WSJ узнала о рисках для пассажирских самолетов после взрыва Starship в январе
В январе 2025 года два пассажирских лайнера и бизнес-джет из-за нехватки топлива были вынуждены пролететь через запретную для полетов зону после взрыва космического корабля Starship компании SpaceX Илона Маска, выяснила WSJ. На борту самолетов находились около 450 пассажиров. Федеральные власти в феврале начали проверку рисков, вызванных взрывом ракеты, но в августе приостановили ее
Взрыв космического корабля Starship компании SpaceX Илона Маска в январе 2025 года представлял большую опасность для авиаперевозок, чем считалось ранее. Об этом сообщает The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на данные Федерального управления гражданской авиации (FAA). Три самолета, на борту которых находилось в общей сложности 450 человек, объявили о нехватке топлива и пролетели через временную бесполетную зону после взрыва.
Речь идет о рейсах авиакомпаний JetBlue и Iberia Airlines и частном бизнес-джете, следует из материалов FAA. Их пилоты были поставлены перед выбором: облететь зону, в которой могли находиться обломки ракеты SpaceX, на остатках топлива или продолжить движение через пространство, где временно запретили полеты, отмечает WSJ. Все три рейса благополучно приземлились в пунктах назначения.
FAA ранее разработало способ борьбы с «катастрофическим риском для воздушного движения, взаимодействующего с космическими миссиями» путем создания временных бесполетных зон. 16 января SpaceX запустила Starship в седьмой испытательный полет. Цели миссии включали анализ эффективности модернизированной двигательной установки Starship и теплозащитного экрана. По данным FAA, взрыв Starship вызвал огненный дождь из обломков ракеты в некоторых частях Карибского региона.
Попадание обломков в самолет во время полета может привести к катастрофическим последствиям — повреждениям самолетов и гибели пассажиров, пишет WSJ. Представитель JetBlue заявил, что авиакомпания уверена в том, что все ее рейсы благополучно миновали места, где были обнаружены обломки. Представитель Iberia сказал, что рейс прошел «через этот район уже после того, как все обломки упали, поэтому угрозы безопасности не было».
Согласно отчету FAA, авиадиспетчеры пытались отвести самолеты от места падения обломков, но это увеличило нагрузку на них и привело к «потенциальному серьезному риску для безопасности». После взрыва по меньшей мере два самолета пролетели слишком близко друг к другу, и диспетчеру пришлось вмешаться, чтобы избежать столкновения, следует из материалов авиарегулятора. В документах также говорится, что SpaceX не сразу сообщила FAA о взрыве по официальной горячей линии.
SpaceX отказалась от комментариев, а после публикации WSJ заявила, что информация в статье вводит в заблуждение, и назвала ее неполной. «При каждом испытательном полете Starship безопасность общественности всегда была главным приоритетом для SpaceX. Ни один самолет не подвергался риску, SpaceX стремится ответственно использовать воздушное пространство во время запусков и возвращений в атмосферу, уделяя первостепенное внимание безопасности людей на земле, на море и в воздухе», — говорится в сообщении компании в социальной сети X (заблокирована в России).
В феврале руководители FAA созвали группу экспертов, чтобы пересмотреть способы борьбы с рисками от обломков ракет в результате неудачных космических полетов, но приостановили проверку безопасности в августе. Агентство заявило, что приостановило проверку, поскольку большинство рекомендаций группы по безопасности уже выполнялось. В недавнем прогнозе FAA заявило, что в ближайшие годы оно планирует контролировать в среднем от 200 до 400 запусков ракет в год.
Для сравнения, с 1989 по 2024 год ежегодно проходило в среднем 20 запусков. Капитан Джейсон Амбрози, президент профсоюза пилотов авиалиний, призвал улучшить взаимодействие с авиаторами, диспетчерами и авиакомпаниями — меры могут включать в себя заправку большим количеством топлива, поиск альтернативных маршрутов или задержку вылетов. По данным Криса Кунстадтера, многолетнего руководителя в сфере космического страхования, треть ракет, запущенных с 2000 года, потерпели неудачу во время первого полета.
В 2021 году NASA выбрало Starship в качестве корабля, который впервые более чем за 50 лет доставит людей на поверхность Луны до 2030 года. Дональд Трамп присутствовал на испытательном запуске Starship в ноябре 2024 года и публично поддержал идею Маска о полетах на Марс. Starship предназначен для доставки экипажа и грузов на околоземную орбиту, Луну, Марс и за их пределы, говорится на сайте компании.
SpaceX совершенствует космический корабль в ходе запусков со своего комплекса в Браунсвилле (штат Техас). Во время этих полетов Starship должен подниматься над Мексиканским заливом и приводняться в Индийском океане. После 11 запусков Starship SpaceX планирует полеты, в ходе которых космический корабль пролетит над Флоридой, Мексикой и маршрутами самолетов в Северной Атлантике. Ожидается, что в начале 2026 года SpaceX запустит новую, более мощную версию Starship. В сентябре Маск сказал, что у корабля «могут возникнуть некоторые проблемы на начальном этапе, потому что он претерпел радикальные изменения».
