Три правила формирования частной коллекции. Советы юриста
Фото Peter Macdiarmid / Getty Images

Три правила формирования частной коллекции. Советы юриста

Ася Андреева Forbes Contributor
Фото Peter Macdiarmid / Getty Images
Как приобрести произведения искусства без вытекающих рисков, ввезти их в страну и сохранить для наследников

Много веков назад ценители произведений искусства начали настоящую охоту за подлинными шедеврами. Кто-то делал это, чтобы утолить жажду прекрасного, кто-то, чтобы выгодно инвестировать средства и получить прибыль от последующей продажи.

Как купить

Тому, кто раньше не сталкивался с вопросом приобретения произведений искусства, такое приобретение может показаться очень простым действием, не требующим каких-либо дополнительных усилий, кроме финансовых вложений. Однако, это не так. Зачастую, культурная ценность, попавшая на арт-рынок, обладает сомнительным провенансом: непонятно, кто выступил ее первоначальным продавцом и где гарантия подлинности ее происхождения.

Представьте, что российский предприниматель, отдыхая в Европе, в один из вечеров решил зайти в частную галерею из чистого любопытства и там увидел ту самую картину, которая должна украсить его кабинет. Любой ценой.

Продавец заверил покупателя, что картина подлинная, была написана в середине XIX века малоизвестным французским художником, предъявил заключение эксперта и пообещал, что все расходы и формальности, связанные с перевозкой, возьмет на себя. А если покупатель согласится на договор в устной форме и оплату наличными, то и скидку сделает. Покупатель знал правила арт-рынка и предпочел устным договоренностям договор в письменной форме.

Примерно через полгода счастливый обладатель картины показывал ее одному из своих знакомых искусствоведов, который порекомендовал отдать картину на повторную экспертизу в один из музеев. Этот совет он объяснил тем, что данная картина участвовала в выставке некоторое время назад, в ходе которой ее собственник заявлял, что продавать ее не собирается, а после смерти передаст музею.

Экспертиза показала, что приобретенная картина действительно является копией середины 1960-х годов и особой исторической или культурной ценности не представляет.

Благодаря наличию договора купли-продажи в письменной форме, в котором как предмет сделки называлась картина, написанная в середине XIX века, покупателю удалось расторгнуть договор и возвратить уплаченную сумму. При этом, если бы сделка совершалась в устной форме, вероятность удачного исхода такого спора была бы минимальной.

  • Первое правило покупки произведения искусства — проверять, участвовал ли он в выставках, прозрачна ли история владения с подтверждением оплаты прежним собственникам и перехода права собственности продавцу. Не следует забывать о проверке полномочий лица, предлагающего приобрести актив, если сделка заключается через посредника.

Как ввезти

Немало проблем может быть связано и с ввозом приобретенных за рубежом ценностей в Россию. Для перевозки объекта через границу важно узнать, может ли он быть признан культурной ценностью. При ввозе и вывозе произведений искусства через границу РФ осуществляется обязательная экспертиза для установления подлинности вещи, признаков культурной ценности.

Так, например, приобретая старинные часы на одном из главных уличных рынков Лондона Portobello road в Ноттинг Хилл, можно не подозревать о том, что при ввозе в Россию они могут быть признаны культурной ценностью, и вывоз их из России в дальнейшем будет возможен только на основании разрешительного документа или, при определенных условиях, вообще запрещен.

Если объект квалифицирован как культурная ценность особого значения, по закону его вывоз из России допускается только при условии принятия обязательства обратного ввоза. К таким ценностям относятся, например, художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года, мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства и другие.

Все это необходимо учитывать при прохождении процедуры декларирования. Ошибки, допущенные при этом, исправить впоследствии даже в судебном порядке практически невозможно.

  • Так, например, коллекция, признаваемая культурной ценностью, подлежит обязательному декларированию, даже если каждый из предметов по отдельности не представляет особой значимости.

Поэтому следует крайне внимательно отнестись к описанию предмета в документах, представляемых в таможенные органы при декларировании, указанию его стоимости и возможности идентификации.

Как передать наследникам

Рано или поздно перед каждым коллекционером встает вопрос о передаче коллекции наследникам.

Для тех, кто коллекционирует или экспонирует ценности в России и владеет ими напрямую, актуальным остается вопрос применения норм российского наследственного права, в частности, норм об обязательной доле в наследстве, супружеской доле и правил наследования по закону (при отсутствии завещания). Если все указанные нормы не будут приняты во внимание при планировании наследования, коллекция может быть разделена и утрачена или даже присвоена наследниками, имеющими к ней доступ, вопреки воле наследодателя в течение шестимесячного периода принятия наследства.

  • Для решения части проблемных вопросов, связанных с наследованием предметов искусства в России, сегодня существует возможность распоряжения предметами искусства на случай смерти их владельца путем передачи коллекции в наследственный фонд.

Если речь идет о предметах искусства, находящихся за рубежом, применимой для частного владения конструкцией может быть отдельная персональная холдинговая структура, созданная в зарубежной юрисдикции, например, траст или частный фонд. Иногда такие структуры создаются для обособления разных коллекций и обеспечения их сохранности до передачи будущим поколениям.

И зарубежные структуры, и российские наследственные фонды позволяют вообще отказаться от передачи коллекции наследникам, а сохранить владение предметами искусства через такую структуру и передавать их музеям для экспонирования.

В целом, приобретение и владение предметами искусства и иными объектами коллекционирования может быть связано со значительными сложностями и рисками, не только описанными выше. В большинстве случаев такие риски могут быть существенно снижены при профессиональном сопровождении сделок с предметами искусства, разработке устойчивой структуры владения, соответствующей целям коллекционера и его личным интересам.

Новости партнеров