Связь поколений: почему семейные компании прибыльнее | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Связь поколений: почему семейные компании прибыльнее

читайте также
Стабильный спекулятивный: что означает рейтинговое действие Moody’s? Купить, чтобы продать: как заработать на офертах +85 просмотров за суткиЭксперты назвали самый доходный актив 2017 года +2 просмотров за суткиТриумф Германии: страна стала крупнейшим рынком недвижимости Европы +3 просмотров за суткиПобег от банкиров: почему россиянам не стоит держать свои сбережения за рубежом Трамп против песо: как заработать на выборах в США +3 просмотров за суткиЧерный ящик: почему трудно заработать на структурных продуктах +1 просмотров за суткиПродавцы на дронах: пять трендов, которые изменят рынок коммерции +4 просмотров за суткиВенчурные инвестиции - 2016 +6 просмотров за сутки5 самых перспективных направлений для венчурных инвестиций — 2016 +6 просмотров за суткиАгротех. Инвестиции в землю +1 просмотров за суткиТранспорт. Венчур на колесах +3 просмотров за суткиБиотехнологии. Купить вечную жизнь +2 просмотров за суткиФинансовые технологии. Финансы по цепочке Некуда бежать: пять причин оставаться в российских акциях +1 просмотров за суткиЧеловек из фондов: общение с лидерами компаний как залог успешных инвестиций Дорогие ошибки: девять уроков психологии от венчурного инвестора Затмение. Что происходит с банками Италии Илья Щербович: «Менеджмент должен максимизировать прибыль, а не прятать ее» Трое щедрых: госкомпании, которые делятся прибылью с частными акционерами Среди держателей долга Внешпромбанка есть клиенты Сбербанка, ВТБ24 и БКС

Связь поколений: почему семейные компании прибыльнее

Йохо Сьюзан Forbes Contributor
фото Corbis/FOTO SA
Последние исследования свидетельствуют о том, что семейные компании опережают несемейные по прибыльности. Почему и как на этом заработать?

Семейные фирмы — от маленьких местных семейных магазинов и миллионов малых и средних предприятий, являющихся основой большинства экономик, до многонациональных компаний-гигантов, таких как Swatch, Samsung и BMW, — всегда играли важную роль в стимулировании экономического роста. Несмотря на то что во второй половине XX века во многих известных мировых семейных компаниях основавшие их семьи уменьшили свои доли в результате публичного размещения акций на фондовых рынках, они продолжают принимать участие в управлении, а зачастую и контролировать многие из этих компаний. Это может иметь важные последствия для инвесторов.  

 

Преемственность поколений в компаниях, в которых семьи-основатели до сих пор владеют крупными или контрольными пакетами акций, дает им устойчивое, сохраняющееся на протяжении многих поколений, конкурентное преимущество.

Так, последнее исследование, проведенное Boston Consulting Group (BCG), показало, что такие компании демонстрируют более устойчивые коэффициенты прибыльности, чем несемейные компании, причем эта тенденция отмечается на протяжении всех периодов внутри экономического цикла, в том числе в периоды кризисов, во всех изученных странах (см. график). Другое недавно опубликованное исследование, в котором приводятся результаты некоторых старейших семейных компаний в Японии, также позволяет предположить, что семейное управление компанией тесно связано с долгосрочным финансовым превосходством. 

Более устойчивые коэффициенты прибыльности, характерные для семейных предприятий, отражаются на курсе их акций. Семейные фирмы обычно превосходят несемейные в динамике курса акций в долгосрочной перспективе, что указывает на то, что фактор семейного владения может увеличивать стоимость активов для инвесторов. Например, немецкий индекс DAXplus, в расчет которого входят акции 30 крупнейших семейных компаний, за последние десять обогнал более широкий индекс DAX на 41%. Наиболее хорошие показатели демонстрировали такие компании, как BMW, Fresenius, Henkel и Volkswagen. Еще одним примером превосходства семейного бизнеса над конкурентами является индекс семейных предприятий Credit Suisse, который отслеживает компании под семейным контролем в Европе и США. Этот индекс опередил индекс MSCI World на 110 % за последние 10 лет.

В чем причины превосходства семейных предприятий? Во-первых, они стремятся к тому, чтобы иметь четкие долгосрочные цели, избегая ловушек краткосрочного планирования. Во-вторых, для семейных предприятий характерен более консервативный по сравнению с несемейными фирмами подход к управлению: они имеют меньше долгов и осторожнее инвестируют свой капитал. И наконец, семейные фирмы стремятся стимулировать большую эмоциональную приверженность к своим брендам, что приводит к меньшей текучке кадров.

Несмотря на то что все эти факторы говорят в пользу семейного бизнеса, инвесторам не стоит забывать о рисках, характерных для такого типа компаний.

К ним относятся планирование преемственности, непотизм и внутрисемейная вражда. С этой точки зрения для инвестиций лучше выбирать компании, которыми владеет по меньшей мере второе поколение и которые уже научились преодолевать некоторые из этих проблем. Например, многие семьи заключают четкие устные и письменные договоренности, регулирующие возможные проблемы (например, условия, на которых члены семьи могут участвовать в бизнесе, границы корпоративной и финансовой стратегии и т. д.). Таким образом, компании, управляемые семьями во втором и в третьем поколении, должны иметь действующие механизмы минимизации «семейных» рисков для развития бизнеса.

Успешные семейные предприятия играют важную роль во многих экономиках. Они формируют большую часть национальных ВВП, обеспечивают трудоустройство и создают новые рабочие места. Вероятно, наиболее сильной их стороной является нацеленность на долговечность, что влечет за собой осторожное управление, создание крепких связей со своими работниками и клиентами, а также долгосрочные инвестиции. Такая бизнес-модель обеспечивает как минимум аналогичную, если не лучшую, доходность по сравнению с конкурентами, а также обеспечивает устойчивость во время кризиса. Это делает их важным фактором стабильности национальных экономик и интересными объектами для инвестиций.  

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться