Курение: за и против | Forbes.ru
$58.83
69.36
ММВБ2147.04
BRENT65.49
RTS1149.66
GOLD1244.53

Курение: за и против

читайте также
«Школа миллиардера» 2017-2018: Forbes ищет таланты +721 просмотров за суткиГражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт +1722 просмотров за суткиПодарок миллиардеру. Рыболовлев начинает стройку на острове Скорпиос +860 просмотров за суткиВ сторону сванов: ваш новый маршрут по Грузии +776 просмотров за суткиШкатулка с секретом: как сделать прозрачной информацию о зарплатах +2870 просмотров за суткиГенерал Александр Лебедь: «Политики относятся к простым смертным как к мусору» +1096 просмотров за суткиРазвод по-итальянски: почему Ferrari никогда не уйдет из «Формулы-1» +4135 просмотров за суткиТревога и неуверенность. Исследование Ford предрекает перемены в мире +4119 просмотров за суткиЭто не стоит $1 млрд: почему Apple купила Shazam так дешево +210 просмотров за суткиБизнес или творчество: почему каждый шаг к идеальному платью – это боль +817 просмотров за суткиАэрофлот признан лидирующим авиационным брендом в мире +4325 просмотров за суткиОдна вокруг света: как не погибнуть во время мятежа, найти русских на окраине континента и почему знание иностранного языка не спасает +769 просмотров за суткиНа автовокзале Нью-Йорка произошел взрыв самодельной бомбы +1277 просмотров за суткиВладимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом +1196 просмотров за суткиСдали норматив. Зачем МКБ привлекал финансирование этой осенью +1135 просмотров за суткиКина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» +740 просмотров за суткиПраздничный переполох: новогодний базар, полезные мастер-классы и новый бутик Dior в ЦУМе +3885 просмотров за суткиБизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель +1266 просмотров за суткиСила доллара: какую политику выберет ставленник Трампа +1676 просмотров за суткиВойна в ретейле. Миллионер Костыгин пригрозил партнеру по «Юлмарту» банкротством +2911 просмотров за суткиМышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки
03.07.2009 00:00

Курение: за и против

Анна Соколова Forbes Contributor
В Россию начали поступать деньги Майкла Блумберга на антиникотиновую кампанию. У лоббистов наступают горячие деньки

Полный запрет на курение в ресторанах и офисах; спичечные коробки, украшенные жуткими фото прокуренных легких; пачка сигарет стоит почти $10. Этот страшный сон курильщика давно стал реальностью для жителей Нью-Йорка. Все это ждет и россиян: фонд мэра Нью-Йорка миллиардера Майкла Блумберга выделил в этом году $1 млн на борьбу с курением в России. Всего же на антиникотиновую кампанию в развивающихся странах Блумберг пожертвовал почти $400 млн.

Еще пару лет назад производители сигарет были на поле лоббизма вне конкуренции. Они же проводили антитабачные рекламные кампании, содержание которых во всяком случае не отпугивало покупателей. «Курение? На это нет времени!» — улыбались бодрые молодые люди с плакатов. Никаких натуралистичных фото разрушенного табаком организма, характерных для западной социальной рекламы.

Производители сигарет охотно спонсировали благотворительные проекты нужных людей. В 2006 году, когда Дума в очередной раз обсуждала повышение акцизов на сигареты, Philip Morris перечислил $22 500 в фонд «Депутатский» зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергея Шторгина. Фонд «Северная корона» с супругой министра финансов Алексея Кудрина Ириной во главе тогда же получил $52 000.

Свое мнение по налоговым ставкам табачные корпорации подкрепляли фундаментальными исследованиями. В 2003 году Институт экономики переходного периода (ИЭПП) по заказу компании British American Tobacco проанализировал акцизы на табачные изделия. Авторы исследования ратовали за дифференцированные ставки налога в зависимости от класса сигарет. Эта система была выгодна BAT, производящей равное количество дорогих и дешевых сигарет, но не устраивала ее конкурентов из Philip Morris и Japan Tobacco Inc., которые выпускали в основном дорогие марки. Координатором этого проекта был эксперт ИЭПП Илья Трунин (ныне директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина), в интервью «Финансовым известиям» доказывавший, что государству невыгодна единая ставка акциза на табачные изделия — в полном соответствии с чаяниями BAT.

По оценке руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, каждая из четырех международных табачных компаний, ведущих бизнес в России, тратит на лоббизм и поддержание своего имиджа в нашей стране около $1,5 млн в год.

Приход в Россию антитабачных денег Блумберга может нарушить сложившееся равновесие. Директор Ассоциации производителей табачной продукции Вадим Желнин уже наблюдает оживление в стане идеологических противников. «После выделения Блумбергом грантов они очень активно выступают в прессе, — говорит он. — Жаль только, что они используют недостоверные факты». Его раздражают заявления о том, что Россию охватила табачная эпидемия. В подтверждение этого борцы с табаком ссылаются на данные о росте производства сигарет в России. По мнению Желнина, производство растет за счет экспорта.

Среди активных борцов с табаком — председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Его организация в этом году получит самый крупный грант от фонда Bloomberg Initiative — более полумиллиона долларов на улучшение качества пропаганды отказа от курения. По словам Янина, эти деньги идут не на лоббизм, а на издание антитабачных бюллетеней, организацию семинаров для провинциальных журналистов и проведение исследований о продаже сигарет несовершеннолетним.

Доступ к органам власти, по его версии, перекрыт табачными компаниями. «Мы видим, как блокируется запрет на рекламу, как затягивается принятие закона об ограничении курения в закрытых помещениях, — жалуется Янин. — У нас акцизные ставки в 10 раз ниже, чем в Румынии, — это говорит о том, что табачные лоббисты работают эффективнее, чем мы».

По словам Янина, его борьбу с курением из органов власти поддерживает только Минздрав и главный санитарный врач Онищенко, Минфин и Минсельхоз симпатизируют производителям сигарет.

Толстых, впрочем, считает Янина перебежчиком. В 1998 году Philip Morris выделила КонфОП $100 000 на издание газеты «Впрок» в обмен на информационную поддержку. Толстых также указывает, что в 2001 году Янин раскритиковал иск депутата Сергея Митрофанова, требовавшего обязать табачные компании указывать свои контакты на пачках сигарет, а в 2005 году не поддержал иск организации «Общественный контроль», обвинявшей Philip Morris в том, что она скрывает от потребителей данные о вредных веществах в сигаретах.

Получатель гранта Блумберга опровергает все обвинения: в 1998 году он не руководил конфедерацией, а с тех пор, как ее возглавил, ни разу не перебегал на табачную сторону. «Подбор моих цитат просто тенденциозный, — настаивает он. — Наша позиция не меняется в зависимости от того, кто нас там заказывает».

В ответ он обвиняет в ангажированности самого Толстых. «Возможно, его основная цель — дискредитация оппонентов табачных компаний», — говорит Янин.

Пока табачные лоббисты чувствуют себя уверенно. «Мы участвуем в заседаниях думского комитета по экономической политике, — рассказывает Вадим Желнин. — Там рассматриваются вопросы производства, акцизов — нормальные экономические дискуссии, связанные с табаком». Однако лоббистской схватки — пусть Янин и говорит только о пропаганде здорового образа жизни — не избежать. Цель Блумберга — добиться законодательных изменений (резкого повышения акцизов, запрета на курение в общественных местах и т. п.) в странах, где курильщики пока чувствуют себя комфортно. Чтобы стало как в Нью-Йорке.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться