К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Делай как я: предпринимательница Таня Фомичева о моде, пользе Excel и поддержке семьи

Таня Фомичева (Фото DR)
Таня Фомичева (Фото DR)
Героиня нового материала «Делай как я» — рубрики Forbes Young, в которой молодые бизнесмены и специалисты рассказывают, когда начали зарабатывать и как распоряжаются личными финансами сейчас, — 34-летняя Таня Фомичева, основательница бренда женской одежды STUDIO 29. Предпринимательница делится, как стала самым модным юристом, какой была ее первая дорогая покупка, почему решила получать второе высшее образование, в чем ведет личный бюджет и что предпочитает покупать из коллекций международных люксовых брендов

34-летняя Таня Фомичева — основательница бренда STUDIO 29 и автор сообщества для предпринимателей «Визионеры» — родилась в маленьком поселке в Иркутской области. Она с детства интересовалась модой, поэтому копила подаренные родителями деньги и тратила их на одежду. Со временем Таня начала шить и заметила, что вокруг нее сформировалось комьюнити людей, которые регулярно приходили к ней за вещами и советами по поводу образа. Тогда девушка поняла, что хочет создать собственный бренд комфортной базовой одежды.

В этом году бизнесу Тани Фомичевой исполнилось 10 лет — она признается, что за время работы научилась справляться с тревогой, которая свойственна многим предпринимателям, и может найти выход из любой сложной ситуации. Forbes Young поговорил с предпринимательницей о том, на что она в детстве тратила все накопленные деньги и как выбрала вуз, о первом магазине, который она открыла еще в студенчестве, поддержке со стороны мужа и любви к моде.

Интерес к моде

«Я выросла в маленьком поселке на севере Байкала. Мы жили просто, родители все время работали. Помню, что они всегда находили возможность дать мне и сестре деньги, на день рождения или просто так. Карманные за оценки не выдавали, но я все равно находила способ накопить. Все свои первые деньги я тратила на одежду — мода интересовала меня с детства.

 

Когда мне было 17 лет, я уехала из поселка, так как там не было высших учебных заведений. После школы все, кто хотел получить образование, уезжали в большие города. Среди ближайших были Иркутск и Новосибирск — я выбрала второй вариант, потому что там был подходящий вуз.

Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Родители считали, что профессия юриста обеспечит мне стабильность и безопасность в будущем. Я согласилась поступить на юридический факультет, так как не могла влиять на их выбор.

 

После переезда передо мной открылся целый мир торговых центров и брендов одежды — я могла потратить на вещи все деньги, которые давали родители. Мне хотелось выглядеть стильно и быть частью модного мира, поэтому покупки были скорее эмоциональными, чем рациональными.

Однако моей первой дорогой (на тот момент) покупкой стал цифровой фотоаппарат. Тогда они были очень популярны — все фотографировали друг друга на модные зеркалки прямо на улице. Я долго мечтала о такой камере и копила на свой первый Canon. Кстати, именно на этот фотоаппарат мы с подругой спустя несколько лет сделали первую съемку для STUDIO 29 в парке».

Первый опыт в бизнесе

«В найме я, можно сказать, никогда не работала, сразу открыла небольшой мультибрендовый магазин. Тогда я даже не знала о существовании бизнес-консультаций и инвесторов — мне было 18–19 лет, и многие решения я принимала интуитивно и на эмоциях.

 

Я закупила 10 юбок и распродала их по сарафанному радио — родственникам и ближайшим подругам. Когда первую партию раскупили, я сделала второй заказ, начала фотографировать изделия на себе и выкладывать во «ВКонтакте», добавляя туда друзей и друзей друзей. Так этот «бизнес» органично рос: люди подписывались, покупали вещи. Я все делала сама — принимала и отправляла заказы, хранила одежду дома, а позже открыла первый шоурум.

Таня Фомичева (Фото DR)

Я даже не допускала мысли, что у меня может что-то не получиться, поэтому финансовой «подушки» у меня не было. Я получала огромную энергию от работы, и в этом процессе не было места негативным мыслям.

К тому же операционные расходы были небольшими, а риски — минимальными. Я работала сама на себя: после учебы (с четырех до 10 вечера) и в выходные дни я проводила время в шоуруме или занималась онлайн-заказами. Иногда я принимала клиентов только по предварительной записи. Продавцов у меня не было. Чтобы выйти на точку безубыточности, нужно было только покрыть аренду, а она была небольшой.

Проект оказался успешным: я зарабатывала около 100 000 рублей в месяц — это очень много для студентки. Часть дохода я тратила на одежду, но уже тогда начала откладывать на что-то большее.

Я всегда была очень инициативной и энергичной. В какой-то момент мне показалось, что у меня слишком много свободного времени, и я поступила на второе высшее — экономическое».

 

Свой бренд

«Учась на юридическом, я понимала, что это не та сфера, с которой я хочу связать свою жизнь. У меня было огромное желание стать частью фешен-индустрии. Тогда я шила одежду для себя, потому что не могла найти идеальные вещи, которые бы устраивали меня по цене и дизайну. Это было скорее хобби, продиктованное любовью к моде и желанием объединять вокруг себя людей, разделяющих этот интерес, чем стремление организовать бизнес. Я была настолько увлечена этим, что стала самым модным юристом на потоке.

Постепенно вокруг меня сформировалось маленькое комьюнити — люди спрашивали меня, где найти классную одежду, и я стала шить вещи на заказ. Цену я определяла скорее интуитивно: мне было важно покрыть расходы на пошив и немного заработать сверху, поэтому цена была примерно в два-три раза выше себестоимости. 

В какой-то момент мне захотелось соединить опыт продаж готовой одежды (который был у меня после открытия первого мультибрендового магазина) и возможность влиять на качество товара — изменять одежду так, как мне казалось правильным. Имея весь этот опыт, я не могла оставить идею собственного бренда нереализованной — так появился STUDIO 29».

Концепция магазина

«С самого начала у STUDIO 29 были коды, которые близки мне и которые мы сохраняем по сей день — это комфортная, базовая одежда с яркими и ироничными деталями. Мы всегда переосмысляем базу и добавляем в нее что-то свое.

 

Но при запуске бренда я не задумывалась о визуале и общей концепции: логотип стоил 5000 рублей, а брендинг не входил в список моих приоритетов. Со временем стало ясно, что без четкой визуальной и смысловой базы бренд не будет развиваться так, как хотелось бы.

После ребрендинга у STUDIO 29 появился новый логотип, черный цвет сменился на два новых фирменных оттенка, также изменения коснулись упаковки, оформления социальных сетей, магазинов и визуальных материалов, при этом сохранились коды в одежде.

Позже у нас появилась потребность четко описать, для кого наш бренд и о чем он. Мы определили портрет героини бренда на основе опросов аудитории — ее цели, стиль жизни, интересы. Выяснилось, что мы работаем для девушек, для которых одежда — это способ заявить о себе миру, выделиться, подчеркнуть индивидуальность. Героиня бренда выбирает стильные, но практичные вещи, которые отражают ее характер и презентуют ее обществу. Это дало нам больше понимания, какие коллекции создавать, чтобы наш покупатель видел в них себя».

Смена вектора

«Сначала мы были максимально творческими: делали интересные съемки, экспериментировали с форматами и принимали решения скорее эмоционально, чем рационально. Это был период, когда драйв и вдохновение стояли на первом месте.

 

Со временем пришло понимание, что я хочу создавать не только красивые коллекции, но и расти как бизнес, наращивать прибыль. Поэтому мы определили четкие цели и начали двигаться к ним системно.

Из этого выросло большое направление, которому мы в STUDIO 29 по сей день уделяем особое внимание, — работа над аналитикой и стратегическим подходом. Мы стали детально анализировать прибыль и расходы, внедрили продуктовую матрицу (перечень продуктов и услуг компании, который удовлетворяет клиента на каждом этапе воронки продаж. — Forbes Young) с целями и планами на ассортимент на год. Все это позволяет нам объективно оценивать как успехи, так и ошибки».

Поддержка семьи

«Тревога, свойственная многим предпринимателям, не обошла стороной и меня. Но за 10 лет построения STUDIO 29 моя психика адаптировалась к постоянному стрессу — я не переживаю так, как раньше. Если возникает сложная ситуация, я знаю, что в любом случае найду выход. Предпринимательство — это процесс постоянного решения задач, простых и сложных.

В трудные моменты мне всегда помогает муж, причем на разных этапах по-разному. Когда-то он добавлял друзей в группу мультибрендового магазина во «ВКонтакте», когда-то — таскал рулоны и отвозил оптовые заказы в СДЭК, позже — помогал запустить сайт, а иногда он просто поддерживает меня морально.

 

Семья для меня — safe place («безопасное место». — Forbes Young), с мужем и детьми я чувствую восстановление. Кроме этого, расслабиться мне помогает время на природе, спорт, массаж и практика «час тишины».

