«Остановиться и подумать»: художник Гоша Острецов об авторах и работах на Cosmoscow

В середине сентября в московском «Тимирязев Центре» прошла 13-я ярмарка современного искусства Cosmoscow. Основными темами этого сезона стали погружение вглубь себя и детские воспоминания. Искусствоведы и авторы Telegram-канала Art Soulmate Юлия Бескорсая и Кристина Середзинская посетили Cosmoscow в компании современного художника-постмодерниста, активного участника столичной культурной жизни Гоши Острецова, работы которого находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, а также в частных собраниях по всему миру.
Cosmoscow, по словам Острецова, — «единственная ярмарка в году, которая делает кассу всем галереям и бодрит до следующего года». «В прошлом году ярмарка была поэксцентричнее, — поделился художник. — Были более сумасшедшие вещи, например карусель с лошадьми из теста Александры Гарт, которая [карусель] впоследствии была сожжена».
Специально для Forbes Young Юлия Бескорсая и Кристина Середзинская попросили Гошу Острецова рассказать о некоторых авторах и работах, представленных на 13-й ярмарке современного искусства Cosmoscow. Подборка — в фотогалерее.
Фрагмент стенда — живопись Андрея Ройтера, скульптура Ани Желудь
«Вот, например, резидент галереи [XL] Андрей Ройтер. Живет в Голландии (Нидерландах. — Forbes Young). Я так понимаю, что он изучает моменты внутренней пустоты. Мне кажется, что это все связано с иммиграцией. Лопнутые пузыри, пустые бессмысленные пространства… Вещи без глубины», — поясняет Гоша Острецов.
«Контур 1», Катя Муромцева
«Катя Муромцева из среднего поколения художников, ей слегка за 30. Является лауреатом многих конкурсов. У нее такие огромные полотна, практически в человеческий рост. Она работает на бумаге — редкое явление. Сейчас она делает более декоративные вещи, ее герои — люди-звери, люди-птицы. Работает в технике а-ля Пикассо, не отрывая руки от полотна. Кроме того, она очень любит работать акварелью», — продолжает художник-постмодернист.
«Лиса 1», арт-группировка ЗИП
Работа арт-группировки ЗИП «Лиса 1» полюбилась пользователям социальных сетей: то ли из-за насущности социальной повестки работы, то ли из-за ее эксцентричного внешнего вида.
«Время такое. Время колючее, время гремучее. То ли собака, то ли волк. Вся работа сделана из гвоздей, — объясняет Острецов. — Группировка ЗИП — это такая арт-группа, которая работает с треш-эстетикой. Фанера, все раздолбанное, своеобразные конструкции. Была очень популярна лет десять назад. Несмотря на то что сама группа из Краснодара, многие ее участники уже давно живут в Москве».
Из серии «Высвечивания», Андрей Монастырский
«Он [Андрей Монастырский] один из главных концептуалистов московской школы. Андрей создал арт-группу «Коллективные действия», которая специализировалась на жанре перформанса. Это концептуальное искусство, здесь нужно именно изучать и вникать в заложенные смыслы. В этой серии работ «Высвечивания» он пытается разделить пространство на блоки при помощи геометрических фигур. Место, запечатленное на данных полотнах, располагается недалеко от дома художника, в Сокольниках. Я это понял по знакомой мне пожарной башне», — делится Гоша Острецов. Он объясняет: «Тут нужно читать все тексты и совмещать с самим изображением. Это как ребус, тут все связано. Раньше эта группа «Коллективные действия» рефлектировала на советские лозунги, например «Слава труду!» или «Миру — мир!». Андрей Монастырский тоже много работает над самим текстом. Создает некую магическую среду этими геометрическими акцентами. Он такой метафизический на самом деле автор, который работает с зазорами между текстом и картинкой. Тут нужно остановиться и подумать».
