Сизиф на плато: удержится ли российское виноделие от падения после восьми лет подъема

Завершение пятого сезона рейтинга российских вин Top100Wines дает возможность оглянуться и проанализировать путь, пройденный участниками отечественного винного рынка. С высокой точки, на которую за несколько лет поднялось российское виноделие, открывается хороший панорамный вид.
По статистике рейтинга, российская винная индустрия пять лет прирастала и в качестве, и в количестве. В 2025 году экспертный совет рейтинга продегустировал и оценил 725 вин, как заявленных производителями, так и номинированных членами совета. По сравнению с первым сезоном число образцов увеличилось более чем в два раза. Если в 2021 году в рейтинге Top100Wines участвовали вина 62 хозяйств и независимых брендов, то сейчас в рейтинге 109 производителей. Показательно, что проходной балл для выхода вина в топ-100 в пятом сезоне был повышен с 90 до 91. По итогам дегустаций 2025 года можно было бы составить не одну, а три полноценные «первые сотни» российского виноделия. И в каждой из трех основных категорий — красных, белых и игристых вин — уровень оценки был бы «золотым», превышая 90 из 100 возможных баллов.
Совокупная розничная цена вин в топ-100 за год выросла на 18%, больше чем вдвое обогнав инфляцию. И такой темп роста цен в качественном сегменте российского виноделия держится уже второй год подряд. За всю свою историю российское виноделие не поднималось на столь высокий уровень качества цен. Неудивительно, что аналитики заговорили о «выходе на плато». Или о стагнации, как более точно назвал эту стадию развития руководитель проекта WineRetail Analitics Александр Ставцев, выступивший на пленарной сессии Винной ассамблеи по итогам рейтинга Top100Wines.
По данным WineRetail Analitics, в условиях подорожания продажи крупного ретейла перетекали из вина в более демократичный сегмент пива. Доля последнего в структуре розничных продаж алкоголя в России достигла уже 69%, а с добавлением категории «пивных напитков» даже 79%.
Вопреки расхожему мнению, Россию уже нельзя назвать «водочной страной». По данным WineRetail, на водку приходится лишь 7% в структуре розничных продаж (в литрах), а на тихие и игристые вина в совокупности — почти 9%. И хотя упрямая статистика пока не позволяет считать Россию и «винной страной», в ней, говорят эксперты, сформировался устойчивый «винный потребитель», и он все чаще отдает предпочтение российскому вину. Позитивный тренд на винном рынке продолжался восемь лет, и в 2024 году в российской рознице было продано 571 млн л тихого вина, на 100 млн л больше, чем в 2017-м.
Всем, кто в детстве любил качаться на качелях, знакомо это сладкое замирание сердца, когда ты оказываешься в верхней точке и на какую-то долю секунды задаешься вопросом: «Что дальше?» Удастся ли нашему виноделию зацепиться за спасительную соломинку на пресловутом плато или крылатые качели рынка со свистом унесут его на исходную точку?
На первый взгляд, российское виноделие уже выработало стрессоустойчивость, его позиции достаточно прочны. Игристые вина пока на подъеме, и для удовлетворения спроса по-прежнему не хватает качественного сырья. К тому же здесь все время возникают новые свободные ниши: то нахлынет мода на алюминиевые банки, то на бутылки больших объемов, то на бутылки-миньоны, то на причудливые способы выдержки, то на автохтонные сорта винограда.
Белые вина в последние два года тоже показали себя как востребованная и растущая категория, их производство даже при ограниченном числе белых сортов можно нарастить за счет переработки красных «по-белому». Красные, как кажется, насытили свой сегмент рынка, но и здесь производители могут адаптироваться к новым потребительским запросам, облегчая стилистику своих вин и разными путями меняя структуру предложения. Вина с остаточным сахаром неожиданно могут оказаться недооцененной и перспективной категорией: природно-полусладкие и сладкие — за счет роста популярности слабоалкогольных вин, крепленые — за счет мирового позитивного тренда в сегменте портвейна.
Опыт российского винного рынка позволяет проследить прямую зависимость роста продаж вина от покупательной способности населения. Как только она падает, продажи вина замирают и вскоре так же снижаются. В современных условиях на пониженную (хотя бы из-за инфляции) покупательную способность наложилось и объективное подорожание вина (рост себестоимости, акцизов и др.), и поколенческое изменение потребительских предпочтений. Ренессанс российского виноделия продлился недолго, и вокруг него не успел сформироваться новый культ. Из-за законодательных ограничений на рекламу алкогольной продукции прорывных решений в области винного маркетинга не наблюдалось. И если безжалостный маятник рынка не позволит отечественному виноделию сейчас продолжить рост, то для продолжения созидательной работы виноделам потребуется ждать новой фазы роста. И многое придется начинать снова: из недостаточных оборотных средств выделять ресурсы для поддержания виноградников, инвестировать в переоснащение производства, бороться за симпатии потребителей. «Сизифов труд!» — наверное, сказали бы те, кто еще не забыл героев античной мифологии.
Миф о Сизифе — история о том, как царь Коринфа захотел перехитрить олимпийских богов и в наказание был обречен раз за разом поднимать на вершину горы огромный камень, который неизбежно скатывался вниз. Время меняет характер героев. Какие чувства испытает винодел XXI века, когда осознает свое сходство с Сизифом? Участь Сизифа новейших времен во многом зависит от тех, кто определяет погоду на Олимпе современной экономики. Но если уж и хитроумный Одиссей однажды обрел покой на своих Елисейских полях, где его весло приняли за лопату, то и Сизиф-винодел, пожалуй, достоен найти свое горное плато.
