«Даже выгоревшего замотивирует»: в чем польза и вред контента про карьеру из соцсетей

В апреле 2023 года 28-летний Барон Люн из Торонто выложил в TikTok шуточный ролик под названием «Почему вы должны нанять Барона», в котором перечислил свои сильные стороны как специалиста по рекламе. Так после двух месяцев отказов от работодателей он надеялся привлечь внимание HR-менеджеров PR-агентств. «Я понял: чтобы выделиться, мне нужно сделать что-то необычное. Мне нравится TikTok, и я подумал, что смогу показать свою индивидуальность в видеоролике лучше, чем в резюме», — рассказывает Люн. Это сработало: видео заинтересовало рекрутера агентства Zenith и помогло Барону получить должность медиапланера.
С тех пор популярность приложения среди молодых специалистов растет. По данным EduBirdie, почти половина (46%) американских зумеров выбрали профессию под влиянием TikTok, а 70% прислушиваются к карьерным советам в коротких видео. Таким образом площадка, с одной стороны, помогает молодым людям получать бесплатный экспертный контент в условиях растущей конкуренции, с другой — способствует возникновению зависимости от рилсов этой соцсети. Исследования показывают, что пользователи, злоупотребляющие быстрым контентом, испытывают раздражение и беспокойство, лишившись доступа к TikTok.
В России сложилась аналогичная ситуация: согласно исследованию IFORS Research, 19% 18–44-летних специалистов используют социальные сети и мессенджеры для трудоустройства. Особенно часто к такому способу обращаются зумеры, считает HR-эксперт Mega Personal Роман Игнатьев: «Эти ребята живут в рилсах, не пишут резюме и ценят атмосферу больше зарплаты».
Экспертный vs. корпоративный контент
«Поиск работы часто вызывает тревогу или страх. Чтобы превратить этот процесс из хаоса в постепенный путь к цели, нужно понимать алгоритм подбора кандидатов изнутри», — говорит IT-рекрутер Алена Буреш. Для этого нужно прислушиваться к людям, которые «взаимодействуют с наймом ежедневно»: рекрутерам, HR-менеджерам, лидам и карьерным консультантам. «В других случаях можно наткнуться на субъективные фантазии или ошибку выжившего», — предупреждает эксперт. При этом она убеждена, что молодых людей сложно ввести в заблуждение: «Зумерам мир соцсетей абсолютно понятен, так что они быстро считывают, стоит ли верить очередной говорящей голове в рекомендациях».
Среди лучших советов для молодых специалистов Буреш отмечает применение методики STAR (situation — «ситуация», task — «задача», action — «действие», result — «результат». — Forbes Young) для описания опыта, а также ведение таблички с аналитикой откликов в Notion или Excel. Она признается, что сама нашла любимое дело благодаря соцсетям: «Увидела смешное видео про IT-рекрутмент из серии «рекрутерки» от Егора Яценко (предпринимателя, эксперта в сфере IT-рекрутмента. — Forbes Young) — зацепил профессиональный юмор, в который очень легко вписались технические термины. Окунулась дальше в тему, обнаружила целое сообщество умных и ярких профессионалов на стыке гуманитарного и технического и поняла, что мне туда. И вот спустя пять лет уже знаю айтишный наем как свои пять пальцев, а также консультирую по поиску работы».
Именно юмор дает наибольший отклик аудитории, уверена Буреш: «Смеемся всем Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) над несовершенством работы в корпорациях. Лучший копинг! Конечно, актуальны и советы по поиску работы, и психологические аспекты — например, как поддерживать баланс работы и жизни, — но посмеяться над абсурдностью происходящего всегда хорошо. Кто знает, может, мой смешной рилс так же вдохновит кого-то на изменения своей карьеры и жизни к лучшему, как меня в свое время видео на YouTube».
Подтолкнуть к новым карьерным достижениям может и неэкспертный контент, рассуждает IT-рекрутер: «Когда постоянно находишься в эхо-комнате IT-корпораций, кажется, что комфортные условия вроде приятных коллег, необычных задач и хорошей зарплаты — само собой разумеющееся. В действительности многие компании не могут довести уровень условий труда до айтишного стандарта. Поэтому популярен корпоративный контент из офисов бигтеха: он дает подглядеть за той карьерой, которая доступна многим трудолюбивым людям, но иногда о ней просто не знают».
Вдохновиться и делать свою работу
Лучший мотивирующий контент — эмоциональные истории успеха, уверена Алена Буреш: «С одной стороны, необходимость пять раз переписывать резюме мало кого вдохновляет. С другой — привлекательные кейсы от и до состоят из не очень привлекательной кропотливой работы». Специалист вспоминает, как ее впечатлило завирусившееся видео с плачущим дизайнером одежды, основателем бренда JW Anderson Джонатаном Андерсоном на показе его первой коллекции для Dior: «Увидеть слезы искреннего счастья у человека, который работал ради такого результата всю жизнь, многого стоит — даже выгоревшего замотивирует! <...> Поэтому пайплайн (от англ. pipeline — «конвейер», последовательность связанных шагов или процессов. — Forbes Young) такой: вдохновиться историей успеха, разобрать, как она была реализована, и постепенно делать свою работу».
Контент-лид сервиса развития карьеры «Эйч» Диана Энгельгардт, напротив, считает, что истории успеха плохо мотивируют аудиторию. Их цель — доказать эффективность коуча или консультанта: «Когда мы рассказываем про удачные кейсы, нам важно не вызвать FOMO (Fear Of Missing Out — синдром упущенной выгоды. — Forbes Young), а показать, что успех — это результат совместной работы менти и ментора. Через контент про составление резюме или обзоры на состояние рынка труда мы показываем экспертность наших менторов и делимся пользой. Такие материалы хорошо сохраняются и пересылаются». Что касается контента, который вдохновляет на изменения, — это, прежде всего, поддерживающие видео с посылом «у тебя получится», «дело в рынке, а не в тебе» и «есть место, где тебе будет хорошо».
По словам психолога, руководителя HealthTech-проекта «Ментальный мост» Ирины Крутских, видео про чужие карьерные успехи провоцируют у молодых людей тревожность и неудовлетворенность собственной жизнью, а неразвитая в силу возраста префронтальная кора (которая формируется с 16 до 25 лет) не позволяет мыслить критически: «В отличие от традиционных СМИ, где успешный герой кажется недосягаемо далеким, видеоформат соцсетей создает ощущение сопоставимости: «Это человек моего возраста, из похожего города, с похожим образованием — почему же я не достиг того же?» Каждое такое видео наносит микротравму, которая накапливается в психике как хроническое чувство недостаточности».
Вредные советы
HR-директор и сооснователь IT-рекрутингового агентства Remokate София Ильина, в свою очередь, не уверена в пользе контента, который создают специалисты-зумеры: «Среди молодого поколения популярна скорее умеренность в карьере, баланс между работой и личным, отказ от серьезных карьерных стремлений. <...> При этом покупательская способность падает, количество вакансий среди белых воротничков летит в пропасть, а зумеры в коротких роликах не перестают поражаться, что нужно на собеседовании рассказывать о себе. Ну не рассказывайте, но на что жить будете?»
Также специалист считает вредными советы, «которые тормозят людей и предлагают переборчивость на рынке работодателя». Она, напротив, рекомендует молодежи чаще проявлять гибкость: «Чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни, а зачастую чтобы просто найти хоть какую-то работу, нужно быть активным, вовлеченным, трудоспособным. Нужно бежать вдвое быстрее, чтобы просто не оставаться на месте. Да, это может показаться несправедливым, но мы все находимся в этих обстоятельствах».
По словам Ильиной, в соцсетях на нее подписаны преимущественно руководители и предприниматели, которым интересна аналитика о состоянии рынка труда. Что же касается более широкой аудитории, она предпочитает «контент, вызывающий эмоции, неважно — теоретический или основанный на кейсах».
Машина для захвата внимания
Молодые пользователи соцсетей, в частности TikTok, не отрицают, что долгий просмотр коротких видео опасен для психики, объясняет психолог Ирина Крутских: «Это классический признак зависимого поведения — осознание проблемы без способности ее контролировать. Более того, частое использование TikTok коррелирует с изменениями в зоне мозга, отвечающей за импульсный контроль и принятие решений». Из-за этого прекратить скроллинг становится еще сложнее.
«TikTok спроектирован как идеальная машина для захвата внимания, эксплуатирующая принцип переменного подкрепления — тот же механизм, что делает азартные игры настолько затягивающими, — продолжает Крутских. — Каждый свайп создает непредсказуемость: следующее видео может быть скучным или невероятно захватывающим. Эта неопределенность провоцирует мощнейший выброс дофамина, причем не от самого контента, а от предвкушения возможной награды».
Как правило, особенно активные пользователи TikTok зависят от общественного одобрения — из-за этого им тяжело сформировать карьерную идентичность на основе собственных ценностей и интересов. А впоследствии — выполнять работу, требующую усидчивости, отмечает психолог: «Когда зумер начинает реальный проект, требующий месяцев работы, его психика испытывает диссонанс: внутренние часы показывают, что это должно было закончиться за минуту, но объективная реальность протестует». Именно это внутреннее противоречие становится основным источником напряжения.
