою инфраструктуру».

Соснин считает подход МТС здравым. На рынке, по его словам, давно ощущается дефицит форматов взаимодействия между корпорациями и стартапами, которые не требуют немедленной доли, подписки на эксклюзив или глубокой интеграции уже на первом этапе. Здесь же, говорит он, ставка сделана на мягкое вовлечение, когда экосистема становится не инвестором, а соавтором роста. «При этом важно понимать: даже если формат не предполагает покупку доли, определенная степень «привязки» все равно возникает. Интеграции с инфраструктурой, доступ к данным, совместные гипотезы — все работает на сближение, — обращает внимание Соснин. — И хотя в МТС подчеркивают, что не ограничивают стартапы от взаимодействия с другими экосистемами, подобная модель все равно формирует устойчивую операционную зависимость. Не в юридическом, а в технологическом смысле».

Действительно, это можно рассматривать как мягкий способ привязать перспективные проекты к экосистеме, согласна Волотовская: стартап получает выгоду «здесь и сейчас», МТС получает возможность первым тестировать и внедрять новые решения. При успешном росте компании вероятность, что она останется внутри экосистемы МТС, сильно выше, полагает она. Но возможна зависимость от инфраструктуры, размышляет о подводных камнях такой модели Елена Волотовская. «Стартапы будут строить свою аналитику и бизнес-процессы на базе сервисов и Big Data МТС. Если позже появится необходимость сменить платформу, миграция может оказаться крайне дорогой и технически сложной. Таким образом, формально свобода есть, но фактически компания врастает в инфраструктуру МТС», — предупреждает она.

Эволюция подхода к большим данным у крупных компаний прошла несколько этапов, рассуждает управляющий директор фонда «Восход» Сергей Амирян. Изначально, по его мнению, преобладала уверенность в исключительной ценности собранных данных самих по себе, что определяло закрытую монетизационную политику. «Со временем стало очевидно, что внутренних ресурсов для полноценной коммерциализации этих массивов информации и создания успешных сервисов на их основе часто недостаточно. Запуск внутренних продуктов требует значительных инвестиций и несет высокие риски, связанные с тестированием гипотез, — продолжает он. — В этой связи современные программы сотрудничества со стартапами можно рассматривать как логичное развитие стратегии. Они позволяют экосистемам решить задачу эффективного использования данных, минимизируя собственные издержки на R&D. Предоставляя доступ к данным, компания фактически перекладывает на внешних участников процесс поиска и валидации рабочих бизнес-моделей».

Корпорации все чаще работают с внешним контуром не только через инвестиции, но и через альтернативные формы. Кирилл Соснин приводит в качестве примера программу Yandex Cloud Boost, где стартапам выделяют гранты на облачные мощности, инструменты для машинного обучения и хранения данных: «Построив архитектуру продукта на платформе, стартап с высокой вероятностью останется на ней в дальнейшем. Получается win-win: молодой проект экономит на инфраструктуре, облачный провайдер получает будущего крупного клиента».

 

Другой близкий по духу формат — это media for equity, модель, в которой стартап получает рекламный инструментарий вместо прямых инвестиций. Этим активно пользуются медиахолдинги в мире (вроде Mediaset), а в России инструмент применяли в «Газпром-медиа». Так, в 2017 году первым проектом, привлекшим внимание медиахолдинга, стал сервис по доставке еды Instamart (впоследствии стал частью СП Сбербанка и Mail.ru Group и получил название «СберМаркет» — сейчас «Купер»). Средства направили на его рекламную кампанию на площадках медиахолдинга, вспоминает Соснин: «В высококонкурентных сегментах, где важен эффект узнаваемости и быстрой воронки, это может стать решающим фактором роста».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+