Закодирован с умом: вендор платформы ИИ-агентов Veai привлек 400 млн рублей

Миллионы на агентов
Стартап Veai привлек 400 млн рублей на развитие платформы промышленного искусственного интеллекта для разработки ПО в корпоративном секторе, сообщил Forbes совладелец и генеральный директор Veai Михаил Кудинов. По его словам, ведущим инвестором в сделке выступил холдинг «Восток Инвестиции», который проводил due diligence и предоставил компании конвертируемый заем. С бизнес-ангелами Николаем Антипиным и Романом Черновым был equity-раунд, добавил Михаил Кудинов. Представитель «Восток Инвестиций», Николай Антипин и Роман Чернов подтвердили Forbes участие в этой сделке. Какая при этом была оценка Veai, в компании не раскрыли.
По словам Михаила Кудинова, для сделки Veai с инвесторами было создано отдельное юридическое лицо — ООО «ИИТЕХ». Как следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс», эта компания зарегистрирована 9 октября. Первыми владельцами стали Михаил Кудинов (92,44%) и Николай Антипин (7,56%). 10 декабря доля Михаила Кудинова была снижена до 87,51%, доля Николая Антипина выросла до 8,54%. В капитал также вошли Роман Чернов (3,94%) и юридическое лицо холдинга «Восток Инвестиции» МКООО «Кенигсберг Инвестментс» (0,01%).
Холдинг приобрел миноритарную долю вендора Veai, сообщили Forbes в «Восток Инвестициях». Привлеченные от «Восток Инвестиций» средства компания планирует направить на совершенствование технологий контроля качества и безопасности генерации кода, а также масштабирование продаж на российском рынке, сообщили в холдинге, не раскрыв сумму инвестиций в Veai. Сейчас завершен первый этап сделки. В дальнейшем доля холдинга в компании будет увеличена, останется миноритарной, уточнил источник Forbes на финансовом рынке, знакомый с деталями договоренностей сторон.
Кто инвесторы
Холдинг «Восток Инвестиции» основан российской командой международной инвесткомпании Baring Vostok Capital Partners (BVCP). В феврале 2024 года «Восток Инвестиции» получил регуляторные разрешения на выкуп активов фондов BVCP. Приобретение долей в Ozon и в компании «Ренессанс Страхование» одобрил президент Владимир Путин. Покупку долей еще в десяти компаниях согласовала правкомиссия, сообщал РБК. Это доли в компаниях «Солофарм», Skyeng, «Вкусвилл», Familia, Sravni.ru, «Баланс Платформа», Viasat, Profi.ru, CarPrice и Voximplant. В апреле 2025 года стало известно, что «Восток Инвестиции» вышли из состава акционеров своего самого крупного актива — Ozon. В июле Ozоn объявил, что его новым акционером стал венчурный инвестор Александр Чачава.
Инвестируя в Veai, «Восток Инвестиции» таким образом расширяет инвестиционный фокус и начинает инвестировать в технологические компании с собственными разработками на ранних стадиях. Преимущественными станут сделки в трех направлениях — ИИ, софтверные решения для бизнеса и биотехнологии, сообщили в холдинге. Инвестиция в Veai стала первой такой сделкой, уточнил представитель «Восток Инвестиций».
Продукт Veai развивает сильная команда инженеров международного уровня, в которой есть выходцы из компаний JetBrains и Huawei, рассказала директор по развитию венчурного направления «Восток Инвестиции» Ксения Бабурина. В холдинге считают, что Veai — один из «ключевых претендентов на первенство в формирующемся сегменте AI-решений для enterprise-разработки». Спрос на их решения подтверждается наличием «пилотов» в ведущих российских компаниях, добавила Бабурина: «Восток Инвестиции» инвестирует не только капитал, готовы «помогать Veai с поиском новых заказчиков и укреплением партнерств с другими разработчиками».
Николай Антипин ранее работал инвестбанкиром в одном из крупнейших банков России, сейчас он бизнес-ангел. В числе проектов, в которые он инвестировал, — компании из отрасли цифровой рекламы Segmento и AddReality, а также облачная платформа VeeRoute, основанная братьями Кудиновыми. Роман Чернов, как отмечает Veai, — это эксперт технологической индустрии с более чем 20-летним опытом работы в финансовой и банковской сфере.
Кому дали деньги
Генеральный директор Veai Михаил Кудинов окончил факультет информтехнологий и программирования Санкт-Петербургского университета ИТМО в 2008 году. В 2007 году вместе со старшими братьями Игорем и Владиславом Михаил стал совладельцем компании «Тонкие технологии», следует из базы «СПАРК-Интерфакс». По словам Кудинова, их компания занималась дистрибуцией техники Igel Technologies. Это один из крупнейших в мире производителей тонких клиентов — похожих на компьютер пользовательских терминалов для подключения к корпоративной инфраструктуре виртуальных рабочих столов. «С 2015 года немецкая компания прекратила продажи в России, поэтому бизнес («Тонкие технологии») был закрыт», — сообщил Михаил Кудинов. «Тонкие технологии» были исключены из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо в 2017 году. В 2022 году Igel Technology выступила с заявлением, из которого следует, что компания замораживает новые бизнесы и продажи в России и Белоруссии до отдельного уведомления.
Следующий проект братьев Кудиновых, VeeRoute, был более успешным. Стартап, работавший над оптимизацией доставки, был основан в 2014 году и в дальнейшем привлек таких клиентов, как «Почта России» и Oriflame. Как следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс», операционное юрлицо стартапа VeeRoute «ВИИРОУТЕ РНД» было зарегистрировано в 2015 году Владиславом Кудиновым. В том же году компания привлекла инвестиции от бизнес-ангелов Игоря Калошина и Богдана Ярового. В 2017 году VeeRoute привлекла более $1 млн от венчурного фонда «Банка Санкт-Петербург» и ряда бизнес-ангелов. В ходе трех инвестраундов VeeRoute в сумме привлекла $3 млн, уточнил Михаил Кудинов. По его словам, он сейчас входит в число акционеров кипрской компании VRT Global Limited, которой принадлежит 100% ООО «ВИИРОУТЕ РНД». «Сейчас VRT Global Limited проходит процедуру редомициляции и переезжает в Калининград», — говорит Михаил Кудинов.
Кудинов также выступил основателем Workme, площадки для подбора команд разработчиков для корпоративных клиентов. Как говорится на странице проекта на платформе «Хабр», Workme — это совместный проект VeeRoute и банка ВТБ. Юрлицо Workme ООО «ВОРКМИ» зарегистрировано в 2020 году. Михаил Кудинов получил 70% этой компании, владельцем 30% стала Екатерина Голяпа. «Она бывший разработчик, а теперь операционный директор компании Workme», — пояснил Кудинов. В 2025 году «ВОРКМИ» сменила название на «АИ ТЕСТ» и зарегистрировала программу-инструмент для автоматической генерации тестов, следует из базы «СПАРК-Интерфакс».
Veai Михаил Кудинов запустил вместе с братом Владиславом, который работает техническим директором этой компании. Игорь Кудинов сейчас никак с ней не связан, отметили в Veai.
«Горячий рынок»
По словам Николая Антипина, его решение об инвестиции в Veai базируется на успешном опыте работы с основателями. Кейс VeeRoute доказал их способность создавать сложные B2B-продукты мирового уровня, пояснил Антипин. «В Veai собрана одна из лучших на рынке команда, это ключ к успеху на рынке AI-решений, сейчас очень горячем с точки зрения инвестиций и перспектив. Уже сейчас в Veai мы видим кратный рост спроса — количество пилотов и контрактов удваивается от месяца к месяцу», — рассказал Forbes Николай Антипин.
Veai используют более 20 крупных российских компаний и свыше 1500 инженеров ежедневно, отмечает Михаил Кудинов. По сообщению «Восток Инвестиций», среди клиентов Veai — IT-компания IBS, инвестиционная компания БКС, Московский кредитный банк. Основными конкурентами Veai на потребительском рынке он называет сервисы Cursor и Claude Code. «В России мы пересекаемся в клиентах с такими решениями, как Giga Code от Сбербанка, Continue.dev», — добавил Кудинов.
EGAR Technology активно использует платформу Veai для написания тестов и разработки новых проектов, говорит представитель компании Анна Мишина. «Аналогов прямых решений от Veai не знаем, так как корпоративным стандартом для нас является среда разработки JetBrains IntelliJ IDEA, на которой подобных решений, поддерживающих полноценное использование in-house LLM-моделей во внутреннем корпоративном дата-центре, мы не встречали», — отметила она.
Forbes направил запросы в МКБ, БКС, IBS и Сбербанк.
В платформе Veai используются семь ИИ-агентов, рассказали в компании: для изменения кода, тестирования, ревью кода, работы с документацией и требованиями, отладки, оптимизации и изучения кода. Использование методов формальной верификации и статического анализа позволяет минимизировать ошибки, галлюцинации нейросетей при генерации кода, заявили в Veai. «Доля всех видов ошибок Veai-агентов — около 10%, что существенно ниже наилучшего из конкурентов (33%) при прочих равных (одинаковый код, модель, промпт пользователя), — заверяет представитель компании. — Это достигается не только за счет аккуратного использования ИИ, но и благодаря инструментам платформы IDE (интегрированной среды разработки), а также наших собственных уникальных технологий в области формальных математических методов, таких как data-flow анализ, символьное исполнение и инструментация кода. Сравнение мы проводим на внутреннем бенчмарке, который состоит из более чем 30 реальных проектов с 150 000 строк кода в проекте и выше».
У популярных зарубежных и российских ИИ-продуктов для разработчиков доля галлюцинаций нейросетей не очень высокая, поскольку наибольшее количество ошибок, как правило, встречается при некорректно сформулированных промптах, отмечает руководитель лаборатории прикладного искусственного интеллекта СПб ФИЦ РАН Максим Абрамов. «Разработчики же в большинстве случаев понимают принципы работы больших языковых моделей и умеют формировать корректные, квалифицированные запросы, которые позволяют генерировать код практически без галлюцинаций», — говорит он.
Доля галлюцинаций нейросетей в ИИ-агентах для работы с кодом зависит от нескольких факторов, отмечает генеральный директор ООО «Аватар машина» Виктор Носко. Первым он называет эффективность самого RAG-решения (Retrieval-Augmented Generation, генерация на основе найденной информации), то есть качество работы агента, который читает техническое задание, смотрит код и т. п. Следующий фактор — эффективность цепочек агентов на числе шагов более трех. «С этим почти у всех проблемы: чем больше шагов, тем больше галлюцинаций», — говорит он. И, наконец, сложность проекта и задачи. «Полностью проект LLM (большая языковая модель) написать не может, но кусочками — да, может исправить баги или написать документы по коду», — рассуждает Носко.
«AI-агенты для написания и проверки кода, безусловно, востребованное направление. Сегодня уже есть немало стартапов в этой области, — рассказывает Абрамов. — Другой момент — количество ресурсов, которыми обладает компания. У подобных решений есть сильные конкуренты с существенно большими вычислительными мощностями и возможностями для масштабирования, что позволяет им двигаться быстрее. При этом не исключено, что команда Veai нашла собственную нишу и фокусируется на конкретных задачах».
По словам Максима Абрамова, возглавляемая им лаборатория активно использует такие продукты: «Например, в нашей команде около 40% кода сегодня пишется с применением больших языковых моделей и агентных систем. Это заметно ускоряет разработку и повышает эффективность работы инженеров». При этом он не считает, что развитие подобных решений угрожает рабочим местам разработчиков: «Напротив, квалифицированные специалисты останутся востребованными. Скорее изменится сама специфика работы: значительную часть времени будет занимать валидация, анализ и доработка кода, сгенерированного ИИ».
AI-агенты для генерации и проверки кода сегодня крайне востребованы бизнесом — они решают проблемы дефицита разработчиков и роста сложности IT-продуктов, подтверждает партнер инвесткомпании Kama Flow Кирилл Тишин. По его словам, глобальный интерес к этому сегменту иллюстрирует пример Cursor AI, который получил оценку около $30 млрд (привлек $2,3 млрд при оценке в $29,3 млрд в ноябре 2025 года) при ежемесячной выручке от подписки около $100 000. «Конечно, для России такие оценки, как у Cursor AI, скорее недоступны, но российский рынок движется в том же направлении. Для стартапа уровня Veai справедливая оценка на seed-стадии могла бы составлять около 0,5 млрд рублей. При фокусе на B2B и корпоративных клиентах компания потенциально способна показывать двукратный рост в первые годы», — полагает Тишин.
«Направление перспективное, но сложное, потому что в нем ожидается дикая конкуренция. Любопытно, что последние три дня два из них я ужинал с людьми, которые занимаются подобными историями, но при этом не привлекают инвестиции», — рассказывает сооснователь венчурного фонда «Стриго Кэпитал» Дмитрий Комиссаров. По его мнению, чтобы быть успешным в таком инструменте, нужно быть global-компанией, а насколько сейчас это будет возможно, сказать сложно: «Повторить успех JetBrains сейчас сложно, есть очень много ограничений для российских компаний».
На американском венчурном рынке стоимости подобных проектов «зашкаливают и могут быть бесконечными», напоминает он. Но как оценить 100% Veai в данной сделке, непонятно — нет данных о выручке компании, говорит Дмитрий Комиссаров. «Но я бы чисто интуитивно сказал, что оценка завышена. Будет достаточно сложно получить это самое value», — заключил он.
Венчурный камбэк
Решение «Восток Инвестиций» по выходу в венчурный сегмент Дмитрий Комиссаров объясняет тем, что на этом рынке в России мало участников и денежных средств, рынок фактически схлопнулся.
Выход «Восток Инвестиций» в венчурные проекты — логичный и позитивный сигнал для рынка, полагает Кирилл Тишин: крупный капитал начинает системно работать с технологическими стартапами. «Любое развитие нашего малоактивного инвестиционного ландшафта мы приветствуем, — размышляет он. — Скорее, мы видим в «Восток Инвестициях» не конкурентов, а новых участников экосистемы. Наша стратегия как частной инвесткомпании — быть партнерами для технологических команд, предоставляя не только финансирование, но и инфраструктуру для роста в России и за рубежом. «Восток Инвестиции» с их опытом работы с крупными активами — потенциально хороший партнер для нас».
Впрочем, команда «Восток Инвестиций» во время ее работы в BVCP ранее иногда совершала венчурные инвестиции в технологичные быстрорастущие компании, напоминает финансовый консультант Антон Иншутин, сооснователь и экс-управляющий партнер фонда InVenture Partners: «В частности, мы в Inventure Partners ранее привлекали от них инвестиции для Gett и Busfor». По его словам, у BVCP также были инвестиции в BlaBlaCar, французскую ridesharing-компанию, которой BVCP продали российские проекты «Подорожник» и Busfor. До этого BVCP инвестировал на ранней стадии в «Яндекс», «Иви», Ozon, Центр финансовых технологий, «Авито», Skyeng, позже — в ElektroNeek, Mindbox, Kodland и пр., перечисляет Антон Иншутин.
