Личный «стартап»: бостонский брак как способ получить поддержку и накопить ресурсы

Термин «бостонский брак», возникший в США в конце XIX века, описывал совместное проживание двух женщин, основанное на эмоциональной и интеллектуальной близости. К этой модели в разных ее формах обращались женщины на протяжении всей истории — и представительницы поколения Z не стали исключением. Они столкнулись с теми же вызовами, что и их предшественницы: стремление к финансовой независимости и потребность в психологической близости — благодаря чему подобный формат отношений пережил очередной ренессанс.
Исследования НИУ ВШЭ фиксируют феномен «удлиненного взросления» у зумеров: сепарация от родителей, обретение финансовой независимости и создание семьи сдвигаются на более поздние сроки, а совместное проживание подруг часто заполняет образовавшийся пробел.
«По данным американских ученых, для молодых людей 18–29 лет характерно экспериментирование с формами близости и быта, прежде чем принимать долгосрочные решения. Тренировка совместного проживания с близкой подругой вписывается в эту задачу развития», — объясняет семейный психолог и специалист платформы Alter Анастасия Котельникова.
Распространенность подобного формата именно среди женщин может быть связана с их психологическими особенностями, считает психолог и специалист платформы Alter Аркадий Волков: «Дело в том, что у женщин исторически и в культурном плане лучше развит навык выстраивания эмоциональной близости. Это касается и создания близких дружеских связей, и способности открыто говорить о своих потребностях и переживаниях. Поэтому для них совместное проживание на базе дружбы может стать очень доступной формой поддержки — как эмоциональной, так и финансовой и бытовой».
Экономика солидарности
Покупка собственного жилья для многих представителей поколения Z становится все менее реалистичной целью. Согласно исследованию ВЦИОМ, каждый второй молодой специалист в России зарабатывает не более 60 000 рублей, а планку в 100 000 рублей преодолевают лишь 10% выпускников колледжей и 17% окончивших вуз. При этом средняя стоимость жилья комфорт-класса в новостройках Москвы достигает отметки в 20,6 млн рублей, по данным «РБК Недвижимость». Такая разница в доходах и ценах превращает процесс накопления в многолетний проект.
На этом фоне альтернативой становится арендный рынок, однако и он диктует жесткие условия. Съемная квартира в Москве, например, стоит в среднем 70 000 рублей ежемесячно, сообщает «Яндекс Аренда». Это больше половины дохода даже для тех молодых специалистов, которые зарабатывают около 100 000 рублей. При этом пространства для сбережений у них просто не остается.
Так, для целого поколения молодых женщин совместное проживание с подругой превращается в финансовый инструмент, позволяющий обойти ограничения современного рынка недвижимости. «Я узнала, что, оказывается, у нашего сожительства есть название — бостонский брак. Когда две женщины без интима живут друг с другом, делят какие-то дела по дому, финансы и все такое. Ну, или как у нас называется — цены на жилье в Москве», — иронично подмечает 27-летняя стендап-комик Настя Веневитина в одном из своих выступлений.
Подобная финансовая стратегия работает и за пределами России, подтверждает 24-летняя Владислава Ильина. Они с подругой познакомились в Китае, где теперь снимают совместное жилье: «Идея бостонского брака возникла у нас довольно естественно. Мы обе много путешествуем, поэтому быстро нашли общий язык и почувствовали сильный отклик — по ценностям, взглядам и жизненным целям. В тот момент у нас обеих заканчивалась аренда жилья, а стоимость хороших апартаментов была довольно высокой. Тогда мы решили объединить усилия: снять просторные апартаменты вместе, разделить расходы и тем самым сэкономить, направив ресурсы на путешествия и развитие».
Как показывает опыт Владиславы, такой подход сокращает траты и повышает качество жизни: «Мы снимаем жилье примерно на 20–30% выгоднее, чем если бы жили отдельно. Это позволяет выбирать апартаменты лучше и комфортнее, не переплачивая».