Моя жизнь насыщена событиями, помимо работы, — у меня всегда есть планы, расписанные на неделю вперед. Я провожу свободное время с семьей и друзьями, путешествую и стараюсь жить энергично».

Дорогие покупки

«Долгое время я выбирала тратить на то, что помогало развивать производство, а не на то, что порадовало бы меня вне контекста бизнеса. Только спустя несколько лет я заставила себя забирать минимальные дивиденды.

У меня не было цели купить себе «сумку мечты» или что-то подобное. Сейчас я люблю покупать знаковые вещи, но без фанатизма. Я имею в виду вещи из коллекций международных брендов: например, выходит новая коллекция Prada, и в ней ключевым элементом становятся кеды— я люблю такие горячие тренды».

 

Расходы и экономия

«Я не экономлю на здоровье, семье и качественной базовой одежде.

Также я много инвестирую в личный бренд, потому что вижу в этом долгосрочную ценность. Формирую вокруг себя команду: SMM-специалист, ассистент, менеджер комьюнити, стилист — все они работают на постоянной основе. Это ежемесячные инвестиции в контент, коммуникацию и обучение, которые позволяют мне быть активной и заметной в сфере fashion и предпринимательства.

Кроме того, я до сих пор активно инвестирую в собственные проекты — фактически все, что я зарабатываю, так или иначе возвращается в развитие бизнеса или новых направлений. Недавно я запустила сообщество для предпринимателей «Визионеры», и сейчас это один из моих главных фокусов. Оно требует вложений для развития — начиная с технической части и заканчивая инструментами, которые помогают вовлекать и удерживать участников.

Если говорить про то, на чем экономлю, то сейчас у меня особая потребность в расхламлении. Я не покупаю лишние или ненужные вещи. У меня есть отдельная таблица, где учтен весь мой гардероб, я регулярно анализирую его вместе со стилистом. От неактуальных вещей стараюсь отказаться или дать им вторую жизнь, а новых вещей на один раз просто не покупаю».

 

Финансовая «подушка»

«У меня есть сбережения, которые я храню на вкладе, так как по ним сейчас высокий процент. Но по-настоящему безопасно я чувствую себя не тогда, когда на счете лежит определенная сумма, а когда мои проекты приносят регулярный доход и чистую прибыль. Для меня важно не концентрироваться только на одном деле и не зависеть от одного источника дохода — вот тогда я ощущаю настоящую финансовую устойчивость.

У меня нестабильный доход, поэтому процент, который я откладываю, всегда разный и зависит от суммы, которую я заработала в конкретный месяц. Мне кажется, в этом и есть суть предпринимательства: ты не можешь рассчитывать на одну и ту же цифру каждый раз, слишком многое зависит от внешних обстоятельств».

Игрушки вместо Cartier

«Я веду бюджет в таблицах Excel — это касается и бренда, и личных финансов.

Самой полезной финансовой привычкой я считаю оцифровку эффективности. Когда я инвестирую, например, в личный бренд, я обязательно оцениваю результат с точки зрения денег и имиджа — этот навык пришел из опыта работы с финансовой командой бренда.

 

Также я сравниваю показатели, которых удалось добиться благодаря тому или иному вложению в бизнес или личный бренд, — от месяца к месяцу, от года к году. Это помогает понять, идем ли мы по плану, где можно увеличить доходы, а где — сократить расходы. Такой подход делает любые решения более осознанными и помогает выстраивать долгосрочную стратегию.

Главная вредная привычка у меня связана с детьми (у Тани Фомичевой двое сыновей. — Forbes Young) — это самая беспощадная статья расходов, на которую уходит много денег. Всегда вспоминаю шутку: «Хочу — Cartier, могу — коляску для ребенка». В последнее время я совершенно не контролирую покупки для старшего сына: могу заказать все, что он положил в корзину, даже не посмотрев, нужно нам это или нет. В итоге дома уже целый склад игрушек».

Лишние траты

«Если говорить о финансовых ошибках вне контекста бизнеса — я покупала обучение, которое оказалось совершенно некачественным, или бронировала распиаренный отель, который в итоге не оправдал ожиданий. В таких случаях мне обычно жаль не столько потраченные деньги, сколько потерянное время.

Были и более бытовые промахи. Например, когда я платила высокие комиссии при аренде квартиры или тратила деньги за подбор няни, с которой мы не совпадали в представлении о том, как должна быть устроена работа. Или же те самые многочисленные подписки на сервисы: оформляешь их, забываешь отменить, и они продолжают списывать деньги месяцами».

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+