Любопытно, что молодежь доверяет блогерам, которые демонстрируют признаки «снизошедшего авторитета», добавляет специалист. Такие инфлюенсеры показывают не только свои успехи, но и неудачи, а также предупреждают аудиторию, что их путь к славе и богатству не является универсальным. Наблюдая за ними, молодые люди чувствуют себя понятыми и испытывают эмоциональное облегчение. Главное в этой ситуации, по словам Крутских, — не следовать советам некомпетентных, но харизматичных блогеров.
С пагубным влиянием соцсетей можно бороться, развивая рациональное мышление, уверена психолог: «Существуют программы, обучающие подростков когнитивным и поведенческим стратегиям здорового взаимодействия с социальными медиа. Такие курсы более эффективны, чем полный запрет или запугивание. Краткое онлайн-обучение навыкам логической проверки информации уменьшает склонность потреблять сомнительный контент и делиться им».
«Тихий надлом»
Один из самых актуальных среди карьерных трендов в TikTok в 2025 году — quiet cracking («тихий надлом» или «тихий срыв») — это состояние, при котором сотрудник продолжает выполнять свои обязанности, но постепенно теряет вовлеченность. Явление пришло на смену quiet quitting («тихого увольнения») — строгого соблюдения трудового договора и должностных инструкций при отказе от любых дополнительных задач. По данным TalentLMS, более половины (54%) американских сотрудников замечают за собой признаки «тихого надлома» — от периодического до постоянного чувства неудовлетворенности условиями труда. В отличие от «тихого увольнения» (при котором сотрудник действует сознательно), quiet cracking — процесс постепенного разочарования в работе — происходит непреднамеренно.
«Тихий надлом» очень похож на эмоциональное выгорание. При нем вы можете заметить отсутствие мотивации и энтузиазма к работе, чувство бесполезности или даже гнев и раздражительность, — объясняет главный редактор платформы Kickresume Мартин Падуска. — Это общие сигналы опасного состояния, которые со временем обостряются». По подсчетам Gallup, только за август 2025 года «тихий надлом» снизил объем производства американских товаров и услуг почти на $2 трлн.
Профилактика выгораний и «надломов» в коллективе — ответственность руководителя, считает Ирина Крутских: «Наставник должен помочь сотруднику осознать, какие реальные потребности — в признании, безопасности, смысле своей деятельности — он пытается удовлетворить через соцсети и рабочие достижения, и где реальные границы между профессионалом и личностью. Это предотвращает фрагментацию личности, которая возникает из-за информационной перегрузки и необходимости постоянной самопрезентации». Психолог добавляет, что лидер может инициировать откровенный разговор с подчиненным, если первым продемонстрирует уязвимость.
Ответ токсичному руководству
По мнению Дианы Энгельгардт, «тихий надлом» могут спровоцировать архаичные модели взаимодействия в коллективе — например, унизительная выслуга перед руководством, неэтичные стресс-собеседования или трудоголизм. Все это сейчас высмеивается в интернете, говорит контент-лид: «Благодаря блогерам, которые ходят на собеседования, чтобы разоблачать «конторки», мы видим, что все эти явления существуют по сей день у недобросовестных работодателей. Только им теперь хотя бы есть альтернатива — компании, которым небезразличен их HR-бренд».
В ответ на устаревшие явления корпоративной культуры появились несколько трендов, которые позволяют сотрудникам влиять на работодателя, рассказывает Энгельгардт. Среди них Act Your Wage («действуй в соответствии со своей зарплатой») — неформальное правило следить за соотношением вложенных усилий и уровня оплаты труда и Revenge Quitting («увольнение из мести») — резкий, демонстративный уход с работы с целью навредить начальнику.
«Про «тихое увольнение» я слышала только из соцсетей, — признается София Ильина. — Что касается философии Act Your Wage, много ее сторонников я вижу и у себя в комментариях, и в контенте других авторов. Но думаю, что этот подход не соответствует экономической ситуации и рынку труда в России. «Уход из мести» встречается, но, как правило, в тех случаях, когда работодатель действительно ведет себя крайне непрофессионально».
Ильина также отмечает, что намного лучше в российских реалиях прижилась философия work-life blend (комфортное совмещение работы и личной жизни), которая сменила work-life balance (баланс между работой и личной жизнью): «Суть нового подхода в том, что мы воспринимаем работу не как что-то отдельное от жизни, а как ее часть. Мы не ненавидим свою карьеру и не стремимся как можно быстрее сбежать из work в life, а смешиваем их. Так, можно в середине рабочего дня сходить в зал, на маникюр или попить кофе с подружкой, а потом писать отчет в 10 вечера, потому что тебе так удобнее».
