
Производитель самого знаменитого итальянского вина Sassicaia, хозяйство Tenuta San Guido, расположенное на тосканском побережье, оказалось самой рентабельной итальянской винодельней. Детище маркиза Инчиза делла Роккетта, запустившего революционные подвижки в итальянском виноделии и превратившего заболоченные земли тосканской Марремы в престижные виноградники, по итогам 2024 года показало 62,6% рентабельности — таким было отношение прибыли до налогов к выручке, которая составила €49 млн.
Это абсолютное первое место среди 115 крупнейших итальянских винодельческих компаний. Их финансовые отчеты тщательно проанализировала обозреватель газеты Il Corriere della Sera Анна ди Мартино, опубликовавшая данные по экономике итальянского винного бизнеса. Выбранные для анализа 115 крупнейших национальных винных производителей — 75 частных компаний и 40 кооперативов — суммарно представляют 63% объема итальянского производства, 60% — внутреннего рынка, 65% — экспорта и имеют совокупную выручку €9,1 млрд.
Первенство производителя культового вина Sassicaia показательно и символично. Площадь виноградников Tenuta San Guido — 90 га, а общий объем производства — 780 000 бутылок. Помимо своего главного вина, хозяйство делает и гораздо более демократичные по цене продукты: «второе» вино Guidalberto и «третье» Le Defise, а также граппу и оливковое масло. Но, безусловно, столь высокая маржинальность — заслуга главного вина, Sassicaia. Пару лет назад произошло событие, существенно повлиявшее на эту самую маржинальность. Цена Sassicaia, а вслед за ней и других «супертосканских» вин, выросла почти в два раза. Подорожала целая категория.
Еще лет пять назад бутылка этого вина продавалась с винодельни за €70–75, а в нетуристических винотеках и ресторанчиках в Италии ее можно было купить за €120–140 (все равно «неприлично дешево» в сравнении с московским предложением). Однако итальянцам в какой-то момент надоело смотреть, как надменные французы из Бордо и Бургундии снимают сливки с винных энтузиастов. И теперь цены на Sassicaia, Solaia и Ornellaia начинаются с €230–250, причем к группе лидеров подтягиваются и другие, не менее замечательные представители «супертосканы» — например, Tignanello или Le Pergole Torte, которые еще недавно котировались в €50–80, но сейчас уверенно подбираются к рубежу €200. Ну а культовое Masseto стремится к уровню «единомерлокровного» Petrus и продается уже дороже €1000! Производственные издержки при этом хотя и выросли из-за ковидного кризиса, но все же не удвоились.
В списке топ-10 самых высокорентабельных хозяйств практически все — производители высококлассных и рейтинговых вин. Потребитель готов платить и за качество, и за бренд, а точнее — за их правильное соотношение. На втором месте легендарное хозяйство из Фриули — Jermann (54,6%), впрочем, уже купленное маркизом Пьетро Антинори, семейный конгломерат которого охватывает весь мир, от Италии и Венгрии до Чили и Калифорнии. Собственно, Marchesi Antinori занимает третье место по рентабельности (53,3%). Следом — модное хозяйство из Мареммы Biserno (50,5%), основанное братом Пьетро — Лодовико Антинори — и сейчас также находящееся в руках этой старейшей в мире винной династии. Следом — вечные конкуренты, не менее знаменитое семейство Marchesi Frescobaldi, показатели которых все-таки пониже (39%). Дальше культовые Argiolas из Сардинии. За ними короли игристого, производители просекко и франчакорты Herita Marzotto (главные бренды в их портфеле — Santa Margherita и Ca del Bosco). Список продолжают сицилийцы из Cusumano и шикарные тосканцы Collemassari (Grattamacco, Poggio di Sotto). Единственный неочевидный участник в этом топе — Fantini Group Vini, замыкающий первую десятку холдинг с большим портфелем, но без явных звезд. Зато сразу за ним — снова культовые хозяйства: Feudi di San Grigorio из Кампании с показателем рентабельности в 25%, тосканская Marchesi Mazzei (22%) и сицилийская Donnafugata (20%).
Если же посмотреть на рейтинг итальянских виноделен по объему выручки, то здесь очень наглядно отражается международная популярность итальянских вин. В топ-10 половину составляют компании, ядром которых является просекко, абсолютный хит мирового масштаба. Вообще, в лидерах все компании мультибрендовые, то есть включающие в себя несколько хозяйств, часто в самых разных регионах Италии. После игристых хедлайнеров три участника топ-10 по выручке родом из Тосканы: Antinori, Frescobaldi и примкнувшие к ним Piccini. Тосканские вина, прежде всего кьянти, составляют ядро их портфеля. Но две первых строчки, с существенным отрывом от остальных, занимают Argea (€464 млн) и Italian Wine Brands (€401 млн). Великих вин у них нет. Но масштаб есть масштаб. Antinori, при всем своем глобальном присутствии, проигрывает почти в два раза.
Отдельное место в итальянском виноделии занимают кооперативы — специфическая форма организации винодельческого производства, особенно распространенная на северо-востоке страны. Там производят самые массовые итальянские вина (просекко, ламбруско, соаве, вальполичелла) и не случайно, что именно кооперативу Cantine Riunite&CIV принадлежит абсолютное первое место по выручке — €676,6 млн. Кстати, Россия входит в топ-10 его потребителей, а годовой объем составляет 130 млн бутылок. Для сравнения: это на 30% больше, чем российский национальный лидер «Кубань-Вино», выпускающий 100 млн бутылок, выручка которого ниже более чем в 3,5 раза — 16,5 млрд рублей, или €177,7 млн.
