К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Война смартфонов: как создание нового рынка поссорило Apple и Google

фото Getty Images
фото Getty Images
Близкая дружба двух гигантов Кремниевой долины закончилась с выходом первого iPhone. Почему Стив Джобс не простил основателям Google разработки операционной системы Android?

Основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж считали создателя Apple Стива Джобса своим учителем. Были времена, когда Google и Apple вместе противостояли корпорации Microsoft. Когда Джобс представлял миру первый iPhone, никто не мог предположить, что это устройство перевернет не только индустрию мобильных телефонов, но и мир персональных компьютеров. И вряд ли кто-то догадывался, что выход нового гаджета приведет бывших союзников к войне, которая не окончится даже со смертью Джобса. Увлекательную историю конфликта описал редактор Wired Фред Фогельштейн. Forbes публикует отрывки из русского издания книги «Как поссорились Apple и Google и, затеяв войну, начали революцию», которое выходит в издательстве «Азбука-Бизнес».

Дорога от Кэмпбелла до Сан-Франциско протяженностью 55 миль считается одной из красивейших трасс в мире. Большая часть пути проходит по пустынному шоссе Джуниперо Серра вдоль восточных склонов гор Санта-Круз. Эта трасса, известная под номером 280, — одно из тех мест в Кремниевой долине, где можно встретить магната из мира стартапов, тестирующего скорость своего Ferrari (и не отвлекающегося на звонки по мобильному телефону по причине отвратительного дорожного покрытия в этом районе). С точки зрения Энди Гриньона, управлявшего в то раннее утро 8 января 2007 года Porsche Carrera, это место было идеальным, чтобы остаться наедине со своими мыслями.

Обычно он ездил на работу другим путем. Гриньон был старшим инженером Apple и работал в Купертино, городке, расположенном к западу от Кэмпбелла. Его утренняя поездка ограничивалась семью милями и занимала ровно 15 минут. Однако тот день не был похож на другие. Гриньону предстояло увидеть, как его босс Стив Джобс творит историю на выставке Macworld в Сан-Франциско. Фанаты Apple много лет умоляли Джобса разместить внутри плеера iPod мобильный телефон, чтобы они могли не носить в своих карманах по два устройства. И Джобс наконец-то был готов исполнить это пожелание. Гриньон с несколькими коллегами провел ночь в отеле неподалеку, и в 10 часов утра на следующий день они — как и весь остальной мир — должны были наблюдать, как Джобс демонстрирует первый iPhone.

 

«Лунная миссия»

Приглашение на одну из знаменитых презентаций продуктов Джобса считалось знаком особого расположения. Такие приглашения получало лишь несколько десятков сотрудников Apple, включая высших руководителей. Все остальные места на мероприятии были зарезервированы для членов правления Apple, CEO компаний-партнеров, таких как Эрик Шмидт из Google и Стэн Сигман из AT&T, а также журналистов со всего мира. Гриньон получил приглашение, поскольку как ведущий инженер отвечал за все радиоустройства в iPhone.

Это была серьезная работа. Мобильные телефоны в наши дни делают неисчислимое количество полезных вещей, однако, по сути, они представляют собой двусторонние радиоприемники и передатчики. Гриньон отвечал за оборудование, позволявшее телефонам быть телефонами. Если телефон не мог звонить, соединяться с Bluetooth-наушниками или подключаться к Wi-Fi, за это отвечал Гриньон. Будучи одним из первых инженеров, начавших работу над iPhone, он посвятил проекту два с половиной года своей жизни, зачастую сидя в офисе по семь дней в неделю. Мало кто в большeй степени заслужил право быть на этой презентации.

 

Однако ехавший на север Гриньон испытывал не возбуждение, а ужас. На большинстве публичных демонстраций продуктов в Кремниевой долине спикеры используют заранее записанный материал. К чему рисковать из-за того, что плохая связь с интернетом или слабый сотовый сигнал испортят в целом хорошую презентацию? Но Джобс проводил свои презентации вживую. И это была одна из тех фишек, которые делали его шоу столь увлекательными. Однако у людей типа Гриньона, стоявших за сценой, подобные мероприятия вызывали огромное напряжение. Гриньон не мог вспомнить, когда еще при подготовке к шоу Джобса все шло настолько из рук вон плохо, как сейчас. Отчасти почитание Стива Джобса как легенды такого масштаба было связано с отсутствием заметных сбоев во время демонстраций продукта. Но сейчас случай представлялся Гриньону уникальным.

Никогда прежде не бывало, чтобы Джобс оказался настолько не готов к шоу.

Гриньон состоял в команде, занимавшейся подготовкой к запуску iPhone. Сначала в Apple, а затем и в месте проведения презентации — Москоне-центре в Сан-Франциско. И за время подготовки практически ни разу не бывало, чтобы 90-минутное шоу прошло по плану. Джобс репетировал в течение пяти дней, однако даже на последнем прогоне iPhone сбрасывал звонки, терял связь с интернетом, тормозил или просто выключался...

 

iPhone не работал как надо по одной простой причине: он еще не был завершен. Джобс собирался продемонстрировать прототип, но не хотел, чтобы публика об этом знала. Однако список вещей, которые требовалось сделать с iPhone до начала продаж, был невероятен.

