Раскраски для взрослых: как заработать на граффити | Бизнес | Forbes.ru
$57.55
67.65
ММВБ2063.81
BRENT57.38
RTS1131.08
GOLD1281.16

Раскраски для взрослых: как заработать на граффити

читайте также
+509 просмотров за суткиИмперия Cargill: как живут самые скрытные миллиардеры Америки +7 просмотров за суткиКружок книголюбов: как заставить читать профлитературу поваров и официантов +13 просмотров за сутки«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars +25 просмотров за суткиКлаудио Лути, президент i Saloni WorldWide Moscow: «В итальянском доме все прекрасно» +7 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям Что смотреть на Moscow Design Week +5 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +20 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег Роскошь, стиль и качество: как дизайнер из Италии зарабатывает до €15 млн в год на русских клиентах +14 просмотров за суткиДо парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов Мебель дорогая: что смотреть и покупать на выставке i Saloni WorldWide Moscow +9 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +16 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 +9 просмотров за суткиУроки моря: принципы яхтенного спорта, которые помогают в жизни и бизнесе +2 просмотров за суткиПреследование на блокчейне. Причины первого дела о мошенничестве при ICO +3 просмотров за суткиПрощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому +3 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +32 просмотров за суткиПод натиском госкомпаний. Forbes составил рейтинг крупнейших частных компаний России Секрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева Пятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме +3 просмотров за суткиТрава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций

Раскраски для взрослых: как заработать на граффити

Надежда Румак Forbes Contributor
Фото DR
Владивостокские мастера граффити перестали раскрашивать стены для собственного удовольствия и превратили любимое дело в бизнес. Что у них из этого вышло?

Свой стартовый капитал для запуска компании-мастерской «Конкрит Джангл» Феликс Машков и Вадим Герасименко в буквальном смысле слова нарисовали. Будучи студентами архитектурного факультета во Владивостоке, они никогда не планировали заниматься бизнесом, но любили  искусство: часто с друзьями украшали улицы города стрит-артом. «Это было искусство, которое учит работать с людьми», — вспоминает Машков.

Со временем увлечение принесло и коммерческие заказы. Услуга стоила от 300 до 800 рублей за раскраску 1 кв. м на улице и от 3000 до 8000 рублей за метр в интерьере. Иногда Машкову и Герасименко везло, и получались «творческие проекты за деньги заказчика». Чтобы развивать бизнес, граффитчики купили первый станок ЧПУ в Китае, арендовали помещение-мастерскую и оформили ООО. Первые 400 000 рублей на открытие компании были собственные накопления, а еще 600 000 рублей получили по господдержке от регионального департамента малого бизнеса.

После трех лет «уличного бизнеса» Машков и Герасименко перешли к более масштабным проектам. «Конкрит Джангл» получила несколько инфраструктурных проектов — благоустройство жилого комплекса таунхаусов на Сахалине, работы в приморском филиале Мариинского театра (вдобавок там они занимались не только интерьерами, но и мебелью), обустройство муниципальных библиотек во Владивостоке (цель проекта — за счет дизайна заинтересовать людей). 

Работа сопровождается курьезами. Компания взялась выполнять госзаказ по оформлению стен большим граффити под названием «Папарацци» (проекта по оформлению городских пространств). Закончив работу, сотрудники «Конкрит Джангл» были задержаны сотрудниками полиции по подозрению в вандализме. Их удалось освободить только после того, как сотрудникам полиции показали договор  о заказе работы. 

Новоиспеченные бизнесмены нашли еще одну нишу. Часто дизайнеры, имея неплохой заказ и эскизы будущей мебели, не могли реализовать проект в обычных мебельных мастерских. Партнеры решили эту проблему — в их компании и проектируют, и самостоятельно изготавливают предметы архитектуры, мебели и искусства. В Европе, говорит Машков, дизайнеры и производители принципиально работают отдельно, чтобы обеспечить лучшую реализацию проекта. Но для мастерской Машкова и Герасименко реализация проекта под ключ стала преимуществом: отечественный клиент в  большинстве случаев хочет готовое решение. 

Руководитель российской Ассоциации менторов бизнес-школы «Сколково» Михаил Хомич считает, что у «Конкрит Джангл» прекрасная бизнес-модель: «Раз рынок растет, то главное — сделать качественный продукт и максимально захватить свободные ниши».

Первый вложенный миллион окупили за год. Для развития бизнеса и закупки новых станков нужны средства, но банки отказались кредитовать компанию. И за кредит в 1 млн рублей на покупку станков Машкову и Герасименко предложили дать в залог наличными тот же миллион рублей. В результате за три месяца, пока станки собирали в Китае, компания заработала на них новыми заказами. Сейчас компания покупает новый станок уже российского производства, так как покупать за рубли стало дешевле. Станки ЧПУ позволяют превращать компьютерные эскизы дизайнеров в реальность один к одному, но без людей они не работают, поэтому в «Конкрит Джангл» набрали 25 сотрудников. Большая их часть  — дизайнеры и архитекторы. 

Бизнес «Конкрит Джангл» развивает на собственные средства и обходится без привлечения заемных средств. Ежемесячный оборот компании небольшой — около 1,5 млн рублей.

Компания, по словам Машкова, за время существования так и не ощутила конкуренции, рынок стабильно растет. «Конкрит Джангл» не специализируется на одном направлении дизайна. «Заказчики всегда сами находили нас, – рассказывает Феликс Машков. – Нас знали как граффити-команду, прямо с того момента сформировался пул клиентов, они и делали нам рекламу». Компания практически никак не рекламируется — лишь на Instagram компании подписано несколько тысяч человек. «Продают» услуги компании и сами объекты. Во Владивостоке уже известны некоторые фасады зданий и некоторые архитектурные и интерьерные решения, об авторстве которых все знают. К слову, львиная доля заказчиков компании – рестораны и девелоперы, которые сами не в состоянии сделать качественный проект внутренними ресурсами.

Как компания видит свое будущее? «Например, IKEA решает одну большую задачу. Мы хотим решать разные задачи, пусть это будет сегодня одно, завтра – другое», — говорит Феликс Машков, для которого есть только два авторитета в его деле — дизайнер Артемий Лебедев и датский архитектор Бьярке Ингельс.

Сейчас задачей для мастеров граффити является налаживание финансового учета и систематизации в компании. Уже сейчас необходимо выводить на новый уровень бухучет, управленческий учет, менять структуру организации. До сегодняшнего дня Феликсу Машкову и Вадиму Герасименко удавалось идеально балансировать между творчеством и бизнесом. Хотя для многих заказчиков они так и остались креативными парнями, раскрашивающими уличные стены.