03.07.2004 00:00

Гигант корейского бизнеса

В 1995 году я отправился в Корею писать репортаж о компании Samsung, которая незадолго до того отказалась от производства дешевых подделок японских телевизоров и начала завоевывать себе место в ряду лидеров мировой электроники.

Samsung, как это свойственно корейским чеболям, была невероятно всеядна — строила корабли и производила автомобили, торговала сырьевыми товарами и занималась страховым бизнесом. Но, несмотря на эту пестроту, компании удавалось привить сотрудникам всех своих многочисленных предприятий чувство общего дела.

Как это делалось? В полутора часах езды от Сеула находился Университет Samsung, где обучались несколько сотен управляющих компании. Недавно принятые на работу «белые воротнички» постигали науку: начиная от того, как правильно отвечать на телефонный звонок или знакомиться с клиентом, и заканчивая бухучетом и теорией маркетинга. На стенах учебного заведения висели плакаты, напоминавшие лозунги времен сталинских пятилеток: «Мы обгоним Японию в производстве микрочипов D-RAM в ближайшие восемь лет!»

На следующий день в центре Сеула я наблюдал, как служащие идут на работу в центральный офис компании. Рабочий день начинался здесь в семь утра. Все были одеты почти одинаково — черные брюки, серый пиджак, темный галстук. У лифтов играли бравурные марши. Ровно в 7:10 все как по команде отрывались от работы и, стоя по стойке смирно, просматривали короткую телепередачу: в ней отмечались последние достижения компании, обрисовывались главные ее цели. Оканчивалась утренняя «политинформация» исполнением национального гимна.

Так закалялся гигант корейского бизнеса. Схожий подход использовали японские корпорации. Такой же внутренней пропагандой до недавнего времени занимались американские компании типа IBM.

Российские предприятия, к сожалению, пока представляют собой совсем иную картину. Здесь почти не формируется корпоративный дух. У рабочих по-прежнему отсутствует дисциплина и нет уважения к новым собственникам. А менеджмент часто пользуется самыми примитивными методами мотивации — на уровне кнута и пряника. Качество работы от этого не улучшается, зато растет классовая ненависть.

Однако некоторые крупные компании начали эту проблему решать. На стр. 74 Александр Малютин и Алексей Амётов рассказывают, как руководство компании «Русский алюминий» пытается повлиять на настроения, царящие в цехах.

Новости партнеров