При этом Острецов подчеркивает, что концептуализм — это отчасти ребус, «который нужно разгадать, это могут быть абсолютно ложные, чисто эстетические моменты». «Такое искусство интересно людям <...> которые понимают, что необязательно писать картину исключительно масляными красками, и что искусство — это часть размышления о визуальном мире, о мире, который нас окружает. Они понимают, что посыл художника можно расшифровывать».
Работа из серии Situation, Оля Кройтор
Про работы художницы Оли Кройтор Гоша Острецов рассказывает: «Ее розовые и голубые пейзажи со скрытым смыслом вмещают в себя материальный мир, который стремится к квадрату, и природу, стремящуюся к свободе, к шарообразности. Если человек хочет построить здание не с углами в 90 градусов, то бюджет этого строения сразу вырастает в три раза. Квадрат — это опциональная экономия человека».
Также художник делится любопытной историей: «Самый известный перформанс Кройтор — когда она лежала, как Спящая красавица, под стеклом в течение почти целого дня. Потом рассказывала, что была вся искусана насекомыми».
«Город», Валерий Кошляков
«Этот художник сформировался в 1990-е годы. Из группы так называемых ростовских художников, — говорит о Валерии Кошлякове Острецов. — Сейчас уже очень много лет проживает в Париже. Делает такую трафаретную живопись. Раньше приклеивал большие ксерокопии на полотна и раскрашивал их. Валерий исследует Рим как символ вечного города. Античностью болели многие, будь то Третий рейх или «Москва — третий Рим». Памятник Владимира Татлина «Интернационал» (проект памятника III Интернационалу. — Forbes Young) из той же оперы. Эйфелева башня, башня Татлина… Работы Кошлякова — некий культурный микс из всего этого. Художник, кстати, делает и большой, и маленький форматы своих работ для успешной коммерческой продажи».
«Волшебный фонарь», Дмитрий Кавка
Художник и графический дизайнер Дмитрий Кавка оформил стенд сервиса «Самокат» своими фирменными скульптурами-конструкторами. «Это абсолютно новые его графические произведения, новая серия, — поясняет Гоша Острецов. — Дмитрий — мастер рисунка, письма и инсталляции. В этой серии он попробовал абсолютно новую историю, но в привычной для себя идеологии. Исследование диджитального, реального и осязаемого миров, а также их соединение. Эта серия родилась из наблюдения Димой фотографий в интернете, из личных архивов пользователей или просто из открытого доступа. Художник сначала их перерисовал, затем создал проекцию с помощью искусственного интеллекта и вновь перерисовал ее на акварельную бумагу. Благодаря цветным карандашам ему удалось придать необычную текстуру рисункам». По словам Острецова, это «хорошая техника», где есть пастель и фактурная акварельная бумага, использование которой дает «очень красивый цвет с воздухом внутри».
«Без названия», Егор Федоричев
Работы Егора Федоричева Острецов называет «концептуально продуманными» и «крайне витальными», а их автора — очень сильным живописцем. «Вообще сам художник чем-то внешне напоминает Курта Кобейна. Его творчество — постоянные попытки выбраться из депрессивного состояния, он пробирается через какую-то массу, все время старается преодолеть пространство. Он даже в жизни крайне мало улыбается», — делится Острецов.
«Отдых», Ольга Солдатова
Художницу Ольгу Солдатову приятель Гоши Острецова, основатель галереи Atelier CHOUTKO и коллекционер текстильного искусства Евгений Шутко называет своей любимицей. «Оля делает прекрасные и очень кассовые мозаики. Все ее работы буквально сметаются», — рассказывает Острецов.
«Желтая дорога», Андрей Семенов
Стиль последних работ художника Андрея Семенова Гоша Острецов описывает как bad painting (с англ. — «плохая живопись», термин для определения художественного направления, сознательно отвергающего традиционные представления о «хорошем вкусе» и технике). «У него [Семенова] питерская школа, немного реалистическая. В 1980-е он закончил Академию художеств. В последние годы Семенов полностью оторвался от привычного стиля, ушел в молодость и инфантилизм, словно ему вновь восемнадцать», — поясняет Острецов.
