«Акелла» размахнулся | Forbes.ru
$59.44
70.13
ММВБ2128.96
BRENT61.86
RTS1128.44
GOLD1286.05

«Акелла» размахнулся

читайте также
+59 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +76 просмотров за суткиОбуздание инфляции: рост цен больше не будет источником дохода +118 просмотров за суткиБронежилет для смартфона. Как бизнесу защититься от вирусов-вымогателей +171 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +208 просмотров за суткиБывший глава IBM Луис Герстнер рассказал об умении принимать решения вовремя +333 просмотров за суткиМарина Науменко: «В нашем роддоме все сосредоточено вокруг мамы и новорожденного» +615 просмотров за суткиФэйк-контроль: что произошло с бизнесом «Одевайся Легко», когда производство наконец наладилось +2228 просмотров за суткиКак настоящий. Может ли грузовик Tesla Semi соревноваться с дизельными конкурентами +350 просмотров за суткиПроизводный шум. Как ЦБ будет регулировать рынок деривативов с 2019 года +193 просмотров за суткиОбхохочешься: фильм недели — «Молодой Годар» +745 просмотров за суткиСтоит съесть: трюфели в White Rabbit Family, мидии в Perelman People, винегрет в KM20 +666 просмотров за суткиО России с любовью: высокая ювелирная коллекция Boucheron +1143 просмотров за суткиМосква без турникетов: чем закончится очередное обещание облегчить жизнь пассажирам +16202 просмотров за суткиЗа перегородкой: как летают пассажиры первого класса +5093 просмотров за суткиДожить до 100 лет. Почему швейцарцы живут дольше россиян +2074 просмотров за сутки«Мальчики из Берсерк-ли» прижали конкурентов и построили империю мороженого в США +22641 просмотров за суткиTesla Semi. Миллиардер Илон Маск показал электромобили будущего +5521 просмотров за суткиСемья владельцев Wal-Mart разбогатела почти на $14 млрд за день +1921 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +5882 просмотров за суткиВстречный прием. Как бизнесмен и чемпион мира по самбо стал президентом Монголии +4354 просмотров за суткиЖесткая просадка. Акции банка ВТБ упали до минимальной отметки за три года
03.04.2004 00:00

«Акелла» размахнулся

Два друга заработали миллионы в буквальном смысле играючи. В этом им помогла не только грамотная бизнес-схема, но и большая любовь к виртуальным мирам

В фойе компьютерной фирмы «Акелла» стоит чучело оскалившегося волка, на стенах развешаны рисованные изображения пиратов. Сквозной коридор проходит через пять студий. В каждой из них команда программистов работает над своей игрой. Создание компьютерных игр давно уже перестало быть творчеством программистов-одиночек. «Это в России игровая индустрия до сих пор считается чем-то несерьезным,  —  говорит 38-летний соучредитель «Акеллы» Дмитрий Архипов, — в мире она уже соперничает с кинематографом».

Архипов вместе со своим другом Владимиром Кудром создал «Акеллу» в 1993 году. Официально это название за фирмой было закреплено в 1995-м. Тогда мало кто предполагал, что на «игрушках» можно заработать серьезные деньги. Не очень верили в это и Дмитрий с Владимиром. Тем более что для молодых инженеров, выпускников Московского энергетического и Московского авиационного институтов, «Акелла» — не первая попытка вписаться в формирующийся российский капитализм. До этого были челночные рейды за кроссовками в Китай, а также компания с претенциозным названием Storm Water Tours, отметившаяся организацией одного-единственного турпохода для иностранцев. Тогда друзья (сами фанаты водного туризма) сагитировали 15 немцев ехать на две недели в тайгу в район БАМа. С экстримом явно переборщили, и немцы были в шоке от необходимости бороться за выживание. Заработок горе-туроператоров составил по $50 на брата. Но, несмотря на провал, идея зарабатывать на собственном хобби не покидала друзей. Они сделали ставку на компьютерные игры. «Мы сняли небольшой офис, который до этого занимала фирма, торговавшая матрешками. Там же организовали склад. Купили компьютеры. Штат составляли шесть человек», —  вспоминает Архипов.

Волк-одиночка

Свой бизнес «волчья» фирма начала с локализации (перевода на русский язык и озвучивания) игры 7th Guest. Архипов и Кудр предложили издателю «Седьмого гостя», компании Virgin Interactive Entertainment, адаптированный для российского рынка продукт. Однако идея сотрудничать с неизвестной фирмой западную компанию не привлекла. Игра на нашем рынке тем не менее появилась  —  без разрешения разработчика, но без участия «Акеллы».

Тем временем друзья затеяли собственный проект — «Энциклопедию вооружений» на CD. Он оказался необычайно успешным: диск разошелся тиражом более 100 000 копий. С каждой предприниматели получили по $5. Архипов и Кудр поняли, что можно зарабатывать, ведя бизнес «по-белому».

В 1996-м они совершили поступок, который не только российские, но и зарубежные компьютерщики восприняли чуть ли не как сумасшествие. В ситуации, когда 98% рынка виртуальных забав контролировали пираты, компаньоны решили приобрести и легально локализовать в России игру западного производства — это была французская POD, футуристические автогонки. Затраты составили $40 000, выручка — $30 000. Убытки в $10 000 друзей не беспокоили. Они рассчитывали на укрепление имиджа.

«После первого же опыта цивилизованного сотрудничества с заграницей дорога была открыта — с нами стали разговаривать западные компьютерные фирмы», — объясняет Владимир Кудр. С тех пор «Акелла» локализовала и издала в России более 150 игр.

В марте 1997-го после тщательного анализа рынка компаньоны занялись игрой, которой было суждено принести им деньги и мировую известность, — «Корсарами». Виртуальная морская одиссея содержала в себе элементы разных жанров — от стратегии до 3D-экшн.

Господство на море

«Мы не сомневались, что сможем успешно продать игру, потому что нам удалось сделать фантастической красоты море. Те, кто видел его, говорили, что ощущают даже свежесть брызг и соленый запах. У конкурентов такого моря не было и нет», — говорит Архипов.

По иронии судьбы аж три зарубежных издателя поочередно платили «Акелле» аванс порядка $10 000 за право распространять игру, после чего… прекращали свое существование.

А тут еще  грянул кризис 1998-го. Покупать лицензии за доллары и потом продавать локализованные игры за рубли стало невыгодно. Архипов и Кудр закрыли издательские и дистрибуторские отделения, занявшись только разработкой своих «Корсаров».

[pagebreak]

К счастью для хозяев «Акеллы», до своего распада последний издатель «Корсаров» Interactive Magic успел продемонстрировать отрывки игры на гигантском стенде, арендованном на одной из игровых выставок в Лондоне. Здесь и увидела их американская  фирма Bethesda Soft Works, ставшая наконец издателем игры.

В 2000 году на американском рынке было продано порядка 150 000 дисков «Корсаров» при средней стоимости $50, а в Европе — около 75 000 копий. Детали соглашения с Bethesda, по словам владельцев «Акеллы», являются коммерческой тайной. Но поскольку разработчик, как правило, получает минимум пятую часть от общих объемов продаж, можно предположить, что «морские собаки» принесли Архипову и Кудру не менее $2 млн.

Вырученные средства пустили как на разработку новых игр, так и на восстановление разрушенных кризисом издательских и дистрибуторских отделений. А специализированные СМИ закрепили за «Акеллой» статус  лидера в разработке игр на морскую тематику. В 2001–2002 годах компания разработала и выпустила «Век парусников II» и «Рыцарей морей». А в 2003-м, готовясь к производству фильма «Пираты Карибского моря», Disney Interactive искала на рынке компьютерных игр проект, сходный по тематике с кино. Выбор пал на одноименный продукт «Акеллы».

Игровое поле

В России уже продано около 400 тыс. копий этой двухдисковой игры. На Западе порядок цифр немногим больше, и он продолжает расти. С каждой копии «Пиратов» «Акелла» получает 20–30% выручки, $10–15. Компания также подписала договоры с Sony и Microsoft на разработку игр под их платформы — Play Station и Xbox.

«Акелла» — не единственный российский игрок на международном рынке. Конкуренты «Акеллы» в сфере разработки игр — компании Nival Interactive, «1С», в издательском бизнесе — «Бука» и опять же «1С». Хотя конкуренцией, по словам Кудра, все это можно назвать с большой натяжкой: российские разработчики негласно поделили между собой направления деятельности. Например, создатели игр-симуляторов никогда не займутся придумыванием морских стратегий. Создатели «Акеллы», впрочем, отмечают, что в одном аспекте  —  праве на локализацию в России зарубежных хитов  —  конкуренция между российскими фирмами существует.

Сейчас в трех из пяти комнатах-студиях «Акеллы» идет работа над новыми морскими играми. Самый амбициозный проект — о торпедных катерах во Второй мировой войне (с программистами и художниками работает профессиональный историк — проверяет аутентичность виртуального оружия). Еще в одной комнате создается 3D-экшн из жизни байкеров, в последней студии программисты работают над версией игры по мотивам книги Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада».

В мире ежегодно создается до 3000 компьютерных игр, из которых только несколько сотен становятся коммерчески успешными. Секрет успеха «Акеллы», по словам владельцев, в том, что они сами  —  заядлые игроки. А без этого невозможно предвидеть, какая игра — причем не сейчас, а через два года (таков в среднем срок разработки) —  «сыграет» на полную.

Сегодня доля пиратской игровой продукции на российском рынке сократилась до 60–70%, и очевидна тенденция к ее дальнейшему снижению. Владельцам «Акеллы» это дает лишний повод убедиться, что они были правы, занявшись легальным бизнесом.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться