К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

От дирижера до капитана: как женщины добиваются успеха в мужских профессиях

От дирижера до капитана: как женщины добиваются успеха в мужских профессиях
История успеха дирижера Марии Эклунд и других успешных представительниц профессий, которые редко выбирают женщины

Россиянка Мария Эклунд — одна из немногих успешных женщин-дирижеров в мире. Это традиционно мужская профессия, редко можно увидеть женщину с дирижерской палочкой. Эклунд же регулярно выступает с известными оркестрами — Симфоническим оркестром России, Берлинской симфониеттой, Симфоническим оркестром Стокгольма. Она дирижировала спектаклями в Пекинском оперном театре, в Большом театре, а также оперным фестивалем «Арена ди Верона» в Италии. В августе-сентябре Эклунд работает над новой постановкой оперы «Травиата» Верди в «Фольк Опера» (Стокгольм). Премьера состоится 18 сентября.

В интервью Forbes Эклунд рассказывает об особенностях своей профессии. А Forbes Woman представляет еще четырех героинь, которые преуспели в мужских профессиях.

Мария Эклунд, дирижер

Мария Эклунд, дирижер

О стеклянном потолке

Женщине сложно работать дирижером, потому что срабатывает стереотип, что это исключительно мужская работа. Хоть и утверждают, что в Европе равноправие и что если ты профессионал, то пол неважен, к сожалению, практика показывает, что это не так. По статистике, женщин-дирижеров от 5 до 9%. И зачастую к ним относятся с каким-то предубеждением. Это связано с традицией, уходящей в далекое прошлое. Например, в Венской филармонии женщины по уставу не могли не то что дирижировать, а играть в оркестре до 1993 года. А так как профессия дирижера в основном связана с воспроизведением старинного репертуара, ведь до сих пор в большей степени исполняются сочинения прошлого и позапрошлого столетия, то все новшества в этой сфере воспринимаются с трудом, как нарушение традиций.

Проучившись год в Московской консерватории, я вышла замуж за шведа и переехала к нему. Перевелась в институт им. Гнесиных, а потом поступила в аспирантуру в Стокгольмской Королевской академии музыки и оказалась там самой молодой аспиранткой. На оркестровом факультете всегда учится довольно много девушек, но немногим из них удается работать по специальности.

О своих правах

Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, два года назад мы создали общественную организацию женщин-дирижеров Швеции. Мы добиваемся того, чтобы количество женщин за дирижерским пультом увеличилось в несколько раз. И уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше. Дальше мы планируем увеличить ее до 25% и более. Гетеборгский симфонический оркестр также сообщил нам, что теперь туда берут каждого пятого приглашенного дирижера-женщину.

О национальном вопросе 

Кроме гендерного стереотипа, я столкнулась в Швеции еще и с национальным. Там, как и во всей Европе, стараются сохранить рынок для своих. Конечно, никто никогда не скажет этого откровенно, но стоит посмотреть на количество российских музыкантов, выступающих в Стокгольме, — их всего двое или трое, — как все становится понятно.

Но я не скрываю своего происхождения, не говорю, что я шведка. Я считаю, что и русская, и шведская культуры интересны, а их сочетание только обогащает человека и искусство.

О работе

Многие талантливые дирижеры — хорошие менеджеры, ведь дирижер — это же руководитель. Профессия очень многоплановая, она включает множество факторов, и менеджерский — один из них. Работа дирижера требует дисциплины и организаторских способностей. А то, что все люди творческих профессий слишком свободные и несобранные, — скорее миф из прошлого. Позволить себе быть рассеянным гением может, пожалуй, только тот, у кого близкие люди берут все организационные вопросы на себя, но такая ситуация — редкость.

В Швеции все оркестры спонсирует государство. Но чтобы получать дотации, необходимо участвовать в конкурсах на гранты. Мне приходится постоянно заниматься этими вопросами: встречаться с людьми, собирать и подавать необходимые документы. Это тоже неотъемлемая часть моей работы. Я отношусь к ней как к вынужденной необходимости, которая дает возможность творческой свободы и независимости от каких-либо организаций.

О деньгах

Ловушка в работе дирижера заключается в том, что на эту должность всегда приглашают. Из-за этого невозможно предугадать, куда и когда тебя позовут. Музыкальный менеджмент — очень тонкий и сложный механизм. У меня есть менеджер и пиар-агент, которые рассылают мое резюме. Если резюме устраивает работодателя, то заключается контракт на концертную программу или на серию концертов. Мой график плотно расписан до середины 2016 года.

Оплата дирижера зависит от его или ее востребованности. Как правило, гонорары достаточно высокие, даже у молодого, только начинающего артиста. Иногда я вынуждена решать финансовые вопросы, причем договариваюсь я за весь оркестр. Это у меня легко получается. А вот рекламировать себя и продавать свое творчество я не могу, поэтому этим занимается мой агент.

О музыке

Оркестр — это сложный, многообразный, живой организм, способный достигнуть баланса, гармонии и кульминаций в сочетании с чувством, страстью. Это инструмент, формировавшийся столетиями многими мастерами и гениями прошлого. И он продолжает развиваться.

Ни в какой другой профессии не считается позволительным стоять спиной к публике. Но дирижер передает свою энергию оркестру, а через игру музыкантов она передается и слушателям. Надеюсь, моя публика чувствует, что я стою к ним с открытым сердцем и душой.

Джорджия Босколо, гондольер
REUTERS

Джорджия Босколо, гондольер

В Венеции появилась первая сертифицированная женщина-гондольер Джорджия Босколо. Городская Ассоциация гондольеров — одна из самых закрытых мужских каст в мире: в нее входят 425 гондольеров. В 2009 году 23-летняя Джорджия Босколо смогла сдать все экзамены, которые раньше женщинам пройти не удавалось, и получить разрешение на работу. Девушка продолжает дело своего отца, который, хоть и гордится дочерью, все равно считает, что это не женская профессия.

Для того чтобы получить право перевозить пассажиров по каналам Венеции на гондоле, необходимо пройти курс обучения, который длится полгода и составляет 400 часов. После обучения предстоит сдать тесты не только на умение управлять лодкой, но и на знание английского языка, географии Венеции и морского права.

Цитата: «Я всегда любила гондолы, и в отличие от трех моих сестер, предпочитала плавать с отцом, вместо того чтобы гулять с друзьями».

Тренер мужской футбольной команды Елена Коста
Corbis·All Over Press

Тренер мужской футбольной команды Елена Коста

Женщины в мужском футболе давно перестали быть экзотикой. В мае 2014 года французскую команду «Клермон» из второй лиги возглавила 36-летняя Елена Коста из Португалии. Она проходила стажировку у Жозе Моуриньо в «Челси», где ей дали прозвище «Моуриньо в юбке». У тренера большой опыт работы с женскими командами и сборными в Иране и Катаре. На позицию, которую она заняла, претендовали 120 человек.

Однако карьера в «Клермоне» у Косты не сложилась: спустя месяц после назначения она со скандалом покинула пост из-за неуважительного отношения руководства клуба. По мнению тренера, ее пригласили на работу только ради пиара и не собирались доверять реальное управление командой.

«Решение уйти нельзя назвать неожиданным, поскольку к нему привел целый ряд поступков, — подчеркнула Коста. — Меня обвиняют в неуверенности, но это не так. Я так же уверена, как и раньше. Я готова!»

В итоге кресло тренера в «Клермоне» займет бывшая капитан женской сборной Франции по футболу 39-летняя Коринн Диакр.

Впервые должность футбольного тренера мужской команды получила хорватская футболистка и фотомодель Тихана Немчич, которая стала главным тренером команды «Виктория (Ваковац)» с 2012 года.

Карин Стар-Йансон, капитан дальнего плавания

Карин Стар-Йансон, капитан дальнего плавания

Все больше женщин выбирают своей профессией морское дело. Однако женщин-капитанов в мире до сих пор не так уж и много. В 2007 году 38-летняя шведка Карин Стар-Йансон стала капитаном круизного лайнера Monarch of the Seas. Это 12-палубный лайнер первого ранга, длиной 268 метров и шириной 36 метров; он относится к разряду крупнейших лайнеров. Он вмещает 2744 пассажира и 858 человек экипажа. Лайнер курсирует в районе Багамских островов и рассчитан на короткие круизы, длительностью 3-4 ночи.

Карин Стар-Йансон стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она получила степень бакалавра в судовождении в Технологическом университете Чалмерса (Гетеборг). Вся ее жизнь связана с морем.

Цитата: «В 1940-х и 1950-х, когда судоходство процветало, это была тяжелая физическая работа, поэтому ей занимались одни мужчины. Теперь это работа мозгов и знаний».

Сьюзи Вольфф, гонщик «Формулы-1»
Getty Images

Сьюзи Вольфф, гонщик «Формулы-1»

В этом году впервые с 1992 года в официальной сессии «Формулы-1» стартовала женщина — 31-летняя шотландка Сьюзи Вольфф. Однако дебют в первой свободной тренировке накануне Гран-при Великобритании прошел не самым лучшим образом. Из-за проблем с двигателем она смогла проехать всего один быстрый круг, после чего вынуждена была сойти с дистанции.

Вольфф начала заниматься картингом в раннем возрасте, участвовала в различных соревнованиях и занимала призовые места. Но всегда мечтала о «Формуле-1». В 2001 году она ушла из картинга в большой автоспорт. В 2013 году стала тест-пилотом команды «Уильямс», от которой и должна была выступить на английском гран-при. Вольфф очень расстроилась из-за своей неудачи, но заявила, что будет готовиться к Гран-при Германии.

Цитата: «Моя цель – стать лучшей. Конечно, мне помогает в карьере тот факт, что я девушка – это создает дополнительные возможности, особенно в Williams. Я ценю эту возможность и обязательно ей воспользуюсь».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+