На какие деньги создан телеканал «Дождь» и почему он так и 
не стал бизнесом - Компании
$58.28
61.83
ММВБ2128.21
BRENT56.02
RTS1152.21
GOLD1233.34

На какие деньги создан телеканал «Дождь» и почему он так и 
не стал бизнесом

читайте также
Алишер Усманов мог приобрести один из крупнейших яхтенных причалов в мире Президент А1 выкупит у семьи Рудинских 50% «Сиа Интернейшнл» Акционеры «Мегафона» одобрили выкуп контроля в Mail.ru у USM Усманова Прихоть миллиардера: что можно найти внутри яхт бизнесменов Шутер на колесах: зачем "Яндекс.Такси" компьютерные игры Налоговый эмигрант: Алишер Усманов перестал быть резидентом России Политический нарциссизм в России: краткая история болезни Политические технологии: почему падает рейтинг «Единой России» Медведев лучше, чем не-Медведев Почему Airbnb стоит дороже Hilton и Mariott "Онлайн-кинотеатры - отрасль развлечений, нет необходимости ее жестко регулировать" Как два эстонца создали Skype для международных денежных переводов Информация по заказу: влияют ли бюджеты СМИ на их рейтинги? Строительство подходов к Керченскому мосту затягивается из-за ошибки чиновников Забытое старое: Google снова придумает все девайсы планеты Дух госкапитализма: как роскошь отправляет российскую элиту в «Пространство Фридмана» Гендиректор "Амедиа ТВ" Денис Горшков: всем нужна новая "Игра престолов" Отечественное «паровозостроение»: система готовится пережить не столько 2016-й, сколько 2018 год Тоннаж Усманова: миллиардер построил самую вместительную яхту в мире Миллиарды на рейтингах: почему TNS может уйти с российского рынка телеизмерений Инструкции по выживанию: как чиновники советуют справляться с кризисом

На какие деньги создан телеканал «Дождь» и почему он так и 
не стал бизнесом

Наталья Синдеева и Александр Винокуров Фото Петра Антонова для Forbes
Наталья Синдеева и Александр Винокуров за несколько лет создали с нуля один из самых цитируемых телеканалов страны. Что мешает им начать зарабатывать на «Дожде»?

Никогда завсегдатаи креативного квартала на «Красном Октябре» не видели столько суровых мужчин в пиджаках на своей территории. 25 апреля 2011 года подступы к одному из зданий оцепили сотрудники ФСО. В гости к телеканалу «Дождь» пожаловал президент России Дмитрий Медведев.

На третьем этаже перед ним распахнулась тяжелая железная дверь, из света софитов навстречу шагнула улыбающаяся брюнетка в белой рубашке и джинсах с дырками на коленках… Основатель и гендиректор медиахолдинга «Дождь» Наталья Синдеева (а это была она) считает визит Медведева ключевым моментом в жизни канала. После него охотнее стали заключать контракты рекламодатели, проще стало вести переговоры с кабельными сетями — трансляторами «Дождя». На программы начали приходить солидные чиновники. Менее чем за три года самый молодой из российских интернет-телеканалов превратился в хорошо узнаваемый бренд. В марте 2013 года в рейтинге телеканалов аналитической компании «Медиалогия» «Дождь» по цитируемости занял второе место после «России 24», опередив «Первый канал», НТВ и «Россию-1». Но вот парадокс: бренд у Синдеевой есть, а бизнеса пока нет.

Обсуждения проходили шумно, но больших результатов не давали. Был даже период, когда партнеры хотели делать канал «для успешных людей». У Синдеевой появилась идея фикс показывать зрителям город с высоты. Она даже почти договорилась об аренде помещения в одной из высоток «Москва-Сити». «Мы хотели, чтобы нашими ведущими занимались мастера из Aldo Coppola, которые бы работали прямо у нас в студии, а по соседству Ольга Слуцкер открыла бы свой World Class», — со смехом вспоминает Кричевская. От идеи вести прямой эфир из высотки Синдееву удалось отговорить. В результате было принято решение на льготных условиях арендовать помещение на только заселявшемся «Красном Октябре». 

Когда грянул кризис, в штате телеканала числилось всего четыре человека. Но проект все равно решено было заморозить. Вера Кричевская вспоминает, что видела сон, как она идет «сдаваться» Владимиру Кулистикову — генеральному директору НТВ. Однако уже через три дня Синдеева позвонила Кричевской с радостной новостью — продолжаем работать! Александру Винокурову удалось договориться о санации банка «КИТ Финанс». Однако сам он уверяет, что тогда проект финансировался за счет собственных средств его супруги.

Зато телеканал был вознагражден за лояльность. Синдеева хотела заманить на «Дождь» Дмитрия Медведева, любящего все цифровое и продвинутое. Спустя месяц после ухода «Гражданина поэта» президент пожаловал на «Красный Октябрь». Визит главы государства показали в новостных выпусках все центральные каналы. Синдеева ликовала: «Коллеги, рекламодатели, чиновники долго воспринимали нас как маленький маргинальный канал. А это был знак для чиновников, которые ставили нам палки в колеса, для рекламодателей, которые стали пересматривать свое к нам отношение, для операторов, которые легче стали брать нас в свои телесети. Но главное — о нас узнала широкая аудитория, мы попали в зону влиятельных СМИ». Сейчас программы «Дождя» транслируют 13 крупных операторов кабельного и спутникового ТВ (в том числе «Стрим», «ЭР-телеком», «Триколор» и «Билайн-ТВ»). Главного редактора «Дождя» Михаила Зыгаря трижды приглашали на встречи с Медведевым наравне с федеральными каналами. Но в круг общения Путина со СМИ телеканал Синдеевой не попал.

Дела семейные

Телеканал «Дождь» — главный актив одноименного медиахолдинга. Месячная интернет-аудитория канала в марте 2013 года, по оценке TNS, составила 2,4 млн уникальных пользователей (в два раза больше, чем в марте 2012-го), охват в кабельных сетях — 10,2 млн домохозяйств (в два с половиной раза больше, чем в марте 2012-го). 

Суммарная выручка холдинга в 2012 году, по российским стандартам отчетности, составила 433 млн рублей. Из них на долю телеканала пришлось почти 66% — 285 млн рублей, на долю портала Slon.ru (созданного в 2009 году) — 20%, остальное принесли журнал и сайт «Большой город» (приобретены в 2010-м). При этом операционной прибыли ни один ресурс не приносит. Муж Натальи Синдеевой — бывший владелец банка «КИТ Финанс» Александр Винокуров — признался Forbes, что является инвестором всех трех проектов, но юридически пока не является совладельцем холдинга. Slon.ru и «Большим городом» Синдеева владеет единолично, каналом «Дождь» — совместно со своим бывшим креативным продюсером Верой Кричевской (5% долей). По оценке Сергея Лаврухина, гендиректора холдинга РБК и бывшего исполнительного директора группы «Онэксим» Михаила Прохорова, купившего РБК и рассматривавшего возможность приобретения доли в «Дожде», на сегодня общий объем инвестиций в телеканал — около $40 млн.  Никакого внешнего финансирования Винокуров и Синдеева не привлекали. Откуда деньги? Насколько супруги могут позволить себе такие траты и не подошли ли они к пределу своих финансовых возможностей?  

Наследие «КИТа» 

«КИТ Финанс» был создан в 1992 году в Санкт- Петербурге и поначалу назывался «Пальмира». В 2000 году его гендиректором стал Александр Винокуров, поработавший на руководящих должностях в нескольких банках. Через год «Пальмира» сменила имя на Вэб-Инвест Банк, а в 2005 году — на «КИТ Финанс». В мае 2007 года Винокуров, участвовавший в покупке акций в рамках нескольких дополнительных эмиссий и в выкупе небольших пакетов партнеров по банку, оформил на себя 62% акций «КИТ Финанса». 

В октябре 2008 года «КИТ Финанс» погорел на сделках РЕПО, попал под санацию и был продан РЖД и НПФ «Благосостояние». Сумма сделки, по словам бывшего управляющего директора «КИТ Финанс» Леонида Бершидского, составила символические 100 рублей. Сам Винокуров цену сделки называть отказывается, ссылаясь на соглашение о конфиденциальности, но подтверждает, что она была символической. 

До краха «КИТ Финанс» трижды выплачивал дивиденды — по итогам 2003, 2004 и 2005 годов. Общая сумма, по МСФО, составила 112,5 млн рублей. Неизвестно, какую часть получил Винокуров. В 2007 году группа «КИТ Финанс», согласно отчетности по МСФО, имела прибыль к распределению в 13,4 млрд рублей. Однако дивиденды официально не выплачивались. Еще в апреле 2008 года Винокуров переоформил на себя (формально купил) закрытый ПИФ «Кит Фортис — фонд ипотеки» с активами 1 млрд рублей. Представители РЖД и «Благосостояния» пытались оспорить эту операцию, но к активным действиям не перешли. Источник в РЖД сообщил Forbes, что за 2007 и 2008 годы, согласно 2-НДФЛ, Александр Винокуров получил в общей сложности почти $200 млн от продажи разных активов. 

Сам Винокуров говорит, что «получал большие доходы в 2006 и 2007 годах», но размер их уточнять отказался. Он сообщил также, что получал их не как акционер банка, а как инвестор — на сделках с акциями и облигациями и другим имуществом.  На вопрос Forbes, забирал ли он себе еще какие-либо активы, бывший банкир ответил: «Зачем-то купил стол и кресла из своего кабинета». Шутки шутками, но состояние инвестора «Дождя» можно оценить как минимум в $230 млн. Получается, что медиазатея поглотила более 15% его капиталов.

Творческие метания

Как-то летом 2007 года Наталья Синдеева, тогда еще генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь», сидела в кафе со своим старым другом — телевизионным продюсером Александром Горожанкиным. Она говорила, что собирается уходить с радиостанции и хочет продюсировать кино. Горожанкин, как рассказывает Синдеева, спросил: если ты не можешь быть режиссером, захочешь ли стать завхозом? Наталья задумалась. И тогда приятель подкинул ей идею создать телеканал. 

«У нас изначально не было никакой концепции», — признается Синдеева. «Мы тогда в телевидении ничего не понимали, — подхватывает Винокуров. — Думали, есть одно ТВ. А их, оказывается, много и по формату, и по экономической модели. Мы путались, точнее искали…» Синдеева обратилась за помощью к другому другу Кириллу Легату, в то время гендиректору телекомпании «Стрим». Они встретились во время выставки в Каннах. Несколько вечеров подряд Легат объяснял Синдеевой, по каким правилам работает телевизионный бизнес. Ольга Захарова из «Серебряного дождя», которую Синдеева пригласила в качестве исполнительного директора, вспоминает, что из всего коллектива «Дождя» опыт работы на телевидении был только у трех человек. «Это было даже хорошо, потому что не существовало правил и штампов, а значит, было огромное поле для творчества», — отмечает она. 

Начались мозговые штурмы. На один из них Синдеева пригласила своего будущего партнера, режиссера-постановщика НТВ Веру Кричевскую. Кричевская очень удивилась, когда поняла, что тема производства новостей не обсуждается, на что Синдеева с удивлением спросила: «А что, ты считаешь, что нужно обязательно делать новости?»

Наталья Синдеева, как хозяйка, стремилась держать под контролем все процессы. Кричевская, а также приглашенный для создания информационной службы Леонид Бершидский принять этого не могли. «Я и Кричевская поссорились с Синдеевой по одной и той же причине: она хотела главным редактором быть сама, но чтобы всю работу за нее делал кто-то другой», — вспоминает Бершидский. «Меня угнетало отсутствие бизнес-плана, стратегии, бюджета. Было ощущение, что мы делаем все на коленке, — досадует Кричевская. — У нас даже не было понимания, сколько стоит час эфира. В то время Наташа тратила всю свою энергию на бантики, кружечки, праздники, а не на контент». 

Конфликты возникали на каждом шагу. К примеру, Синдеева была против сооружения решеточной конструкции на потолке для закрепления светового оборудования. В результате ее монтировали уже после запуска вещания, когда студия была наполнена телекамерами и другой техникой. 

Путь к зрителю 

Запуск «Дождя» был назначен на 27 апреля 2010 года. Но к назначенной дате стало ясно, что программ для наполнения канала не хватает. Синдеева приняла решение вести прямой репортаж из студии, показывать жизнь редакции изнутри — ремонт, летучки, мозговые штурмы... 

Изначально вещать планировалось через кабельные сети. «Мы хотели «зайти» везде, раздавать контент бесплатно, зарабатывать на рекламе», — вспоминает Синдеева. Первый контракт удалось заключить с сетью «Акадо-Столица» (входит в группу компаний «Ренова» Виктора Вексельберга). Однако через неделю после запуска, в ночь на 8 мая, «Дождь» из «Акадо» исчез. И Синдеева, и Кричевская утверждают, что для них это было полной неожиданностью. На то, чтобы понять причину, ушла не одна неделя. В результате, по словам Синдеевой, она пришла к выводу, что инициатором отключения был замглавы администрации президента Владислав Сурков, неофициально курировавший российские СМИ: ему якобы не понравилось, что «не спросили разрешения». 

В «Акадо» исключают политическую составляющую. «Телеканал «Дождь» вещал в тестовом режиме, и к моменту отключения переговоры о дальнейшем сотрудничестве еще не завершились. Было принято решение приостановить вещание до их окончания», — сообщил Forbes представитель «Акадо» Денис Рычка. По словам источника Forbes, близкого к «Акадо», менеджеры компании предлагали Синдеевой работать по бартеру, но она настаивала на том, что ее телеканал особенный и ему нужно предоставить льготу. После визита Медведева на «Дождь» в апреле 2011 года вопрос был решен. «Дождь» не просто бесплатно попал в «Акадо»,
но и стал получать плату за свои программы — символические 1000 рублей в месяц (в контракте должны были фигурировать финансовые условия). 

Именно из-за первоначального отсутствия доступа к кабелю «Дождь» появился в интернете — на портале Slon.ru. В августе 2010 года удалось договориться о трансляции через спутник — в пакете программ НТВ+, входящей в холдинг «Газпром-Медиа». По данным Forbes, Синдеева рискнула обратиться за помощью прямо к Дмитрию Медведеву — через свою подругу, пресс-секретаря президента Наталью Тимакову. Но основатель «Дождя» отрицает, что была именно такая инициатива. «Я просила Тимакову как-то отрекомендовать наш телеканал, так как мы были никому не известны. Возможно, нам это и помогло, — рассказывает Наталья Синдеева, — но договор был заключен на рыночных условиях».  

За 2010 год «Дождь» собрал 14,7 млн рублей выручки. В преддверии нового, 2011 года на канале появился проект, благодаря которому о «Дожде» узнали по всей стране. Менеджеры «Дождя» решили устроить в прямом эфире «Проводы нулевых». В студию среди прочих гостей пригласили писателя Дмитрия Быкова, который сочинял стихотворные экспромты на темы, предложенные зрителями. Спонсорами проекта стали бренды Bentley, «Белуга» и сеть магазинов «Глобус Гурмэ». Идея прошла на ура. И тогда Вера Кричевская решила сделать проект серийным. Так родился «Гражданин поэт». 

Дорогой гость

На «Дожде» успели показать всего пять выпусков «Поэта и гражданина», как первоначально назывался проект. Все изменилось 28 марта 2011 года, когда Наталья Синдеева просмотрела запись очередного выпуска с намеком на президента Медведева («Нет ответа моему незнанью/Вот и вспоминаю, как во сне/Я ль скакал весенней гулкой ранью/Или кто другой скакал на мне») и решила снять передачу с эфира. Причем написала оправдательный «пост» в Facebook, а на следующее утро вновь объяснилась в эфире своего телеканала.

Затем случился казус, давший проекту новую жизнь. Синдеева попыталась смягчить крамольный выпуск и вдруг узнала, что отредактированный материал попал в руки продюсера «Гражданина поэта» Андрея Васильева. Владелица «Дождя» заподозрила в «утечке» Кричевскую. Та посчитала, что после такого обвинения вместе работать невозможно, предложила Синдеевой завершить запущенные проекты и вернуться к обсуждению трудовых отношений осенью. Но ответа не получила и написала заявление об увольнении. Вслед за ней ушла Захарова (по иным, карьерным, причинам). 

«Гражданин поэт» быстро нашел новый приют. Его производством занялась компания F5 (медиагруппа «Живи!»), видеотрансляция проходила на F5 и YouTube, а звуковая — на «Эхе Москвы».

