Шеф поваров | Forbes.ru
$59.15
69.84
ММВБ2135.57
BRENT63.98
RTS1137.45
GOLD1248.30

Шеф поваров

читайте также
Одна вокруг света: как не погибнуть во время мятежа, найти русских на окраине континента и почему знание иностранного языка не спасает На автовокзале Нью-Йорка произошел взрыв самодельной бомбы Владимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом Сдали норматив. Зачем МКБ привлекал финансирование этой осенью Кина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» Праздничный переполох: новогодний базар, полезные мастер-классы и новый бутик Dior в ЦУМе Бизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель Сила доллара: какую политику выберет ставленник Трампа Война в ретейле. Миллионер Костыгин пригрозил партнеру по «Юлмарту» банкротством Мышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки Миллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов Битва на Пресне: экс-глава ВЭБа судится с Олегом Дерипаской из-за Трехгорной мануфактуры Путин заявил о выводе российских войск из Сирии Код столетия: эволюция дресс-кода деловой женщины. 1975–2017 годы Зажгли звезды: 17 ресторанов Бангкока вошли в гид Michelin Структура «Ростеха» оспаривает в суде санкции ЕС из-за крымских турбин Криптовалютная лихорадка. Фьючерсы на биткоин взлетели на 25% в первый день торгов Сложные углеводороды. Будущее Норвегии зависит от нефтегазовой компании Statoil ASA Доктор на час. Как американская медицина освоила новые правила игры Математика в бизнесе будущего Заседания ФРС, ЕЦБ и Банка России. Что важно знать инвестору на этой неделе
#КорпусГрупп 03.12.2005 00:00

Шеф поваров

Илья Хренников Forbes Contributor
Фирма ОЛЕГА ЛОБАНОВА ежедневно кормит 100 000 человек. 
Важная деталь: большинство этих людей лишены возможности 
пообедать где-либо еще

Доставкой обедов в офисы занимаются тысячи предпринимателей и обеспечивают себе небольшой, но постоянный доход. Десятки компаний берут в управление столовые в бизнес-центрах Москвы и Петербурга. Но Олег Лобанов давно перерос этот уровень. Созданная им компания «КорпусГрупп» каждый день кормит более 100 000 рабочих крупнейших заводов. А заодно убирает цеха, чистит спецодежду, стрижет газоны. Предприниматель не рассказывает о своих оборотах, но его конкуренты полагают, что выручка «КорпусГрупп», охватывающей 26 регионов страны, приближается к $100 млн. В числе ее клиентов более 200 предприятий. Уже не малый бизнес, не правда ли?

В школьные годы у Олега Лобанова было необычное для мальчишки из заполярного Североморска, базы стратегических подводных лодок, увлечение — кулинария. В армии — 150 нарядов по кухне. «У меня перед глазами стоит моя первая поджарка, которую я приготовил на заставе. Так уничтожить мясо я больше уже никогда не смог», — вспоминает предприниматель. Потом — Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова и работа поваром в ресторане. В 1991 году двадцатитрехлетний Олег вместе с братом открыл неподалеку от Белого дома ресторан «У Карася». Место в те времена пользовалось известностью.

В 1993 году молодой предприниматель, расширяя бизнес, арендовал столовую в «Москапстрое» — одном из крупных предприятий столичного строительного комплекса. Мощность ее кухни позволяла производить еду «на сторону». И Лобанов, зарегистрировав компанию «ЛаньЧ» (пишется именно так, с «ь»), одним из первых в Москве стал предлагать доставку обедов в офисы — слова «кейтеринг» тогда еще никто не знал.

В 1994 году в Москву приехала Патрисия Каас. Банкет в ее честь обслуживала французская ресторанная фирма Potel et Chabot. Хозяин «ЛаньЧа» оказался среди гостей и был поражен работой французов. Уже спустя несколько месяцев «ЛаньЧ» обслужил банкет на 1500 человек в честь 30-летия радиостанции «Маяк». «Мы заработали страшные деньги по тем временам — $15‑000 или $20‑000,— рассказывает Лобанов. — В пятом часу утра, развозя персонал по домам, я заснул прямо в машине за рулем. Вот в таком ритме компания и начинала». Так появилось новое направление бизнеса — ресторан выездного обслуживания «Фигаро». Он проводил корпоративные праздники для крупных компаний, устраивал выездные банкеты в других городах и быстро добился известности.

В конце 1990-х мода на заказ обедов в офисы начала уходить. Компании стали обзаводиться собственными столовыми и, помучившись с ними, отдавали в управление. Операторы столовых обеспечили себе не очень высокую, на уровне 10–20%, норму прибыли, но накрепко привязали к себе клиентов. Число клиентов «ЛаньЧа» быстро росло. Кризис 1998 года помог компании получить крупных российских заказчиков, например «Сибнефть» и Сбербанк: им стали не по карману услуги лидирующей на рынке французской компании Sodexho, выставлявшей долларовые цены.

