Добрые дельцы | Forbes.ru
$58.83
69.19
ММВБ2131.94
BRENT62.53
RTS1141.50
GOLD1245.84

Добрые дельцы

читайте также
+8 просмотров за суткиПродажа акций «Детского мира» сорвалась из-за ареста активов «Системы» +85 просмотров за суткиОткрытка от художника — дорогой подарок на Новый год +1691 просмотров за суткиМиллиардер Усманов продает доли в СТС и «Муз-ТВ» +244 просмотров за суткиСтруктура Абрамовича и Абрамова купила 24,5% акций «Трансконтейнера» +190 просмотров за суткиДмитрий Ульянов: «Для нас комфорт и безопасность пациента — безусловный приоритет» +874 просмотров за суткиОт Boeing 747 до роскошных вилл: как китайцы продают все на онлайн-аукционах +700 просмотров за суткиРаздвоение наличности. Forbes выяснил, что число открытых ИИС завышено +6439 просмотров за суткиПобеда в Сирии. Чем закончилась военная операция для России +515 просмотров за суткиКризис доверия. Технологическая революция меняет само это понятие +767 просмотров за суткиНа стриме: как устроена экономика киберспорта +1681 просмотров за суткиСтавка на повышение.Что будет с долларом после решения ФРС +681 просмотров за суткиКонструктор для взрослых. Как собрать магазин или фестивальную площадку +278 просмотров за суткиНе упустить ни капли: как собрать стоящую коллекцию вин +241 просмотров за суткиКультурная экспроприация: мужские ткани в женском гардеробе +891 просмотров за суткиБорьба с болезнями крови: пять победителей и один проигравший +567 просмотров за суткиСбербанк продал львовский VS Банк экс-премьеру Тигипко +841 просмотров за суткиВиртуальная реальность стимулирует к покупке новой квартиры и повышает квалификацию хирурга +1374 просмотров за суткиОпасное сближение. Почему ЦБ может прервать цикл снижения ставок +399 просмотров за суткиGoogle обогнал Facebook по объемам интернет-трафика для СМИ +1942 просмотров за сутки7 принципов идеального текста: уроки известных писателей +4907 просмотров за суткиОсторожно, камера. Техосмотры снимут на видео за счет автовладельцев
03.03.2007 00:00

Добрые дельцы

Есть стороны деятельности бизнеса, которые никто не должен регулировать, кроме самих участников рынка

Молодой отец по имени Марк — страховой агент. Работает уже полтора года, всему научился, зарабатывает все больше… Одно только его тревожит. Большую часть комиссионного дохода приносит Марку комбинированный продукт: страховка от несчастного случая с накопительным компонентом. И страховая сумма невелика, и доходность какая-то низкая — 3% годовых всего. Клиент, знает Марк, переплачивает за этот продукт: у той же компании есть дешевый полис, по которому выплата при страховом случае будет выше, а на разницу в цене клиент мог бы купить накопительный продукт с более высокой доходностью. Но компания не хочет, чтобы Марк продавал много дешевых полисов, и потому ненавязчиво помогает ему найти в жизни правильный путь: платит за продажу комбинированного продукта огромную комиссию — 110% премии за первый год! Что делать бедняге: откладывать денежки на образование ребенка или перестать наконец обманывать клиентов и смириться с падением заработка?

Стоп: 110%? Не великовата ли комиссия для российского рынка? Все верно: Марк — выдуманный американец из кейса, который изучают в бизнес-школе Университета Карнеги-Меллон. Кейс этот, как и еще 89 подобных из разных сфер бизнеса, специально разработан для курса деловой этики на деньги не существующей ныне аудиторской компании Arthur Andersen. Ее, как многие помнят, погубило в 2002 году дело Enron, а точнее — чересчур активное использование шредеров для борьбы с лишней информацией. Впрочем, пока это не произошло, партнеры Andersen считали, что молодым специалистам необходимо преподавать основы этики. И дело их живет, только на сайте университета добавилось пояснение: «Компания не писала эти кейсы, а лишь оплатила их разработку».

У Enron, кстати, тоже был этический кодекс на 65 страницах — теперь едва ли не самый цитируемый документ такого рода. «Репутация честной и этичной компании стоила нам долгих лет упорного труда. Мы не можем позволить себе ее подрывать», — говорится в кодексе. И правда: как только креативная бухгалтерия, инсайдерские сделки и банальное вранье оставили от этой репутации мокрое место, Enron лопнула.

Американские компании начали сочинять этические кодексы в 1970-е, когда после бурных событий конца предыдущего десятилетия политики и авторы газетных колонок заговорили о «социальной ответственности корпораций». С этим понятием мужественно боролся покойный нобелевский лауреат Милтон Фридман, считавший, что социальная ответственность, или безответственность, — дело каждого конкретного человека, а корпорациям достаточно соблюдать закон и приносить прибыль. Но Фридман проиграл полемику — об этом свидетельствует и российский опыт обучения олигархов соцответственности по методу Павлова. Проиграл по причине, которую сам прекрасно знал. «Делать добро» выгодно: и власти тебя любят, и жители соседних с твоей фабрикой районов (которые, возможно, станут лояльными работниками), да и на налогах можно экономить. «Было бы непоследовательно с моей стороны призывать топ-менеджеров корпораций отказаться от этой лицемерной показухи, — писал Фридман в 1970-м году в газете New York Times. — Ведь это означало бы призвать их к «социальной ответственности»!.. В то же время могу выразить восхищение теми владельцами компаний… которые презирают подобную тактику как почти мошенническую».

Как видим, у Фридмана был этический аргумент против одного из столпов официальной бизнес-этики. Той самой, которую преподают в бизнес-школах и которая сложилась как система взглядов и даже профессия — ethics officer есть во многих американских компаниях в последние 30–40 лет.

Но это не значит, что бизнес-этика насквозь лицемерна и фальшива. В 1920-е годы, когда философы — специалисты по этике стали признавать ее самостоятельным ответвлением своей дисциплины, деловая этика играла почти ту же роль, что и своды внутренних правил средневековых ремесленных гильдий. Она давала своим носителям некую моральную автономию от государства (и, заметим в скобках, в какой-то степени даже от церкви — источника почти всех современных этических принципов). Важно было оговорить, какие стороны деятельности бизнеса не будет регулировать никто, кроме самих участников рынка. «Бизнес должен сделать суровые законы излишними, доказав своим поведением, что он заслуживает общественного доверия», — сказано в «Принципах делового поведения» Торговой палаты США, принятых в 1924 году.

Цель, как всегда, была благородная. О ней уже несколько подзабыли, во многом из-за того, что бизнес раз за разом доказывал, что доверять ему нельзя. Для целей этой статьи стоит, впрочем, предположить, что проклятые этические вопросы волнуют не только придуманного страхового агента Марка. Идеализм непрактичен, но он может быть полезен в качестве основы для дальнейших рассуждений.       

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться