К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Шлем Бога: как ученые ищут физиологические основы религиозности

Николай Рерих «Матерь Мира», 1924
Николай Рерих «Матерь Мира», 1924
Пока нейрофизиологи возятся с томографами, патофизиологи пытаются проанализировать ключевые исторические фигуры на предмет их психических особенностей

Материал N+1.

Недавно израильским ученым удалось впервые получить энцефалограмму человека непосредственно во время «божественного откровения», которое пережил страдающий эпилепсией мужчина. И пусть ЭЭГ не отличается особой информативностью, даже такие сведения имеют большое значение для «нейротеологии» — исследований биологических основ религиозности. Пока что этой отрасли нейрофизиологии приходится довольствоваться отрывочными сведениями и ограниченными экспериментами, а данных, о интерпретации которых идут споры, гораздо меньше, чем самих споров. Тем не менее уже сейчас ученым удалось получить на этой ниве интересные результаты, о которых хочется кое-что рассказать.

Так уж получилось, что сейчас мы совершенно не удивляемся нейроисследованиям любой сложности и направленности (от традиционного исследования когнитивных функций до секса в магнитно-резонансном томографе). Действительно, поле изучения нейронауки огромно и разнообразно до такой степени, что не обошло вниманием уж совсем абстрактных, философских и даже табуированных для обывателя вещей. Вот как раз такое противоречивое и загадочное впечатление на первый взгляд производит термин «нейротеология».

 

quote_block node/242037Родом из утопии Олдоса Хаксли, нейротеология претерпела ряд метаморфоз и теперь является отдельной частью нейронауки. В ее задачи входит изучение связи между функционированием головного мозга и религиозным опытом, а точнее создание нейробиологических моделей религиозной веры путем установления корреляции процессов в нервной системе с субъективным духовным опытом.

Я расскажу об одной достаточно массивной части исследований и споров, которым дала толчок эта дисциплина. Речь пойдет об особом функциональном свойстве височной доли головного мозга. Именно эта структура на заре нейротеологии претендовала на звание «пятна Бога».

 

Уайлдер Пенфилд, традиционно известный нам по рисунку страшненького человека в учебниках биологи, неоднократно проводил операции на открытом мозге — во время таких операций пациент остается в сознании, чтобы давать обратную связь хирургу. Пенфилд заметил, что при стимуляции височной доли пациенты периодически давали странный отклик. Они говорили о переживаниях божественного, мистического и даже «космического» толка. Этот неожиданный для Пенфилда результат четко пересекался с тем состоянием, которое описывают больные височной эпилепсией перед припадком. Озарение, экстаз или, как писал Достоевский, «высшее бытие» — достаточно типичные слова в рассказах таких больных. Связь особых религиозных переживаний и височных долей подтвердилась целым рядом экспериментов.

Вилейанур Рамачандран в книге «Фантомы мозга» описывает эксперимент, проведенный на больных височной эпилепсией. Группе нормы и группе больных демонстрировалось три ряда слов и картинок. Первый набор стимулов был нейтрален по содержанию, а остальные были либо сексуально, либо религиозно заряжены. Измерялся у испытуемых один из самых простых показателей реакции на стимул — кожно-гальваническая реакция. У человека здорового, как вы наверняка догадались, самая сильная реакция наблюдалась на сексуальные слова. И вы, возможно, опять же догадались, что показывала реакция, снимаемая у человека с височной эпилепсией. В этом случае отклик на слова религиозного толка был значительно выше всех остальных. Результаты этого эксперимента очень красиво совпадают с симптомокомплексом характерного для больных эпилепсией синдрома Гешвинда, в который традиционно входит гиперрелигиозность и снижение сексуального интереса.

Николай Рерих «Пророк Магомет», 1925

 

Дальше всех в изучении этого вопроса зашел профессор Майкл Персингер из Лаурентианского университета. Согласно его гипотезе, активность в височной доле мозга вызывает возбуждение в лимбической системе, а именно в миндалевидном теле, что, в свою очередь, приводит к возникновению состояний, лежащих в основе переживаний религиозного характера. Профессор Персингер вместе с инженером Стенли Кореном сконструировали аппарат, способный воздействовать на височные доли магнитными полем. Получилась такая слабенькая версия транскраниальной магнитной стимуляции. Персингер установил, что подобное специфическое воздействие на височные доли мозга (а это, считайте, «репетиция» эпиприпадка) может вызвать у испытуемых ощущение присутствия потустороннего, религиозного озарения и даже переживание выхода из тела. Примечательно, что верующие люди отождествляли эти переживания с божественным, а неверующие — с привидениями. Устройство получило название «Шлем Бога», а исследование повлекло за собой такое количество научных войн, что вполне могло стать ветхозаветным сюжетом.

Продолжение читайте здесь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+