К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Остановиться и подумать»: художник Гоша Острецов об авторах и работах на Cosmoscow

 Гоша Острецов на фоне работ из серии Situation Оли Кройтор (Фото DR)
Гоша Острецов на фоне работ из серии Situation Оли Кройтор (Фото DR)
Искусствоведы и авторы Telegram-канала Art Soulmate Юлия Бескорсая и Кристина Середзинская побывали на ярмарке Cosmoscow вместе с художником-постмодернистом Гошей Острецовым, чтобы попробовать разобраться в творчестве современных авторов и в актуальных художественных направлениях

В середине сентября в московском «Тимирязев Центре» прошла 13-я ярмарка современного искусства Cosmoscow. Основными темами этого сезона стали погружение вглубь себя и детские воспоминания. Искусствоведы и авторы Telegram-канала Art Soulmate Юлия Бескорсая и Кристина Середзинская посетили Cosmoscow в компании современного художника-постмодерниста, активного участника столичной культурной жизни Гоши Острецова, работы которого находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, а также в частных собраниях по всему миру.

Cosmoscow, по словам Острецова, — «единственная ярмарка в году, которая делает кассу всем галереям и бодрит до следующего года». «В прошлом году ярмарка была поэксцентричнее, — поделился художник. — Были более сумасшедшие вещи, например карусель с лошадьми из теста Александры Гарт, которая [карусель] впоследствии была сожжена». 

Гоша Острецов, Юлия Бескорсая, Кристина Середзинская на фоне инсталляции Егора Федоричева (Фото DR)

Специально для Forbes Young Юлия Бескорсая и Кристина Середзинская попросили Гошу Острецова рассказать о некоторых авторах и работах, представленных на 13-й ярмарке современного искусства Cosmoscow. Подборка — в фотогалерее.

 
Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться
Фрагмент стенда — живопись Андрея Ройтера, скульптура Ани Желудь
Фото DR

Фрагмент стенда — живопись Андрея Ройтера, скульптура Ани Желудь

«Вот, например, резидент галереи [XL] Андрей Ройтер. Живет в Голландии (Нидерландах. — Forbes Young). Я так понимаю, что он изучает моменты внутренней пустоты. Мне кажется, что это все связано с иммиграцией. Лопнутые пузыри, пустые бессмысленные пространства… Вещи без глубины», — поясняет Гоша Острецов.

«Контур 1», Катя Муромцева
Фото DR

«Контур 1», Катя Муромцева

«Катя Муромцева из среднего поколения художников, ей слегка за 30. Является лауреатом многих конкурсов. У нее такие огромные полотна, практически в человеческий рост. Она работает на бумаге — редкое явление. Сейчас она делает более декоративные вещи, ее герои — люди-звери, люди-птицы. Работает в технике а-ля Пикассо, не отрывая руки от полотна. Кроме того, она очень любит работать акварелью», — продолжает художник-постмодернист.

«Лиса 1», арт-группировка ЗИП
Фото DR

«Лиса 1», арт-группировка ЗИП

Работа арт-группировки ЗИП «Лиса 1» полюбилась пользователям социальных сетей: то ли из-за насущности социальной повестки работы, то ли из-за ее эксцентричного внешнего вида. 

«Время такое. Время колючее, время гремучее. То ли собака, то ли волк. Вся работа сделана из гвоздей,  — объясняет Острецов. — Группировка ЗИП — это такая арт-группа, которая работает с треш-эстетикой. Фанера, все раздолбанное, своеобразные конструкции. Была очень популярна лет десять назад. Несмотря на то что сама группа из Краснодара, многие ее участники уже давно живут в Москве».

Из серии «Высвечивания», Андрей Монастырский
Фото DR

Из серии «Высвечивания», Андрей Монастырский

«Он [Андрей Монастырский] один из главных концептуалистов московской школы. Андрей создал арт-группу «Коллективные действия», которая специализировалась на жанре перформанса. Это концептуальное искусство, здесь нужно именно изучать и вникать в заложенные смыслы. В этой серии работ «Высвечивания» он пытается разделить пространство на блоки при помощи геометрических фигур. Место, запечатленное на данных полотнах, располагается недалеко от дома художника, в Сокольниках. Я это понял по знакомой мне пожарной башне», — делится Гоша Острецов. Он объясняет: «Тут нужно читать все тексты и совмещать с самим изображением. Это как ребус, тут все связано. Раньше эта группа «Коллективные действия» рефлектировала на советские лозунги, например «Слава труду!» или «Миру — мир!». Андрей Монастырский тоже много работает над самим текстом. Создает некую магическую среду этими геометрическими акцентами. Он такой метафизический на самом деле автор, который работает с зазорами между текстом и картинкой. Тут нужно остановиться и подумать».

При этом Острецов подчеркивает, что концептуализм — это отчасти ребус, «который нужно разгадать, это могут быть абсолютно ложные, чисто эстетические моменты». «Такое искусство интересно людям <...> которые понимают, что необязательно писать картину исключительно масляными красками, и что искусство — это часть размышления о визуальном мире, о мире, который нас окружает. Они понимают, что посыл художника можно расшифровывать».

Работа из серии Situation, Оля Кройтор
Фото DR

Работа из серии Situation, Оля Кройтор

Про работы художницы Оли Кройтор Гоша Острецов рассказывает: «Ее розовые и голубые пейзажи со скрытым смыслом вмещают в себя материальный мир, который стремится к квадрату, и природу, стремящуюся к свободе, к шарообразности. Если человек хочет построить здание не с углами в 90 градусов, то бюджет этого строения сразу вырастает в три раза. Квадрат — это опциональная экономия человека». 

Также художник делится любопытной историей: «Самый известный перформанс Кройтор — когда она лежала, как Спящая красавица, под стеклом в течение почти целого дня. Потом рассказывала, что была вся искусана насекомыми».

«Город», Валерий Кошляков
Фото DR

«Город», Валерий Кошляков

«Этот художник сформировался в 1990-е годы. Из группы так называемых ростовских художников, — говорит о Валерии Кошлякове Острецов. — Сейчас уже очень много лет проживает в Париже. Делает такую трафаретную живопись. Раньше приклеивал большие ксерокопии на полотна и раскрашивал их. Валерий исследует Рим как символ вечного города. Античностью болели многие, будь то Третий рейх или «Москва — третий Рим». Памятник Владимира Татлина «Интернационал» (проект памятника III Интернационалу. — Forbes Young) из той же оперы. Эйфелева башня, башня Татлина… Работы Кошлякова — некий культурный микс из всего этого. Художник, кстати, делает и большой, и маленький форматы своих работ для успешной коммерческой продажи».

«Волшебный фонарь», Дмитрий Кавка
Фото DR

«Волшебный фонарь», Дмитрий Кавка

Художник и графический дизайнер Дмитрий Кавка оформил стенд сервиса «Самокат» своими фирменными скульптурами-конструкторами. «Это абсолютно новые его графические произведения, новая серия, — поясняет Гоша Острецов. — Дмитрий — мастер рисунка, письма и инсталляции. В этой серии он попробовал абсолютно новую историю, но в привычной для себя идеологии. Исследование диджитального, реального и осязаемого миров, а также их соединение. Эта серия родилась из наблюдения Димой фотографий в интернете, из личных архивов пользователей или просто из открытого доступа. Художник сначала их перерисовал, затем создал проекцию с помощью искусственного интеллекта и вновь перерисовал ее на акварельную бумагу. Благодаря цветным карандашам ему удалось придать необычную текстуру рисункам». По словам Острецова, это «хорошая техника», где есть пастель и фактурная акварельная бумага, использование которой дает «очень красивый цвет с воздухом внутри».

«Без названия», Егор Федоричев
Фото DR

«Без названия», Егор Федоричев

Работы Егора Федоричева Острецов называет «концептуально продуманными» и «крайне витальными», а их автора — очень сильным живописцем. «Вообще сам художник чем-то внешне напоминает Курта Кобейна. Его творчество — постоянные попытки выбраться из депрессивного состояния, он пробирается через какую-то массу, все время старается преодолеть пространство. Он даже в жизни крайне мало улыбается», — делится Острецов.

«Отдых», Ольга Солдатова
Фото DR

«Отдых», Ольга Солдатова

Художницу Ольгу Солдатову приятель Гоши Острецова, основатель галереи Atelier CHOUTKO и коллекционер текстильного искусства Евгений Шутко называет своей любимицей. «Оля делает прекрасные и очень кассовые мозаики. Все ее работы буквально сметаются», — рассказывает Острецов.

«Желтая дорога», Андрей Семенов
Фото DR

«Желтая дорога», Андрей Семенов

Стиль последних работ художника Андрея Семенова Гоша Острецов описывает как bad painting (с англ. — «плохая живопись», термин для определения художественного направления, сознательно отвергающего традиционные представления о «хорошем вкусе» и технике). «У него [Семенова] питерская школа, немного реалистическая. В 1980-е он закончил Академию художеств. В последние годы Семенов полностью оторвался от привычного стиля, ушел в молодость и инфантилизм, словно ему вновь восемнадцать», — поясняет Острецов. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+