Но еще большую роль в судьбе компании Лобанова сыграло другое событие, связанное с Sodexho. Незадолго до кризиса «ЛаньЧ» проиграл французам тендер на обслуживание московского офиса Hewlett-Packard. Компьютерной компании требовался подрядчик, который обеспечил бы и питание сотрудников, и уборку офиса. Французы к этому были готовы, а вот российские компании — нет. «Все специализировались либо на питании, либо на уборке. Предлагать это «в одном флаконе» никто не думал», — объясняет представитель кейтеринговой компании «Сити-менеджмент» Яна Ионушкина. Лобанов понял, что надо создавать подразделение, занимающееся уборкой. Среди российских сервисных компаний будущая «КорпусГрупп» (единый брэнд появился лишь в 2003 году) первой стала предлагать клиентам «питание плюс уборку». К 2001 году в числе ее клиентов были Gillette, Philip Morris, Procter & Gamble, ЛУКОЙЛ, DHL и «Базовый элемент».

Большинство действующих в России кейтеринговых компаний ведут бизнес в Москве. Лидерство здесь прочно держит все та же Sodexho — каждый рабочий день она кормит 25‑000 московских клерков. «КорпусГрупп» отстает: компания кормит в столице 21‑000 человек в день (это по собственным данным компании, Sodexho оценивает производительность конкурента в 16‑000 человек в день). Так или иначе, столичный рынок поделен, а вот в регионах огромное поле для работы. Столичный клерк может заплатить за обед 100–200 рублей, а заводской рабочий — не больше 40–50 рублей, но на заводе работают в десятки раз больше человек, чем в офисном центре.

В 2002 году компания Лобанова работала в пяти городах и ее штат составлял 1700 человек, а сейчас открыты филиалы еще в 21 регионе и работают в компании около 10‑000 человек. Отчего разбух штат? Все просто: «КорпусГрупп» забирает у корпораций питание, уборку и прочее, переводя в свой штат поваров, уборщиков, инженеров. Только с Кирово-Чепецкого химкомбината компания «забрала» 1000 человек, а с Магнитки — 1200. На новые проекты «КорпусГрупп» присылает менеджеров из других регионов — так называемую группу запуска, включающую управленцев, шеф-поваров, специалистов по закупкам, экономистов — от 5 до 40 человек. Обучение принятого на работу персонала стандартам компании занимает от двух недель до нескольких месяцев. Перейти в штат «КорпусГрупп» предлагается всем «нештатным» работникам клиента, но в течение полугода 25–30% из них сокращают.

Российские корпорации все чаще хотят оставить за собой только основную деятельность. «КорпусГрупп» кормит 3200 рабочих Омского НПЗ «Сибнефти» и убирает 8,5 кв. км территории и зданий завода. Это позволяет «Сибнефти» экономить 6 млн рублей в год — копейки для компании, чья чистая прибыль составила в прошлом году $2‑млрд. «Но это наша идеология — заниматься только нефтью и финансами, а все непрофильные бизнесы выделить и приобретать их услуги на рынке», — рассказывает пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов. Точно так же поступают «Русал» и предприятия «Северсталь-групп». «Наше дело — выпускать метизы, а столовые отдали на аутсорсинг. В итоге завод сэкономил около 5% затрат на общепит, а главное, снял с себя головную боль», — рассказывает Валерий Квашонкин, директор по общим вопросам Череповецкого сталепрокатного завода (ЧСПЗ входит в «Северсталь-групп»).

Договориться с региональными предприятиями не всегда легко. Их менеджеры сами не прочь «освоить» непрофильные расходы своего предприятия. Лобанов вспоминает историю сотрудничества с одним крупным холдингом: «На одном заводе местный менеджмент заявил буквально следующее: нам наплевать, что решила управляющая компания в Москве. Мы вам покажем, кто здесь хозяин». Конфликт удалось уладить лишь в столице, пообщавшись с владельцами холдинга.

[pagebreak]

Какие у Лобанова аргументы на переговорах? Потенциальным партнерам он любит задавать такой вопрос: «Если случится авария или произойдет отравление, какую ответственность несут ваши сотрудники?» В лучшем случае могут уволить провинившегося. А «КорпусГрупп» страхует риски и в случае ЧП несет материальную ответственность. Кроме того, компания освобождает корпорации не только от сотен сотрудников (за которых надо платить налоги, социальные выплаты и др.), но и от массы рутинной бумажной работы.

Лобанов не скрывает, что запускает новые бизнес-направления, изучая деятельность западных конкурентов. Вот «КорпусГрупп» взяла в управление химчистку Омского НПЗ — эта работа в чем-то близка уборке помещений. А вскоре предложила клиентам новую услугу — аренду спецодежды. «Зачем крупной компании владеть спецодеждой, содержать работников, которые ее учитывают, выдают? У нас все эти функции автоматизированы, плюс мы еще и стираем», — объясняет Лобанов. Для той же «Сибнефти» «КорпусГрупп» занимается озеленением территории Омского НПЗ и стрижкой газонов. Переговоры об уборке территории и стирке спецодежды ведет с «КорпусГрупп» и ЧСПЗ. В перспективе — управление транспортным парком предприятий, гостиницами, административными зданиями. Нынешний объем рынка производственно-хозяйственного аутсорсинга в России никто не считал. Но Sodexho оценивает его потенциальную емкость в $5 млрд.

Говорят, что название «КорпусГрупп» появилось в подражание английской Compass Group. Это крупнейший в мире оператор корпоративного питания, он кормит не только компании, но и школы, больницы, даже Пентагон, управляет ресторанными сетями… Выручка Compass Group в прошлом году составила $21 млрд. В общем, компании Лобанова есть к чему стремиться.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться