К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Третий срок: чего достиг Марк Цукерберг в свои 30

фото Getty Images
фото Getty Images
Основатель Facebook празднует сегодня день рождения. Forbes оглядывается назад, чтобы понять: перед нами абсолютно уникальная история успеха

В первый раз имя Марка Цукерберга попало на страницы Forbes в 2007 году. Тогда основатель Facebook еще считался второстепенной фигурой, но уже ходил в претендентах на попадание в топ-400 богатейших американцев. Правда, редакция перспективы социальной сети оценивала скептически, считая завышенной оценку сервиса венчурными инвесторами. Вот тот отрывок:

«Кремниевая долина полнится слухами о том, что набирающий популярность сайт Цукерберга Facebook может вырасти до капитализации $10 млрд. Нам эта сумма представляется чересчур высокой. Годовая выручка компании колеблется вокруг планки $150 млн. Безусловно, проект быстро растет. Но даже при нынешней его оценке инвесторами в $4,3 млрд 30-процентная доля Цукерберга стоит $1,3 млрд, а стоимость всего сервиса в 30 раз больше его продаж».

Forbes, как и многие другие СМИ и аналитики, сильно недооценивал потенциал Facebook.

 

Спустя семь лет Цукерберг и его компания — перманентный источник интриг для всего американского бизнеса, со знаками как «плюс», так и «минус». На первых порах развития сервиса многие ждали, что Facebook «съедят» гиганты масштаба Yahoo и Microsoft. В 2012 году все ждали, что после IPO соцсети начнется новый бурный период ее роста. Не сбылись ни первый, ни второй прогнозы. А в феврале 2014-го основатель и гендиректор Facebook потряс рынок стремительной рекордной покупкой мобильного мессенджера WhatsApp, по традиции вызвав смешанные чувства у старожилов Долины.

14 мая Цукербергу исполнилось 30 лет. Мало кто в мире может похвастать таким количеством достижений в столь раннем возрасте. Самый молодой selfmade-миллиардер в истории дебютировал в рейтинге Forbes в 2008 году и с тех пор остается ролевой моделью для целой генерации новых технологических предпринимателей. Все они страстно увлечены кодированием, все презирают деловой стиль и носят худи, все — очень молоды и очень богаты.

 

Если у вас еще остаются сомнения в феноменальной одаренности Цукерберга, просто представьте: когда Биллу Гейтсу было 30, он даже не приступил к работе над жемчужиной своей бизнес-империи — Microsoft Windows, а 30-летний Стив Джобс был уволен из родной Apple, чтобы триумфально вернуться через десятилетие скитаний и поисков себя. Даже основатель Amazon Джефф Безос, перевалив за третий десяток, мог считаться скромным стартапером и вряд ли помышлял о глобальных масштабах своего онлайн-бизнеса.

«Я всегда улыбаюсь, когда вспоминаю наш первый с Марком обед в начале апреля 2005 года в калифорнийском Вудсайде, — говорит венчурный инвестор Джим Брейер, первым вложивший в Facebook $12 млн. — Я заказал бокал пино-нуар, он — стакан Sprite. Когда я спросил, почему бы ему тоже не выпить вина, он ответил, что 21 ему исполнится только через месяц».

Цукерберг прошел через много испытаний (включая иски от обиженных несостоявшихся сооснователей сайта), но все-таки постоянно двигался вперед. Самый очевидный индикатор прогресса выпускника Гарварда — рост его личного состояния. За те шесть лет, что Forbes отслеживает капиталы основателя Facebook, тот «разбогател» с $1,5 млрд до $26,6 млрд (это оценка на закрытие торгов NASDAQ 13 мая, в рейтинге Forbes-2014 состояние бизнесмена было зафиксировано на рекордной отметке $28,5 млрд).

 

Деньги — главный, но не единственный показатель пройденного Цукербергом пути.

Основатель Facebook вырос не только в рыночном эквиваленте: он окреп психологически, научился справляться со стрессами и перестал замыкаться в себе. В первых натужных интервью предпринимателя сквозил тот самый дискомфорт, который интроверт, похожий на героя фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть», испытывает при вынужденном выползании из своего «футляра». Сегодня это взрослый и решительный генеральный директор глобальной технологической компании, умеющий расставлять приоритеты и удовлетворять ожидания Уолл-стрит. Он женился на университетской подруге Присцилле Чан и стал участником меценатского движения Билла Гейтса и Уоррена Баффетта «Клятва дарения».

Критики все реже апеллируют к аргументу о незрелости Цукерберга, о его неготовности управлять бизнесом масштаба Facebook. Имидж подростка, неожиданно для самого себя оказавшегося у руля корпорации с многомиллиардной выручкой, больше не история про основателя главной мировой соцсети.

Сооснователь YouTube Стив Чен, когда ему было 26, успел недолго поработать в Facebook, прежде чем создал свой онлайн-видеосервис. Он вспоминает, как 20-летний Цукерберг, сидя перед ним за столом в конференц-зале, скупо задавал вопросы новому сотруднику. Выходец из поглощенного eBay сервиса PayPal, Чен тогда обратил внимание на знаменитую отстраненную манеру общения Марка, который уделял настолько мало внимания собеседнику, что иногда даже не считал нужным выслушивать его ответы:

«Помню, всякий раз он задавал вопрос — и тут же утыкался в свой BlackBerry. А я сидел и думал: «Эй, мне что, встать и уйти прямо с собеседования? Чувак, не пришла ли пора повзрослеть?»

 

По словам сооснователя YouTube, если бы Цукерберг не пережил внутреннюю эволюцию с тех пор, «Facebook ни за что бы не стал тем, чем стал».

Социальная сеть прошла долгий путь вместе со своим создателем. Сегодня это компания с капитализацией $153 млрд, ее выручка в прошлом году достигла $8 млрд, а пользовательская база охватывает одну седьмую часть населения планеты. И это несмотря на то, что Цукерберг допускал крупные просчеты, совершал персональные ошибки, вроде так и не состоявшейся сделки с мобильным фотомессенджером Snapchat.

«Мне больше всего запомнился период 2007-2008 годов, когда каждая первая статья начиналась с прогнозов о том, что у этого панка ни за что не получится превратить Facebook в бизнес, — говорит партнер Greylock Дэвид Зе, приведший свой венчурный фонд в число акционеров соцсети. — Рассуждали примерно так: «Он не может даже удержать ключевых менеджеров в команде и не знает, куда двигается его проект». И это была критическая ошибка его оппонентов. Марк оказался дальновиднее их всех, настоящим уникумом».

Хотя «уникум» уступил статус самого молодого миллиардера в мире сооснователю Facebook Дастину Московицу (который, в свою очередь, сдал полномочия 24-летней наследнице промышленного конгломерата из Гонконга Перенне Кей), он находится в зените своего финансового и общественного могущества. По состоянию на вторник, 13 мая, Цукерберг занимал 22-ю строчку в рейтинге богатейших людей мира.

 

«Посмотрите, что сделал Билл Гейтс между 19 и 58 годами и что сделал Марк между 19 и 30», — резюмирует Зе.

Возможно, на очереди — штурм первой строчки рейтинга миллиардеров? Вряд ли: у Цукерберга нет «денежных» амбиций. В 2010 году он прямо признавался в интервью Forbes: «Будь моя воля, я с удовольствием исключил бы себя из вашего списка».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+