03.04.2006 00:00

Взять мосты

Илья Хренников Forbes Contributor
Капиталы хлынули в самую прибыльную область дорожного строительства

У Российских капиталистов появился новый объект приложения несметных богатств — они начали скупку компаний, занимающихся строительством мостов.

Кто бы мог подумать! До последнего времени дорожное строительство было делом неповоротливых организаций советского еще образца. Большинство из нынешних «мостоотрядов» и «мостотрестов» — подразделения главка «Главмостострой», объединявшего некогда 15 трестов и пять НИИ. Но именно сейчас спрос на их услуги высок как никогда: специалисты корпорации «Трансстрой» оценивают рынок дорожного строительства (без учета дорог областного значения) в $3 млрд, из которых около $1 млрд приходится на мосты. На эти-то деньги и претендуют предприниматели из других отраслей.

Вот лишь несколько примеров. В марте структуры «Северстальтранса» начали покупку «Мостотреста» — крупнейшей организации в своей области (выручка в прошлом году превысила $400 млн). Об этом Forbes сообщили два участника рынка, информацию не отрицают и в самом «Северстальтрансе». «Сорок девять процентов акций «Мостотреста» было собрано структурой, которой владели 24 действующих и бывших его руководителя. Когда каждому предложили по €2 млн, трудно было отказаться», — рассказывает строитель, знакомый с обстоятельствами сделки.

Что привлекло внимание владельцев «Северстальтранса» к «Мостотресту»? Эта организация строит мост через Оку в Нижнем Новгороде, железнодорожный путепровод в Москве, а также выиграла тендер на строительство участка кольцевой автодороги в Петербурге. Участвует «Мостотрест» и в строительстве самого сложного и дорогого объекта инфрастуктуры Москвы — Краснопресненского проспекта (стоимость — около $1,5 млрд), который соединит центр города с Новорижским шоссе. Часть проспекта уже построена, остались самые сложные участки — тоннели под лесопарком Серебряный бор и подвесной вантовый мост через Москву-реку. Одну из частей этого моста и возводит сейчас «Мостотрест».

Заинтересовало строительство мостов и АФК «Система», компанию, принадлежащую миллиардеру Владимиру Евтушенкову. Заказчиком строительства Краснопресненского проспекта выступает одно из подразделений «Системы Галс», ООО «Организатор». «Система Галс» расширяет географию своей деятельности: недавно она купила крупные доли в новосибирской компании «Сибмост» (строит мосты в Новосибирске, Красноярске и Кемерово) и омском НПО «Мостовик» (проектировал мосты в Омске, Чите и на Алтае, а также вантовый мост Краснопресненского проспекта).

И, наконец, самарская группа СОК (производство автомобилей и комплектующих) приобрела какое-то время назад предприятие «Волгомост» и столичный НИИ «Гипротрансмост». В ближайшие пять лет должны быть построены большие мосты через Волгу в Самаре, Волгограде и Ульяновске, и СОК явно рассчитывает поучаствовать в этих проектах.

В остальных организациях, строящих мосты, тоже ждут покупателей. Один из топ-менеджеров «Мостостройиндустрии» (холдинг, до недавнего времени входивший в состав корпорации «Трансстрой») признается Forbes, что его компании поступают предложения о покупке — от того же «Северстальтранса», а также от холдинга «Металлоинвест».

Мосты считаются самым лакомым куском в транспортном строительстве. Затраты на строительство автодороги — $1–3 млн на километр, а мост длиной 1 км стоит не менее $50 млн: он требует сложного проектирования, металлоконструкций, техники. Рентабельность дорожного строительства составляет 10–15%, но часто за счет приписок может доходить до 50%. А при строительстве моста, как сообщил Forbes источник, близкий к Минтрансу, без труда можно получить и 100% прибыли: уровень реальных затрат здесь проконтролировать практически невозможно.

Для «Северстальтранса» мостостроение имеет особый смысл. Во-первых, входящий в ту же «Северсталь-групп» Череповецкий металлургический комбинат — крупный производитель стального проката, из которого делают в том числе и мостовые конструкции. Во-вторых, выходец из «Северстальтранса» Игорь Левитин возглавляет теперь Минтранс, и компания может рассчитывать на его благосклонность. Остается один вопрос — зачем же строители отказываются от «золотой жилы» и продают свои предприятия?

Как признается вице-президент корпорации «Трансстрой» Валерий Минькин, им куда выгоднее расстаться с частью своих акций, чем выбивать новые проекты мостов из федерального и местных бюджетов. У компаний уровня «Северстали» или АФК «Система» возможностей куда больше.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться