Народ против Ржевского
Автор: Игорь Порошин, креативный продюсер телеканала «Россия-2»
Светлая новость из российского кинобизнеса. За четыре недели проката фильм «Ржевский против Наполеона» собрал 240 млн рублей, то есть около $8 млн. Фильм стоил $8,5 млн. То есть авторы этой затеи на ней ничего не заработают. Кое-что даст Украина, кое-что DVD. Плюс нарисуется. Но о таком плюсе лучше молчать.
Один из продюсеров «Ржевского» — Сергей Ливнев, знаменитый тем, что, когда был юн, написал сценарий к легендарной соловьевской «Ассе». В первой половине 1990-х Ливнев снял пару фильмов. Один из них — «Серп и молот» — был первой и небесталанной попыткой эстетизации сталинской эпохи после падения советской власти. Но Ливневу нравилась хозяйственная работа. Он устроился директором студии Горького, которую позже покинул (после путаной истории с аудитом) со словами: «Кино в этой стране умерло».
Однако кино в этой стране не хотело умирать, и через 10 лет Ливнев воскрес как продюсер комедии «Гитлер капут!». «Капут» стал одним из первых российских фильмов, окупившихся в прокате. Но главная его заслуга состоит в том, что он существенно расширил общественное представление о границах бесстыдства в кино и готовности зрителя за этим бесстыдством наблюдать. Полнометражное кривляние трэш-звезд разбивало в жуткие дребезги все профессиональные представления, каноны и установки. Борман-Стоянов — гей, Галустян в роли Рабиновича-партизана... Когда Ливнев объявил, что его компания собирается стать «лидером на рынке комедий СНГ», это прозвучало как предвестие крупной культурной катастрофы, которую может пережить наша Родина.
Но Родина продемонстрировала удивительную волю к жизни. Замышленное Ливневым продолжение «Служебного романа» было обречено на триумф, но в итоге принесло создателям только $10 млн дохода (для сравнения: «Ирония судьбы. Продолжение» дала плюс $50 млн). Увидев отснятый материал, ни один из участников оригинального «Служебного романа» не согласился принять участие в рекламной кампании продолжения. Это, надо сказать, редкий случай в шоу-бизнесе. И вот теперь уже настоящая, неопровержимая смерть в прокате самого популярного героя русских анекдотов — Ржевского.
История неудачи фильма, который вы никогда не хотели увидеть и, скорее всего, никогда не увидите, если внимательно присмотреться, любопытна и важна для каждого.
Сергей Ливнев называет себя бизнесменом. В этом есть большие сомнения. Бизнес лучше строить с любовью к людям или, во всяком случае, со знанием людей. Ливнев людей знать не хочет. Неудачи его проектов — это не следствие усилий малоодаренных людей, нанятых им. Агрессивная бездарность — инструмент, которым одаренный человек Сергей Ливнев тычет в морду зрителю. Из художника он превратился в contemporary artist. Вам ведь приходилось бывать в галереях современного искусства, где объект сообщает что-то о том, кто на него смотрит. Например: «Ты — говно!» Примерно так же работают кинопроекты Ливнева.
Вывод второй. Имеющий отношение к тому, о чем вся страна сегодня говорит за столом. О свойствах народа, которые мы народу приписываем, себя от него отделяя. Миллион зрителей Ливнев все-таки заманил «Ржевским». Но, во-первых, это мало для такого заманчивого предложения. А во-вторых, большая часть этого миллиона разгневана увиденным. Пользовательский рейтинг «Ржевского» на Kinopoisk.ru — 2,95. Ниже не бывает (средняя оценка на сайте — примерно 6).
Нормальный зритель. Нормальный народ. С достоинством, с чувством гордости, пусть и запрятанным. Не будет этот народ сладостно хрюкать, пережевывая картофельные очистки. Не-а. Спасибо вам, Ливнев, за этот жестокий, но важный эксперимент. А то мы сомневались.