Примерно за год после расставания с «Дождем» «Гражданин поэт» заработал 85 млн рублей, включая концерты (см. «Поэзия протеста», Forbes №8 за 2012 год). Но Наталья Синдеева больше сожалеет о другом. «Я потеряла двух ценных людей и сожалею об этом — Веру Кричевскую и Ольгу Захарову. Сейчас мне надо перестраивать студию. Сижу и думаю: где же моя Захарова? Пытаюсь решить какие-то вопросы и понимаю: очень не хватает Кричевской», — говорит она.

От Прохорова к Усманову

Весной 2011 года «Дождь» перезапустился в интернете — для трансляции сделали отдельный сайт. За тот год на канале сократилось число тематических программ и увеличился объем новостного вещания. В  апреле 2011-го интернет-аудитория «Дождя» превысила 300 000 уникальных посетителей, по данным LiveInternet, в июне — выросла до 345 000, а в декабре — до 2,2 млн посетителей. 

Популярности «Дождю» прибавили объективные (по сравнению с государственными телеканалами) репортажи с московских протестных акций. Наталья Синдеева старалась создавать имидж неангажированного СМИ, за что не раз выслушивала нарекания. По ее словам, еще в ноябре 2011 года у нее было две встречи с заместителем мэра Москвы по вопросам СМИ Александром Горбенко (первая — на «Дожде», вторая — в его кабинете). Оба раза говорили на тему «политика и ответственность СМИ». Кричевская вспоминает, как однажды во время показа в эфире программы «Конституция» (статьи читали известные люди, в том числе Михаил Ходорковский) Наталье Синдеевой на офисный телефон позвонил замруководителя администрации президента Алексей Громов со словами: «Девочки, что-то вы радикализировались. Что это у вас за конституция на «Дожде»?» Наталья сначала невольно рассмеялась, потом начала оправдываться: делаем образовательный проект. 

«Дождь» прославился, однако финансовые итоги 2011 года акционеров не очень порадовали: выручка канала (в подавляющем большинстве рекламные сборы и чуть-чуть отчислений от кабельных сетей) составила 77 млн рублей при среднемесячных расходах (оценочно) 30 млн рублей. 

«Дождь» — это шредер для денег», — утверждает Леонид Бершидский. «Это популярный, цитируемый канал, но он пока мало напоминает настоящее телевидение», — рассуждает некогда консультировавший Синдееву Кирилл Легат. Если не знать о затратах, «Дождь» кажется очень успешным: в прошлом году выручка канала выросла почти в четыре раза. Но, как замечает Легат, тут нет бизнеса как такового: Винокуров вложил в проект столько денег, что вернуть их объективно не сможет. 

Уже в 2011 году Александр Винокуров и его супруга занялись поиском партнеров. Всю осень они вели переговоры с «Онэксимом» Прохорова. Безрезультатно. Есть версия, что предостережение последовало из Кремля (Прохоров тогда активно включился в политическую борьбу). Но, с другой стороны, в «Онэксиме» не очень-то и стремились к сделке. «У нас нет задачи покупать убыточные проекты», — говорит источник в окружении Прохорова. Он замечает, что интернет-телевидение даже в сочетании с трансляцией в кабельных сетях — это бизнес с неоднозначными перспективами. Недаром в июне 2012 года был закрыт канал «Коммерсантъ ТВ», а в марте 2013 года — «Эксперт ТВ». 

Однако сразу после прекращения контактов с Прохоровым на «Дождь» обратил внимание миллиардер Алишер Усманов. Как выяснил Forbes, он попросил гендиректора холдинга «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева сделать Синдеевой и Винокурову предложение о покупке доли в телеканале «Дождь». Представители Усманова все отрицают, Кудрявцев от комментариев отказался. Но Александр Винокуров подтверждает: «Встреча с Демьяном по поводу такого поручения акционера ИД «Коммерсантъ» действительно была. Она состоялась в начале декабря 2011 года. И, скорее всего, этот интерес был обусловлен не нашими переговорами с группой «Онэксим», а другими причинами». Почему и эта сделка не состоялась? Бывший банкир говорит, что предложение его не заинтересовало. 

Сплошная туманность

В конце 2012 года на «Дожде» сокращали производственные издержки. На телеканале закрыли несколько программ. Зато появились проекты со «звездами» — Михаилом Ефремовым, Дмитрием Быковым («Господин хороший») и Леонидом Парфеновым. Тематические программы теперь запускаются только при наличии спонсора — чтобы, как поясняет Синдеева, производственные мощности использовались прежде всего для создания новостей и информационных программ. Создатели «Дождя»  намерены комбинировать источники дохода от одного и того же контента  — и размещать рекламу в передачах, и брать абонентскую плату со зрителей. Кроме того, планируется сделать платными прямые трансляции и часть передач в архиве. Например, за просмотр одного репортажа в передаче Михаила Фишмана брать от 10 до 20 рублей. 

Сейчас в штате «Дождя» 230 сотрудников, еще 50 человек работают на телеканал по контрактам. «Текущие затраты мы еще тянем, но инвестор нам нужен, чтобы развиваться: построить вторую студию, обновить свой технический парк», — говорит Синдеева. Кто мог бы им стать, непонятно. После сделки «СУП Медиа» (Александр Мамут) и «Рамблер-Афиши» (Владимир Потанин) исчерпан перечень потенциальных покупателей-миллиардеров, кому может быть понятен и интересен новый медиаактив. Правда, есть Юрий Ковальчук со своей «Национальной Медиа Группой», но ему еще нужно разобраться с расходами по покупке доли в «СТС-Медиа», не считая других приобретений.

Телеканал по-прежнему получает основной доход, около 80% выручки, от продажи рекламы. При этом ни с кем из медиаселлеров Наталья Синдеева не договорилась: по ее словам, они хотят продавать рекламу на «Дожде» в пакете с другими СМИ, а для канала это означает меньший доход. Как считает представитель одного из крупнейших медиаселлеров, с которыми пыталась сотрудничать Синдеева (комментарий он дал на условиях анонимности), у неэфирных телеканалов есть предел роста: «Они хоть и растут опережающими темпами и неумолимо отъедают долю у эфирного ТВ, рано или поздно это закончится. Приоритет будет всегда за гигантами». Впрочем, по мнению другого эксперта, «Дождь» вполне может собирать на рекламе 40 млн рублей в месяц и, таким образом, стать самоокупаемым (для сравнения: 40 млн рублей — это чуть более 3% месячных рекламных сборов всех российских кабельных и интернет-СМИ). Александр Винокуров обещает, что в конце 2014 года канал выйдет на операционную рентабельность. Вопрос с окупаемостью инвестиций он оставляет открытым. 

«Есть люди, которые внимательно считают остаток денег Саши Винокурова», — замечает один из российских медиаинвесторов. По его мнению, логичным способом возврата вложенных в канал миллионов было бы привлечение стратегического инвестора в капитал «Дождя». Собеседник Forbes, знакомый с хозяевами телеканала, рассказывает, что они вели переговоры с двумя «неполитическими» инвесторами, но сделки не сложились. Еще один вариант — частное размещение среди фондов, заинтересованных в инвестициях в медиа. Винокуров не комментирует, есть ли у них такие планы и с кем из потенциальных инвесторов кроме Прохорова и Усманова велись переговоры.

Политический климат для «Дождя» сейчас не благоприятный. Телеканал появился в начале условной оттепели после смены президентов. «Он был создан для аудитории, которая потом вышла на митинги. Поначалу существовала иллюзия, что кто-то может в это вложиться, — рассуждает декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Качкаева. — А сейчас у нас духота и заморозки в политической сфере. Выход — либо продаваться не очень приятному инвестору, либо по-прежнему рассчитывать на собственные силы. На самом деле это патовая ситуация».  

Наталья Синдеева вздыхает: «До середины 2011 года мы не понимали, какое количество денег может собирать «Дождь». Если бы у нас была стройная концепция и формат, то мы по-другому бы рассчитывали инвестиции и возврат денег». Но вернуться на старт уже невозможно. Утешаться можно тем, что проект «на слуху», а его создатели (не в последнюю очередь благодаря «Дождю»)  остаются узнаваемыми персонами в мире бизнеса. Не исключено, что в конце концов найдется и состоятельный партнер, который сможет закрыть все убытки.