К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Центр тяжести


Промышленный шпионаж, минимизация налогов, простейшая сбытовая политика. Что на выходе? Торговая марка, которую знает каждый культурист

На окраине карельской столицы Петрозаводска работает небольшое сталеплавильное производство, которое вы не найдете ни в каких справочниках по металлургии. Рабочие здесь без спешки прессуют металлолом и загружают его в котлы, туда же, когда состав раскалится, они бросают мятые алюминиевые банки: «Присадки, для улучшения качества». Кипящий металл разливают по круглым формам, а потом, остывший и обработанный на станках, закатывают в разноцветную резину.

Нехитрая технология? Но именно так производятся гантели и диски, а также замки и грифы для штанг под самой популярной в России маркой MB Barbell. Из 400 т переплавляемого за месяц металлолома получается 350 т готовой продукции, которую используют миллионы людей по всей стране, чтобы накачивать мускулы.

МВ в названии марки — это Маркелов Вадим, открывший первое полуподпольное производство спортивного инвентаря еще в 1986 году. Конкурент у него тогда был единственный — Госкомспорт СССР, а потребителей хоть отбавляй: в стране началось массовое увлечение культуризмом. Маркелов, методист по физкультуре местного пароходства, подключил свой цех к городским сетям без согласования с властями и пару лет совсем не платил за электричество. Банковских счетов он тоже не открывал — заказчики расплачивались с ним так: ЖЭК или школа открывали в подвале «качалку», брали у Маркелова штанги и гантели, а самого предпринимателя фиктивно оформляли к себе на работу (к примеру, сантехником) и платили зарплату. «Так и ездил по всему городу зарплату получал, в месяц на несколько «жигулей» набегало», — вспоминает предприниматель.

 

В начале 1990-х предприятия Госкомспорта практически остановили производство, но у карельского бизнесмена появился новый соперник — импорт. Например, продукция немецкой фирмы Kettler. Впрочем, Маркелова такая конкуренция не смущала — он установил на свои товары цену в два с половиной раза ниже, чем у немцев. Кроме того, его изделия уже тогда запаивались в резину, а гантели и штанги Kettler были полностью металлическими — громко звенели и портили полы в залах.

Цена до сих пор главное преимущество MB Barbell. Маркелов предлагает товар в четыре раза дешевле европейского и американского. Как насчет качества? «Его инвентарь ломается через два-три года из-за слабых креплений, резина трескается», — жалуется Михаил Трегубов, поставщик сети клубов «Планета Фитнес». Впрочем, несмотря на это, Трегубов все равно закупает оборудование у MB Barbell. «Сравнив цены и качество, мы решили даже в самом дорогом нашем клубе установить инвентарь от Маркелова», — говорит он. Лейблы MB Barbell можно увидеть и в большинстве других клубов: продавая ежегодно товара примерно на $5 млн, компания Маркелова, по разным оценкам, занимает от 60% до 70% российского рынка. Вторая самая распространенная марка — американская Ivanko, на нее приходится порядка 25%.

 

Так что пока конкуренты выступают в роли догоняющих. А сам Маркелов тем временем старается не отставать от мировых производителей. Не успели появиться в продаже импортные диски для штанг с отверстиями для рук, как Маркелов скопировал идею и наладил их производство в Петрозаводске. Есть жалобы на напыление грифа? Предприниматель создал новый цех гальваники. Где взял технологии? Опять же скопировал. Поехал в одну из скандинавских стран на только что отстроенное производство в качестве потенциального покупателя бизнеса. Пока «приценивался» к предприятию, сопровождавшие его инженеры отсняли на камеры все бирки на оборудовании, узнали состав реагентов. Дома разгадали идею и за месяц выстроили в Петрозаводске аналогичный цех, потратив на все про все менее $150 000 — в десять раз меньше, чем обошлось бы готовое производство, закажи Маркелов его на Западе.

Насколько эти методы согласуются с законом? Примерно так же, как применяемая Маркеловым схема уплаты налогов: все цеха MB Barbell зарегистрированы на индивидуального предпринимателя, что позволяет перечислять в казну минимум денег.

Карельский производитель штанг и гантелей явно не стремится переплачивать государству. Впрочем, и подачек от властей он тоже не ждет. Четыре года назад к Маркелову обратилась сборная России по тяжелой атлетике — хотели заключить контракт на закупку блинов для штанг и гантелей. Ничего не получилось. «У него диски неплотно входят в гриф и чуть тоньше, чем нам требуются, — рассказывает тренер по оснащению национальной сборной по тяжелой атлетике Максим Акапитов. — Мы ему предложили доработать продукцию, но его это не заинтересовало».

 

Два года назад, когда на одно из производств Маркелова напали рейдеры, он не стал обращаться ни в милицию, ни в суд: сам отражал атаку как мог (в итоге от захватчиков пришлось откупиться).

Год назад администрация Петрозаводска объявила конкурс на оснащение школ города спортивным инвентарем. Маркелов заявку подал, но контракт отдали компании из Москвы — теперь он завозит в Петрозаводск штанги, гантели и тренажеры.

Огорчает ли это обстоятельство Маркелова? Не очень. Во-первых, вполне возможно, что победители тендера привезут маркеловский инвентарь, купив его у оптовиков (Маркелов действует только через оптовые фирмы, предлагая им удобные условия: килограмм любого товара — $1). Во-вторых, предприниматель прекрасно проживет без государственных закупок, его неплохо кормят частные заказчики: ежегодно в России открывается по 50–60 спортивных клубов, которым нужен силовой инвентарь. Ну и в-третьих, Маркелову сейчас не до таких мелочей — его все больше занимает новый проект.

Предприниматель выкупил в Петрозаводске текстильную фабрику и на освобожденных площадях налаживает сборку тренажеров собственной конструкции. А зимой закончатся работы по созданию искусственного газона для футбольных полей. Он будет точно дешевле иностранных аналогов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости