Про Америку с черным юмором. Фильм недели — «Черный клановец»

Дарья Житкова Forbes Contributor
Фото Universal Pictures
4 октября в российский прокат вышли стомиллионный блокбастер «Веном» — разруган критиками в пух и прах, — и «Черный клановец», основанный на реальных событиях. «Клановец» снят всего за $15 млн, что не помешало ему получить Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. О нем и поговорим.

Колорадо-Спрингс, 1970-е. Чернокожий полицейский Рон Сталворт хочет получить серьезное дело, но может рассчитывать только на работу под прикрытием на выступлении «Черных пантер». И тут он натыкается в газете на объявление о наборе в местный департамент Ку-клукс-клана. Звонит. Представляется своим настоящим именем Сталворт, договаривается о встрече. Пранк привел к реальным действиям. Рону Сталворту остается найти напарника, который притворится им, и заказать мантию.

Сценарий, основанный на мемуарах Рона Сталворта «Черный клановец», попал в руки Джордану Пилу, обладателю «Оскара» за малобюджетный хоррор «Прочь». Продюсер Пил пригласил Спайка Ли занять режиссерское кресло. Спайк Ли помнит о своих корнях, ратует за справедливость и снимает иногда забавное, но всегда злободневное кино: «Замороченные», «Чирак», «Малкольм Икс». В «Иксе» главную роль сыграл Дензел Вашингтон, актер, который чаще других появлялся в фильмах Ли.

Спайк Ли воссоздал мир, где расовая сегрегация уже почти побеждена, но Ку-клукс-клан еще существует. Роль Рона Сталворта, первого полицейского Колорадо-Спрингс досталась Дэвиду Джону Вашингтону, сыну Дензела Вашингтона. Альтер-эго Рона Сталворта стал детектив Флип Циммерман. Это он приезжал на встречи клана, втирался в доверие под именем Рона. Роль Циммермана исполнил Адам Драйвер. Его герой медленно втягивается в процесс, кажется, что все эти расистские разборки мало его задевают, но вот он сталкивается с ККК и всерьез берется за дело.

Клан в фильме — не только агрессивные маргиналы, но и вполне сознательные личности с хорошим воспитанием. Верховный жрец ККК Дэвид Дюк искренне считает, что за ней будущее, а не забвение.

Общий комедийный тон помогает не залить зал слезами, как это было на всех сеансах документальной картины Рауля Пека «Я вам не негр». Пек показывал историю борьбы афро-американского народа, начиная с унизительных образов в кино, заканчивая актуальными событиями. Спайк Ли обращается к похожей схеме: фильм открывает эпизод из «Унесенных ветром», а завершают кадры хроники, от которых становится не по себе. Забавный момент, где клановцы с попкорном смотрят «Рождение нации» Гриффита, воспринимая картину как руководство к действию.

«Черный клановец» — не совсем комедия, как может показаться по трейлеру. Это история о том, как нелепо выглядит радикализм в наше время. Для пущей актуализации истории фильм напичкали шутками, которые недвусмысленно отсылают к нынешнему американскому правительству. И все же смех — лучший способ принимать страшное, что подтверждают два приза Каннского кинофестиваля: гран-при жюри и особое упоминание христианского жюри.

Новости партнеров