Мега-полис

Павел Миледин Forbes Contributor
Страховка дорогого автомобиля может обойтись в десятки тысяч долларов. Есть ли возможность сэкономить?

Кому хочется платить за страховку? Приобретение услуги, которая может пригодиться, а может и нет, — не самая приятная трата денег. Причем одно дело застраховать среднюю иномарку, другое — оформить полис на дорогую машину. Стоимость страховки для 6-литрового Bentley Flying Spur (€245‑300), например, составляет минимум $17 00.

Однако никуда не денешься — Bentley и Ferrari тоже попадают в аварии и нуждаются в ремонте. А страховщики тем временем прилагают все усилия, чтобы затянуть в свои сети клиентов с роскошными автомобилями.

Например, тарифные ставки на страхование дорогих машин (повреждения плюс угон) ниже, чем на обычные иномарки. Средний тариф для нового Ford Focus II стоимостью $14 200 в крупных компаниях составляет около 10% от цены продажи. Страховка Mercedes S500 стоимостью €140‑000 обойдется в 5,8–8,9%, а полис автострахования для более дорогих Bentley и Ferrari у большинства опрошенных Forbes компаний стоит 6–7%.

Владелец компании «А.В.Консалтинг» Александр Юсифов платит страховщику за два своих автомобиля, BMW 750 и Volkswagen Touareg 3.2, $16‑500 в год и не жалеет. «Неделю назад вышел от друзей, смотрю — автомобиля нет. Как потом выяснилось, его забрали на штрафстоянку, но первой мыслью было, что я просто продал машину: страховщик все равно вернул бы ее стоимость. Я сам удивился своему спокойствию», — рассказывает Юсифов.

Спокойствие владельцев дорогих машин обеспечивается их особым статусом. Страховые компании автоматически заносят их в списки VIP-клиентов и обещают соответствующий сервис. В случае ДТП им не нужно заниматься сбором документов и погружаться в утомительную процедуру урегулирования убытков, которая может растянуться на пару месяцев. По словам начальника отдела «Ингосстраха» Артема Бобцова, если автомобиль стоит более $250 000, за клиентом закрепляется персональный менеджер: он выезжает на место ДТП, осматривает машину и организует ее эвакуацию. Клиенту предоставляется бесплатное такси.

У других компаний услуги схожие. «АльфаСтрахование», выписавшая в прошлом году пять полисов владельцам Ferrari, обещала им бесплатную эвакуацию, вызов аварийного комиссара на место аварии, оформление всех справок в ГАИ. Компания РОСНО, где застраховано 300 автомобилей стоимостью выше $150 000, в том числе один Maybach, дает клиентам право без ограничений пользоваться программой «Помощь на дорогах». Клиент, например, может вызвать эвакуатор и сервисную службу, если автомобиль не заводится. А персональному менеджеру «Ингосстраха» можно звонить за помощью, если проколото колесо, разрядился аккумулятор или кончился бензин — в этих ситуациях страховщик также обещает бесплатный сервис.

В «Росгосстрахе» специальной программы нет, компания подходит к клиентам индивидуально, говорит советник президента, начальник отдела по работе с VIP-клиентами Анна Нафталиева. Например, «Росгосстрах» организовал ремонт эксклюзивной BMW седьмой серии (около €200 000). На заводе в Германии изготавливали запчасти, в Москву на сервис доставили специальное оборудование. «Мы решали проблемы с заводом, с таможней. В итоге клиент был доволен», — вспоминает Нафталиева.

Впрочем, прежде чем воспользоваться услугами персонального менеджера страховой компании, эту компанию еще предстоит найти. Если обычные машины в 60% случаев страхуют прямо в автосалоне, с эксклюзивными автомобилями все не так просто: в сверкающих салонах сверхдорогих брэндов вы не обнаружите стойку страховой компании. Илья Березин, руководитель автомобильного направления компании Mercury (официальный дилер Bentley, Ferrari и Maserati), объясняет политику своей фирмы: здесь не хотят, чтобы клиенты ассоциировали с продавцом автомобиля те проблемы, которые впоследствии могут возникнуть со страховщиками.

Страховщики, ограниченные в доступе к покупателям, борются за них методами промышленного шпионажа. Один из страховых агентов, неофициально работающих с автосалонами Mercury в Третьяковском проезде, поделился секретом: «В салоне находится наш человек, он рекомендует нашу компанию, дает телефончик». Агент рассказывает, что встречается со своими клиентами на нейтральной территории. Конкуренты не дремлют — ставки в этой игре высоки: Mercury в прошлом году продала 200 Bentley, 30 Ferrari и 60 Maserati.

Пожелавший сохранить анонимность агент говорит, что бизнес по страхованию автомобилей такого класса — рулетка. Застраховав 15 машин на существенную сумму, можно в одночасье уйти в минус. «Ремонт бампера, крыла и фары Bentley обошелся недавно в 503 000 рублей, а нормо-час стоит порядка $110», — жалуется он.

Впрочем, многие покупатели дорогих машин действуют в обход агентов — они обращаются напрямую к руководству страховых компаний. Гендиректор РОСНО Леонид Меламед утверждает, что звонки от знакомых бизнесменов с просьбой застраховать автомобиль — обычное дело. Такие клиенты получают персонального менеджера и платят за полис дешевле. Директор центра страхования автотранспорта РОСНО Александр Гурдус поясняет: у компании нет необходимости платить агентские.

«Люди обращаются и получают специальный тариф. Этим все пользуются», — соглашается гендиректор «Росгосстраха» Данил Хачатуров. А Анна Нафталиева добавляет, что индивидуальный подход и специальные тарифы в какой-то момент обязательно принесут страховщику дивиденды. Каким образом? Если клиент захочет застраховать что-нибудь еще: дом или бизнес. Генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь» Наталья Синдеева, например, застраховала в «Росгосстрахе» не только свой Porsсhe Cayenne Turbo 2005 года, но и имущество «Дождя» и свое собственное.

Каким образом можно сэкономить, страхуя очень дорогой автомобиль?

Во-первых, попробуйте обратиться к руководителям компании-страховщика — они не откажутся поговорить с перспективным клиентом. Ну а если наступит страховой случай, проще будет урегулировать вопросы выплаты. Владелец «А.В.Консалтинг» Юсифов, например, выбрал компанию по знакомству — он предпочел известным страховщикам небольшую фирму Prime Insurance, которую возглавляет его давний друг.

Во-вторых, возможно, не стоит тратиться на страхование от угона. По словам Артема Бобцова из «Ингосстраха», воры не покушаются на Ferrari или Rolls-Royce. (К‑тому же в дорогих автомобилях представительского класса почти всегда находится охранник или водитель.) Отказ от страхования, скажем, Ferrari 612 Scaglietti (€320 000) по риску «угон» уменьшит стоимость полиса в «Ингосстрахе» на €3200, а в РОСНО — сразу на €17 920.

В-третьих, попытайтесь трезво оценить риски. Управляющий директор «ЦентрИнвест Групп» Дэн Рапопорт, например, решил не страховать свой Porsche Carrera стоимостью $80 000. Рапопорт держит этот автомобиль в гараже, ездит на нем только летом, раз в неделю. «Я посчитал, что цена полиса — около $6000 — неадекватна размеру рисков», — объясняет он. Однако для другого своего автомобиля — эксплуатируемого каждый день Porsche Cayenne S 2004 года стоимостью около $100 000 — финансист решил приобрести страховой полис «АльфаСтрахования», заплатив около $7000. До 7% стоимости удалось снизить благодаря франшизе — все расходы в случае повреждений до $1000 Рапопорт возмещает сам.

Новости партнеров