К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Хрупкое эго. Как работать с сильными лидерами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Харизматичный начальник — мечта большинства подчиненных. Но сильные стороны харизматичной личности не искупают минусы такого руководителя, которые могут отрицательно сказаться и на бизнесе в целом, и на карьере сотрудников

Один из главных минусов харизматичных лидеров — их незаменимость. Apple — это Стив Джобс. Найти второго такого же визионера, способного вдохновлять инвесторов, коллектив и пользователей, практически невозможно. Тиму Куку не удается избежать сравнения с основателем компании. Как он ни старается, но за пять лет ему так и не удалось стать полноценной заменой Джобсу в плане значимости. При этом плохим СЕО его назвать нельзя: в этом году капитализация Apple достигла $1 трлн. Однако многие все равно считают, что компания «проедает» наследие Джобса. Такие оценки — результат именно недостатка харизмы, которая необходима руководителю технологической компании, претендующей на роль лидера на рынке.

Смерть или увольнение такого руководителя — серьезный стресс для компании. Конечно, между уходом лидера и провалом нельзя ставить знак равенства, но в такой ситуации, безусловно, возникают риски не только в сфере имиджа, но и финансовых показателей. Сложно представить Tesla без Илона Маска, Tinkoff без Олега Тинькова, да и «Магнит» без Сергея Галицкого уже не тот. Приход же нового визионера, как показывает практика, зачастую сопровождается сменой корпоративного вектора. Этот перелом — серьезное испытание для работников компании и ее бизнес-модели.

Тем, кто в этом сомневается, стоит вспомнить о том, что молодой и харизматичный Александр Македонский собирал империю 11 лет, его полководцы начали делить государство уже на следующий же год после его смерти.

 

Осторожно: хрупкое эго

Харизматичные руководители очень часто являются ярко выраженными эгоцентриками, требующими к себе повышенного внимания. Стива Джобса включили в пантеон величайших изобретателей наряду с Эйнштейном и Эдисоном. Однако те, кто общался с основателем Apple лично, утверждают, что он был даже не жестким, а жестоким — доводил важных сотрудников до слез, а тех, кто, на его взгляд, не успевал за динамикой, просто увольнял одним днем. Уничижительные обращения, общение исключительно на «ты» и нарушение личного пространства — таков стиль руководства некоторых наиболее харизматичных бизнесменов. Кроме того, такой лидер может быть злопамятным и использовать силу своей популярности, чтобы отравить жизнь тем, кто, не выдержав такого обращения, уходит.

Частый отрицательный итог такого стиля общения с подчиненными — развитие откровенного лизоблюдства и подобострастия в коллективе и расцвет интриг.

 

Еще один важный аспект, который стоит учитывать желающим работать в компании с харизматичным боссом: такой руководитель — почти всегда трудоголик, чего требует и от других. Его рабочий день начинается до рассвета (известно, что глава Virgin Ричард Брэнсон просыпается в 5 утра), а заканчивается иногда за полночь; внутренние заседания проводятся после 18:00, чтобы не отвлекать от оперативной работы, или в выходные.

Подчиненные харизматика часто забывают, когда были в полноценном отпуске или на больничном. Такая практика была, например, в компании «Разгуляй» Игоря Потапенко. Быть сосредоточенным на производственном процессе мало, считал и основатель «Евросети» Евгений Чичваркин. Он уверен, что для блага компании нужно быть не трудоголиком, который похож на того, кто едет на низкой передаче ради самого процесса, а «результатоголиком» и даже «победоголиком».

Между тем есть исследования, которые подтверждают, что битва за результат 10 часов каждый будний день (50 рабочих часов в неделю) снижает эффективность работы, а при 55 часах — сводит к нулю.

 

Перечисленные сложности — оборотная сторона харизмы, которая порой может дорого стоить желающему работать с таким лидером, особенно если речь идет о топ-менеджерских позициях.

Как работать с харизматичным лидером

Работа под началом харизматичного лидера может быть очень эффективным средством для быстрого подъема по карьерной лестнице. Однако надо учитывать, что этот лифт может не только быстро поднять вверх, но и рухнуть вниз вместе с пассажирами. Поэтому крайне важно трезво оценивать эти риски, не поддаваясь внешнему очарованию харизмы. В противном случае разочарование может стать наименьшей из ваших проблем.

Прежде чем входить в лифт, убедитесь не только в его надежности, но и в том, что он останавливается на нужном вам этаже. Иначе говоря, соответствует ли работа в данной компании и на данной должности вашей стратегической цели? Приобретете ли вы компетенции и навыки, необходимые для того, чтобы сделать следующий шаг в карьере? Каким он будет?

Прежде чем менять место работы на то, что у всех на слуху, нужно собрать как можно больше информации о потенциальном работодателе. Делать это нужно в любом случае, но в случае, если вы имеете дело с харизматиком, подойти к вопросу следует особенно тщательно. Нужны советы и рекомендации максимально широкого круга людей, в идеале 5-8 источников, которые непосредственно работали в компании или имели партнерские отношения с ней. Чем выше уровень источника информации, тем более полезными данные могут оказаться для вас. Обязательно задайте вопросы о культуре компании, о том, как принимаются решения, каков распорядок дня, как часто происходят назначения, вкладывается ли компания в развитие своих сотрудников, что в понимании ее руководителей означает успех в бизнесе… Эти данные позволят вам понять, что компания может вам дать в карьерном плане и какова будет цена. Также следует собирать информацию о лидере, с которым предстоит работать. Важно узнать, как долго люди работают в его команде и почему обычно уходят.

Если решение о переходе под начало харизматичного лидера все-таки принято, старайтесь отслеживать в медийном пространстве уровень токсичности, который есть вокруг его имени, и бизнес-показатели, чтобы знать, когда наступит пора из этого карьерного лифта выходить.

 

Заслуженные лавры

Третий момент, на который стоит обратить внимание. Для построения успешной карьеры сегодня крайне важно формировать личную  историю успеха. Ваши достижения должны быть известны не только вам, но и рынку. Но в компаниях, управляемых харизматичными лидерами, рынок склонен приписывать все лавры ему одному. Поэтому, принимая решение о переходе в такую организацию, вам не только стоит задаться вопросом (какого именно успеха вы планируете добиться на новом месте?), но и дополнительно задуматься над тем, как его «запротоколировать» для будущих работодателей.

Работа под началом харизматичного лидера может стать отличным трамплином для вашей карьеры. Но для того, чтобы в полной мере воспользоваться возможностями, которые он дает, вы должны подойти к планированию вашей карьеры максимально осознанно. Это главное условие для того, чтобы создать свою собственную историю успеха.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+