Проблема выбора | Forbes.ru
$58.74
69.14
ММВБ2160.24
BRENT62.97
RTS1158.71
GOLD1287.10

Проблема выбора

читайте также
+244 просмотров за суткиСцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры +23 просмотров за суткиГде посмотреть балет «Щелкунчик» до Нового года +31 просмотров за суткиКазус Мединского: нужна ли научная степень чиновнику Хищения в области культуры: «Седьмая студия» Серебренникова и еще топ-пять громких дел Топ-5 майских арт-событий +1 просмотров за суткиМинимализм снаружи, максимализм внутри: россиянка Юлия Пересильд – амбассадор швейцарского часового бренда +17 просмотров за суткиОперный театр: что слушать на Рождество NET покажет: как провести фестиваль с крошечным бюджетом в 15 млн рублей +1 просмотров за суткиЧеловек или животное? В чем состояли философские предпосылки колониализма и работорговли? Болотная символика: почему современное искусство превращают в «культурную ренту» Ценности дуэлянта: как в России понимают свои права Эрнесто Кармона: «Танго - это способ существования в Буэнос-Айресе» Moral.ru Самые ожидаемые культурные события года: обзор Forbes Культурная экспансия: какие музеи откроются в мире в 2016 году Раздевай и властвуй Барышня и хулиган Запрети меня нежно Господь, мой дизайнер Проект Новороссия: новодел как оружие массового поражения России Проект Новороссия
#культура 03.12.2007 00:00

Проблема выбора

Ирина Телицына Forbes Contributor
Чем занять себя в свободное время? Предприниматель Александр Долгин стал практикующим философом. Он даже пытается извлечь выгоду из своего увлечения

Компания «Союзнихром» выпускает пруток, проволоку и прочие изделия из прецизионных сплавов. Но целый этаж в офисе этой организации занимают искусствоведы, аналитики и специалисты по высоким технологиям и интернету. Металлические изделия — основной бизнес владельца компании Александра Долгина. Искусство и интернет — хобби. Хотя сейчас уже не поймешь, как расставлять приоритеты: предприниматель не раскрывает объем выручки «Союзнихрома», а большую часть времени тратит на портал Imhonet, запущенный в мае этого года. «Рекомендательный интернет-сервис, который я создаю, будет определять лицо потребительской культуры XXI века», — поясняет Долгин. Откуда такая уверенность?

Долгин окончил Московский институт стали и сплавов, в 30 лет уже руководил лабораторией в одном из НИИ, изучал свойства металлов. Оттуда ушел в бизнес — основал в 1992 году холдинг «Союзнихром», базовым предприятием которого является владимирский завод «Магнетон». Но 10 лет назад, когда бизнес встал на ноги и у Долгина появилось больше свободного времени, он решил заняться самообразованием. Открыл книгу немецкого философа Мартина Хайдеггера «Бытие и время» и … почти ничего в ней не понял. Самолюбие 37-летнего предпринимателя, считавшего себя интеллектуалом, было задето.

Долгин начал читать философскую литературу, чтобы освоить язык, на котором пишет Хайдеггер. Он завел в штате должность советника по культуре. Начал общаться с авторами особенно понравившихся статей и книг (никто не отказывался), а у некоторых брать уроки. Он и сейчас регулярно занимается по три часа в неделю. Как утверждает Долгин, занятия помогают ему ликвидировать «образовательные лакуны» и это «раскрепощающий процесс». Сколько стоят подобные мастер-классы, Долгин не говорит, но по информации Forbes, платные индивидуальные семинары с известными учеными и преподавателями обходятся примерно в $500–1000 за раз.

Получив инъекцию гуманитарных знаний, Долгин решил сосредоточиться на каком-то одном направлении современной философии и культуры. Он долго искал, на чем именно, пока не прочитал работы Макса Вебера и Георга Зиммеля, посвященные капитализму и философии денег. «Субстанцию денег я понимаю, что называется, печенкой. К тому же «на пальцах» работал с купюрами — платил, делил, дарил», — формулирует свое конкурентное преимущество в этой сфере Долгин. Его идея — разработать принципиально новую концепцию денег и стоимости в культуре — дарительную: «Это когда пользуешься продуктом бесплатно, а потом отдариваешь [автора], если сочтешь заслуженным».

Наивно? Философы, с которыми общался Долгин, так не считали. «С первой беседы я понял, что замысел Долгина, при всей его неожиданности, перспективен и открывает какое-то новое измерение культурологии», — говорит, например, известный специалист по истории культуры, профессор Александр Доброхотов. Для проекта Долгина была создана научная группа при философском факультете МГУ. Доброхотов отмечает, что скорость, с которой обсуждаемые с предпринимателем культурологические проекты воплощались на практике, была ошеломляющей. «Для гуманитария переход от слов к делу не является таким естественным шагом, как для хорошего бизнесмена», — добавляет он.

Проекты — это, например, фонд научных исследований «Прагматика культуры», созданный Долгиным в 2001 году, или ежеквартальный журнал «Критическая масса» (в 2007 году, правда, еще не вышло ни одного номера). При Высшей школе экономики появилась кафедра «прагматики культуры», руководит ей сам Долгин (предприниматель проводит один семинар в год), Доброхотов — один из преподавателей. Наконец, были проведены два эксперимента по постфактумной оплате произведений — «Синема» и «Театрон».

В ходе проекта «Синема» с июля по октябрь 2003 года фонд проанкетировал 1044 зрителей восьми фильмов в трех московских кинотеатрах. Зрителю, согласившемуся на участие в эксперименте, на входе в кинозал выдавали конверт с шестью купюрами по 10 рублей. Посмотрев фильм, он мог изъять часть денег (не все) или доложить в конверт деньги в пределах 60 рублей, оценив таким образом качество потребленного им продукта.

Из тысячи с лишним анкет пригодными для анализа была признана лишь половина — 520 человек просто забрали из конверта все деньги, возможно посчитав организаторов идиотами (получилось, что Долгин раздарил им 31 200 рублей). Но Долгин все равно посчитал эксперимент успешным — 68% участников проекта отнеслись к идее постфактумного реагирования положительно, 38% зрителей внесли доплату, 15% изъяли часть средств. Что важно — денежные сигналы отражали представление самого Долгина о качестве фильмов: чаще всего изымали деньги из конверта зрители, посмотревшие «Терминатора-3», наименее удачную часть саги с Арнольдом Шварценеггером.

Все эти исследования легли в основу книги Александра Долгина «Экономика символического обмена», недавно переизданной. Шестисотстраничный том, треть которого составляют приложения, автор редактировал 12 раз. Книга стоит в рознице 440–700 рублей и нашпигована фактами — примерами, цифрами, ссылками.

Издав печатный труд, Долгин решил освоить новую информационную среду — интернет. По словам предпринимателя, три четверти времени он тратит на запуск портала Imhonet, «универсального рекомендательного сервиса, основанного на коллективной потребительской экспертизе». Суть в следующем: зарегистрировавшись и оценив 30–100 книг и фильмов, вы создаете свой профиль. Машина определит среди других пользователей наиболее близких вам по вкусам людей и выдаст по запросу рекомендацию, что читать или смотреть (из того, что высоко оценили ваши единомышленники). По замыслу создателей к этому сервису можно «прикручивать» и другие сферы, где потребитель сталкивается с множественным выбором: от туризма до бытовой электроники. «Существует мощная, но не до конца осознанная потребность в повышении КПД выбора. Я нашел решение этой задачи, причем чисто рыночное, без всякой благотворительности», — гордится Долгин. Планы грандиозные: предприниматель хочет создать «второй Google», говорит о миллионах посетителей в день и капитализации выше миллиарда долларов.

А что в реальности? Эксперты признают, что хороший рекомендательный сервис — весьма актуальный продукт. «Если сделать его качественным, он привлечет очень много людей, — отмечает Анастасия Веселко, коммерческий директор медиаагентства +SOL, продающего рекламу в социальных сетях. — Но в настоящий момент на Imhonet зарегистрировано меньше 50 000 человек». Для сравнения, популярной системой Last.fm, составляющей индивидуальные плей-листы интернет-радио исходя из музыкальных предпочтений абонентов, в месяц пользуются 20 млн человек, из них 290 000 приходится на Россию. И среди чисто российских социальных сетей есть примеры стремительного роста: предприниматель Альберт Попков запустил в марте 2006 года проект odnoklassniki.ru, через пять месяцев на сайт удалось привлечь 300 000 человек, сейчас их более 4 млн. Imhonet на этом фоне пока выглядит бледно.

Впрочем, для себя Долгин проблему выбора решает, воспользовавшись рекомендациями своего сервиса, он приобрел 50 DVD (обычно он смотрит по три-четыре фильма в неделю), разочарований пока не испытывал. Инвестиции в культуру вообще доставляют ему исключительно положительные эмоции. «Начиная с определенного уровня благоденствия все трудней извлечь из наличных денег «для-себя- ценность», — объясняет Долгин смысл своей деятельности, прибегая к терминам в духе Хайдеггера. — Культурные проекты открывают для предпринимателей путь к большим умникам, к капиталистам иного сорта — символического. К тем, кто несет в себе другое знание, умеет мыслить по-иному. Это лекарство от сплина».

Не страдает ли от его новых увлечений основной бизнес? «Я в нем задействован в основном как стратег. Выручка, как у многих в стране, удваивается, благо конъюнктура благоприятствует», — успокаивает предприниматель. Не так давно он начал инвестировать еще и в строительство таунхаусов. При нынешних ценах на недвижимость, возможно, они окупятся быстрее интернет-портала.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться