
«Можно констатировать, что Россия становится пивной страной», — рассказал в своем докладе руководитель проекта WineRetail Analitics Александр Ставцев на пленарной сессии Винной ассамблеи рейтинга Top100wines.ru.
Согласно данным WineRetail Analitics, в 2024 году зафиксирован рост потребления пивной группы: с 50 до 54 л на душу населения. При этом в продажах крупного ретейла отмечался переток из вина в пиво, а потребление вина перешло в фазу стагнации. Как считает Александр Ставцев, главным фактором, который обусловил замедление продаж вина в России, стало его подорожание. Так, например, совокупная розничная цена вин, входящих в тop-100 российского виноделия, за год выросла на 18%, более чем в два раза обогнав темпы инфляции.
Вопреки расхожему мнению, Россию уже нельзя назвать «водочной страной». По данным WineRetail Analitics, на водку приходится лишь 7% в структуре розничных продаж (в литрах), а на тихие и игристые вина в совокупности — почти 9%. На пиво без учета пивных напитков — 69%.
Хотя Россию пока нельзя считать и «винной страной». По мнению Александра Ставцева, к настоящему времени сформировался устойчивый винный потребитель, и представители этого класса все чаще отдают предпочтение российскому вину. Так, в 2024 году в рознице продано 571 млн л российского тихого вина — на 100 млн л больше, чем в 2017-м. Позитивный тренд на винном рынке продолжался восемь лет. Согласно прогнозу WineRetail Analitics, при более благоприятной экономической ситуации, а также при условии коррекции цен на алкогольном рынке, потребление вина в России может продолжить устойчивый рост.
Пленарная сессия «Российское виноделие: выбор нового поколения потребителей и вызовы эпохи» открыла работу Винной ассамблеи рейтинга Top100wines.ru, которая прошла 28 октября 2025 года в московском отеле «Метрополь».
