Forbes
$64.85
72.56
ММВБ1993.35
BRENT49.53
RTS973.43
GOLD1320.53
Анастасия Жохова Анастасия Жохова
бывший редактор Forbes 
Елена Тофанюк Елена Тофанюк
бывший редактор Forbes 
Поделиться
0
0

На какие деньги создан телеканал «Дождь» и почему он так и 
не стал бизнесом

На какие деньги создан телеканал «Дождь» и почему он так и 
не стал бизнесом
Наталья Синдеева и Александр ВинокуровФото Петра Антонова для Forbes
Наталья Синдеева и Александр Винокуров за несколько лет создали с нуля один из самых цитируемых телеканалов страны. Что мешает им начать зарабатывать на «Дожде»?

Никогда завсегдатаи креативного квартала на «Красном Октябре» не видели столько суровых мужчин в пиджаках на своей территории. 25 апреля 2011 года подступы к одному из зданий оцепили сотрудники ФСО. В гости к телеканалу «Дождь» пожаловал президент России Дмитрий Медведев.

На третьем этаже перед ним распахнулась тяжелая железная дверь, из света софитов навстречу шагнула улыбающаяся брюнетка в белой рубашке и джинсах с дырками на коленках… Основатель и гендиректор медиахолдинга «Дождь» Наталья Синдеева (а это была она) считает визит Медведева ключевым моментом в жизни канала. После него охотнее стали заключать контракты рекламодатели, проще стало вести переговоры с кабельными сетями — трансляторами «Дождя». На программы начали приходить солидные чиновники. Менее чем за три года самый молодой из российских интернет-телеканалов превратился в хорошо узнаваемый бренд. В марте 2013 года в рейтинге телеканалов аналитической компании «Медиалогия» «Дождь» по цитируемости занял второе место после «России 24», опередив «Первый канал», НТВ и «Россию-1». Но вот парадокс: бренд у Синдеевой есть, а бизнеса пока нет.

Дела семейные

Телеканал «Дождь» — главный актив одноименного медиахолдинга. Месячная интернет-аудитория канала в марте 2013 года, по оценке TNS, составила 2,4 млн уникальных пользователей (в два раза больше, чем в марте 2012-го), охват в кабельных сетях — 10,2 млн домохозяйств (в два с половиной раза больше, чем в марте 2012-го). 

Суммарная выручка холдинга в 2012 году, по российским стандартам отчетности, составила 433 млн рублей. Из них на долю телеканала пришлось почти 66% — 285 млн рублей, на долю портала Slon.ru (созданного в 2009 году) — 20%, остальное принесли журнал и сайт «Большой город» (приобретены в 2010-м). При этом операционной прибыли ни один ресурс не приносит. Муж Натальи Синдеевой — бывший владелец банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров — признался Forbes, что является инвестором всех трех проектов, но юридически пока не является совладельцем холдинга. Slon.ru и «Большим городом» Синдеева владеет единолично, каналом «Дождь» — совместно со своим бывшим креативным продюсером Верой Кричевской (5% долей). По оценке Сергея Лаврухина, гендиректора холдинга РБК и бывшего исполнительного директора группы «Онэксим» Михаила Прохорова, купившего РБК и рассматривавшего возможность приобретения доли в «Дожде», на сегодня общий объем инвестиций в телеканал — около $40 млн.  Никакого внешнего финансирования Винокуров и Синдеева не привлекали. Откуда деньги? Насколько супруги могут позволить себе такие траты и не подошли ли они к пределу своих финансовых возможностей?  

Наследие «КИТа» 

«КИТ Финанс» был создан в 1992 году в Санкт- Петербурге и поначалу назывался «Пальмира». В 2000 году его гендиректором стал Александр Винокуров, поработавший на руководящих должностях в нескольких банках. Через год «Пальмира» сменила имя на Вэб-Инвест Банк, а в 2005 году — на «КИТ Финанс». В мае 2007 года Винокуров, участвовавший в покупке акций в рамках нескольких дополнительных эмиссий и в выкупе небольших пакетов партнеров по банку, оформил на себя 62% акций «КИТ Финанса». 

В октябре 2008 года «КИТ Финанс» погорел на сделках РЕПО, попал под санацию и был продан РЖД и НПФ «Благосостояние». Сумма сделки, по словам бывшего управляющего директора «КИТ Финанс» Леонида Бершидского, составила символические 100 рублей. Сам Винокуров цену сделки называть отказывается, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности, но подтверждает, что она была символической. 

До краха «КИТ Финанс» трижды выплачивал дивиденды — по итогам 2003, 2004 и 2005 годов. Общая сумма, по МСФО, составила 112,5 млн рублей. Неизвестно, какую часть получил Винокуров. В 2007 году группа «КИТ Финанс», согласно отчетности по МСФО, имела прибыль к распределению в 13,4 млрд рублей. Однако дивиденды официально не выплачивались. Еще в апреле 2008 года Винокуров переоформил на себя (формально купил) закрытый ПИФ «Кит Фортис — фонд ипотеки» с активами 1 млрд рублей. Представители РЖД и «Благосостояния» пытались оспорить эту операцию, но к активным действиям не перешли. Источник в РЖД сообщил Forbes, что за 2007 и 2008 годы, согласно 2-НДФЛ, Александр Винокуров получил в общей сложности почти $200 млн от продажи разных активов. 

Сам Винокуров говорит, что «получал большие доходы в 2006 и 2007 годах», но размер их уточнять отказался. Он сообщил также, что получал их не как акционер банка, а как инвестор — на сделках с акциями и облигациями и другим имуществом.  На вопрос Forbes, забирал ли он себе еще какие-либо активы, бывший банкир ответил: «Зачем-то купил стол и кресла из своего кабинета». Шутки шутками, но состояние инвестора «Дождя» можно оценить как минимум в $230 млн. Получается, что медиазатея поглотила более 15% его капиталов.

Творческие метания

Как-то летом 2007 года Наталья Синдеева, тогда еще генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь», сидела в кафе со своим старым другом — телевизионным продюсером Александром Горожанкиным. Она говорила, что собирается уходить с радиостанции и хочет продюсировать кино. Горожанкин, как рассказывает Синдеева, спросил: если ты не можешь быть режиссером, захочешь ли стать завхозом? Наталья задумалась. И тогда приятель подкинул ей идею создать телеканал. 

«У нас изначально не было никакой концепции», — признается Синдеева. «Мы тогда в телевидении ничего не понимали, — подхватывает Винокуров. — Думали, есть одно ТВ. А их, оказывается, много и по формату, и по экономической модели. Мы путались, точнее искали…» Синдеева обратилась за помощью к другому другу Кириллу Легату, в то время гендиректору телекомпании «Стрим». Они встретились во время выставки в Каннах. Несколько вечеров подряд Легат объяснял Синдеевой, по каким правилам работает телевизионный бизнес. Ольга Захарова из «Серебряного дождя», которую Синдеева пригласила в качестве исполнительного директора, вспоминает, что из всего коллектива «Дождя» опыт работы на телевидении был только у трех человек. «Это было даже хорошо, потому что не существовало правил и штампов, а значит, было огромное поле для творчества», — отмечает она. 

Начались мозговые штурмы. На один из них Синдеева пригласила своего будущего партнера, режиссера-постановщика НТВ Веру Кричевскую. Кричевская очень удивилась, когда поняла, что тема производства новостей не обсуждается, на что Синдеева с удивлением спросила: «А что, ты считаешь, что нужно обязательно делать новости?»

Страницы123
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.