Эмоциональная близость и поддержка
По данным ВЦИОМ, финансовая нестабильность — основная причина, по которой 71% молодых россиян откладывают заключение традиционного брака. Критерием зрелости стало не наличие семьи, а накопленный ресурс: финансовая подушка, успешная карьера и эмоциональная стабильность. В этом контексте жизнь с соседкой можно рассматривать как фазу подготовки к последующему созданию семьи как к взрослому осознанному шагу.
Совместный быт с компаньонкой не только решает экономические проблемы молодых женщин, но и удовлетворяет их потребности в эмоциональной близости и поддержке. По мнению психолога Аркадия Волкова, устойчивыми такие союзы делают эмоциональная безопасность, равноправие и взаимопонимание: «В подобных отношениях изначально нет конкуренции, ролевых ожиданий и давления. Женские дружеские союзы часто более симметричны, в них меньше борьбы за власть и контроля. Подруги обычно знают друг друга годами, понимают триггеры, границы, привычки друг друга».
Взросление в эпоху массового распространения интернета и смартфонов сделало зумеров мастерами цифрового общения, но не уберегло их от чувства отчуждения. Согласно исследованию Eden Project Communities, они в 1,6 раза чаще сталкиваются со страхом одиночества и испытывают больше трудностей в поиске партнера, из-за чего получили статус «самого одинокого поколения».
«Бостонский брак может стать одним из вариантов решения проблемы, — отмечает семейный психолог Анастасия Котельникова, — и уже есть исследования, подтверждающие, что в таком партнерстве человек чувствует себя более принятым и менее одиноким. Они также показывают, что у тех, кто совпадает по ценностям и живет вместе, более высокий уровень ментального здоровья».
Такую точку зрения разделяет и 27-летняя София Куликова: «Раньше у меня было много перманентной фоновой тревоги от мысли «А что, если я останусь одна?». Сейчас у меня есть опыт, что поддержка и близость могут быть и вне романтического контекста. И в этом рождается очень много спокойствия от понимания, что ты в любом случае можешь быть счастливым, а отношения и все остальное — это приятное дополнение, которое может быть, а может не быть. И это «может не быть» больше не пугает, а вызывает легкую грусть».
Такое партнерство не мешает вступать в романтические отношения, объясняет София: «Мы не отрицаем, что когда-то в будущем у кого-то из нас появится семья. Мы также продолжаем ходить на свидания и общаться с мужчинами, но наша жизнь не крутится вокруг ожидания и поиска. Наш союз — это не убить время в ожидании «настоящей» семьи. Мы не живем в страдании и мечтах, когда наконец появится «тот самый». Мы ведем наполненную жизнь уже сейчас».
Однако при выходе из этих отношений может возникнуть ряд трудностей, рассказывает психолог Аркадий Волков: «В таких союзах бывает эмоциональная ко-зависимость, то есть привычка опираться друг на друга, распределять быт, учитывая постоянное присутствие другого человека, принимать решения вместе. Когда одна из сторон начинает серьезные романтические отношения, это может ощущаться как потеря, при этом не просто материальная, но и потеря ключевой фигуры эмоциональной поддержки». Чтобы не допустить болезненного разрыва отношений, эксперт советует установить четкие границы — проговорить, что в будущем формат вашего общения может измениться, но эмоциональный контакт не должен пострадать.
При этом не стоит забывать о факторах уязвимости в таком формате совместного быта: размытости ожиданий, различии жизненных траекторий и смешении ролей. «У нас гораздо меньше норм, представлений и правил, которые бы делали подобные отношения понятными и предсказуемыми. Из-за этого разрыв или конфликт может быть гораздо более болезненным, — объясняет Аркадий Волков. — К тому же в долгосрочной перспективе кто-то из участников может захотеть переезда, романтических отношений, ребенка, и тогда динамика отношений резко меняется. А если бостонский брак фактически выполняет функции семьи, но при этом не признается таковой, могут возникнуть скрытые ожидания и возможные обиды».
Инструкция к совместной жизни
Совместное проживание подруг можно рассматривать как личный «стартап», успех которого зависит от грамотного управления ресурсами. Чтобы партнерство было осознанным и стабильным, а отношения — прозрачными, нужно заранее решить ряд вопросов.
Найти подходящего человека. Феномен бостонского брака стал частью более масштабного тренда — движения к «выбранной семье» (chosen family). «Исследования показывают, что понятия поддержки и эмоциональной близости имеют сейчас гораздо более широкую палитру, чем 20–30 лет назад, — объясняет Анастасия Котельникова. — Основное изменение состоит в том, от кого люди ждут заботы — не от кровной семьи или родственников, а от тех, кого сами выбрали на основе совпадения ценностей. Таким образом, основой chosen family выступает взаимная забота и/или совместный быт без романтики и сексуального компонента, но с эмоциональной близостью и ответственностью».
Молодые люди ищут стабильные формы отношений. «Выбранная семья — это про осознанный выбор не из чувства долга, страха или социального давления, а из решения быть в жизни друг друга по собственному желанию, — рассказывает София Куликова. — Этот опыт для меня еще и про исцеление. Я не просто нашла дом, а поняла, что сама могу создавать ту самую близость, о которой всегда мечтала».
Выбрать одну из двух финансовых моделей. Первый вариант — раздельный бюджет — остается самым популярным. Можно сохранять финансовый суверенитет и при этом заботиться друг о друге, уверена Владислава Ильина: «Мы не считаем, кто сколько вложил. Все происходит естественно — каждая покупает что-то для себя и при этом думает о другой. Если я что-то беру, я знаю, что в другой раз это сделает моя подруга. Мы не ведем точный учет расходов, рассчитывая на доверие и взаимную заботу. Все складывается органично, потому что обе стороны заинтересованы в комфорте и в том, чтобы другому было хорошо».
Вторая — более сплоченная и в то же время сложная модель — совместный бюджет. Следуя ей, компаньонки создают общий фонд, куда каждый месяц вносят установленную сумму на покрытие регулярных расходов.
Мария Фабрицкая, юрист и управляющий партнер юридической компании «Мария Фабрицкая и партнеры», объясняет, что живущие вместе подруги с точки зрения закона считаются посторонними людьми. Это значит, что гарантировать права, например, на общую недвижимость или финансовые вложения может только официальный документ.
«Оспорить право собственности и доказать факт совместного приобретения имущества можно в суде, но сделать это не всегда просто, — объясняет Фабрицкая. — Поэтому лучше изначально защитить себя — для этого в договоре о приобретении имущества на стороне покупателя, одаряемого и т.п. должны быть обе компаньонки. А также заблаговременная выдача завещания существенно снизит риски остаться ни с чем после смерти одной из компаньонок. Важно понимать, что никакие обещания в дальнейшем выделить долю второй компаньонке, даже «написанные кровью» и удостоверенные нотариусом, не будут иметь юридической силы».
Найти понимание в бытовых вопросах. Договоренности в союзе подруг, письменные или устные, обычно затрагивают несколько ключевых аспектов. Первый — это распределение обязанностей, которое может строиться как по принципу «кому что нравится», так и по четкому графику — главное, чтобы обе стороны чувствовали комфорт и не выгорали. Второй — приглашение гостей. В этом контексте обсуждается все — от частоты визитов до уровня шума в вечернее время, потому что уважение границ — основа гармоничного сосуществования. Третий — зоны комфорта: важно определить, какие пространства в доме являются общими, а какие остаются сугубо личными.
«У нас нет никаких письменных договоренностей — все строится на открытом общении и уважении друг к другу, — рассказывает Владислава Ильина. — Если появляется идея, вопрос или, например, желание пригласить гостей, мы просто говорим об этом напрямую и собираем обратную связь. Мы обе очень внимательно относимся к личным границам, поэтому стараемся всегда озвучивать свои потребности, чувства и уточнять, как другая себя ощущает в тех или иных ситуациях. Такая честность и открытость помогают сохранять гармонию и комфорт в нашем совместном пространстве».
Психолог Анастасия Котельникова напоминает, что успешность взаимодействия в таких дружеских отношениях зависит не от идеального соблюдения правил, а от гибкости и качества коммуникации. По словам эксперта, ключевую роль играют конкретные навыки: саморегуляция, ведение переговоров, активное слушание, понимание своих ценностей, благодарность. Не менее важны позитивный опыт, который компаньонки делят друг с другом, и практика совместного решения проблем.