Например, отсутствовала готовая производственная линия. Существовало чуть больше сотни собранных iPhone разной степени качества. У некоторых имелись заметные щели между экраном и краем пластикового корпуса, у других были заметны царапины на стекле. Именно поэтому никому из зрителей не позволялось прикоснуться к iPhone после демонстрации, несмотря на то что компания целый день проводила брифинги для прессы, а новому устройству была отведена огромная площадь в выставочном центре. Компания беспокоилась, что даже лучшие прототипы не выдержат критики при ближайшем рассмотрении. Они отлично выглядели на расстоянии и во время презентации Джобса, но если бы вы взяли один из них в руки, то, как говорит Гриньон, тут же рассмеялись бы и сказали, что эта штука действительно выглядит совсем неготовой…

Проблемы iPhone бросались в глаза. Он был способен проигрывать фрагменты песен или видео, однако не мог воспроизвести полный клип без зависания. Он отлично функционировал, когда вы отправляли электронную почту, а затем начинали путешествовать по Сети. Если же вы делали это в обратном порядке, он переставал работать. Часы проб и ошибок помогли команде iPhone найти то, что инженеры называют золотым путем, то есть специфический набор задач, проводимых определенным образом и в определенном порядке, — это позволяло создать иллюзию того, что телефон работает как надо.

Свидетели презентации первого iPhone даже не догадывались, насколько не готов был аппарат

Но даже если бы Джобс следовал по золотому пути, демонстрация нормальной функциональности iPhone все равно требовала кучи корректив, которые приходилось делать в самый последний момент. Даже в день презентации в программах, управлявших радиоустройствами Гриньона, не были устранены все баги. Проблемы имелись и в программах, управлявших памятью iPhone. Никто в точности не знал, не приведет ли желание Джобса подключать к смартфону во время демонстрации другие электронные устройства к появлению новых проблем…

 

К немалому удивлению Гриньона и других людей в аудитории, демонстрация iPhone 9 января 2007 года была проведена Джобсом безупречно.

Он начал свое шоу словами: «Этого дня я ждал два с половиной года».

Затем принялся рассказывать аудитории истории о том, почему потребители ненавидят свои мобильные телефоны. А затем (конечно же) сообщил, что уже решил за людей их проблемы. Практически все сидевшие в аудитории уже нетерпеливо ждали, что Джобс расскажет о новом телефоне.

Джобс принялся воспроизводить на нем музыку и показывать собравшимся отрывки из фильмов на прекрасном экране. Он позвонил своему товарищу, чтобы продемонстрировать новый дизайн адресной книги и голосовой почты. Он отправил электронное письмо и текстовое сообщение, показав, насколько просто печатать на экранной клавиатуре. Он пролистал несколько фотографий, продемонстрировав, как можно увеличивать и уменьшать их размер с помощью простых движений пальцами. Он посетил сайты Amazon и New York Times, чтобы продемонстрировать, что интернет-браузер iPhone ничуть не хуже, чем на компьютере. Он нашел кафе Starbucks с помощью Google Maps — и тут же позвонил туда, чтобы показать, что с iPhone невозможно заблудиться.

 

Сергей Брин, Эрик Шмидт и Ларри Пейдж не сразу сделали выбор между развитием Android и сотрудничеством с Apple

К концу презентации Гриньон не просто был счастлив, но и изрядно напился. Чтобы успокоить нервы, он прихватил с собой фляжку со скотчем. «Мы все — инженеры и менеджеры — сидели в пятом ряду зала и делали по глотку после каждого этапа демонстрации. Нас было пятеро или шестеро, и после завершения очередной части самый большой глоток делал человек, отвечавший за нее. К финалу презентации (прошедшей без единой проблемы) мы опустошили всю фляжку. Это была лучшая презентация, которую нам доводилось видеть.

А остаток дня превратился в разгульный праздник для всей команды iPhone — мы провели его в различных питейных заведениях города.

Это было что-то безумное, но мы чувствовали себя просто отлично».

 

Кто первый

Масштабный кампус Google, расположенный в 35 милях к юго-востоку от Сан-Франциско, рядом с трассой 101 в районе Маунтин-Вью, не похож на другие корпоративные штаб-квартиры. Google начала свою работу в кампусе Стэнфорда в 1998 году и за 15 лет выросла в одну из самых важных и влиятельных компаний в мире. В настоящее время Google занимает 65 зданий в Маунтин-Вью, где работает более трети всех сотрудников компании (общая численность персонала Google составляет примерно 55 000 человек).

Размер не сделал Google медлительной или скучной. Визуальные знаки нетрадиционного подхода к решению проблем остались повсюду. Сотрудники компании — «гуглеры» — снуют между зданиями на красных, зеленых и синих велосипедах и скутерах. Пятиметровая скульптура тираннозавра по кличке Стэн нависает над главной столовой, расположенной на открытом воздухе. В нескольких метрах от нее стоит модель космического корабля SpaceShipOne — первого управляемого частного космического аппарата, созданного в 2004 году Бертом Рутаном.

Все это сделало Google вполне серьезной, однако довольно неупорядоченной компанией, особенно в 2005 году, когда одновременно шла работа над десятками инженерных проектов. У многих из них имелись противоречивые цели, а некоторые были настолько секретными, что о них знало лишь несколько высших руководителей. Самым тайным и амбициозным из них был проект Google в области смартфонов — Android.

Сорок инженеров, работавших над ним в углу первого этажа здания №44, посчитали, что им вполне по силам создать еще одно революционное устройство, способное навсегда изменить индустрию мобильной телефонии. К январю 2007 года они работали по 60–80 часов в неделю в течение 15 месяцев. Они занимались созданием и тестированием кода, переговорами о приобретении лицензий на сторонние программы и поиском правильных деталей, поставщиков и производителей по всему миру. Они работали с прототипами в течение шести месяцев и запланировали запуск к концу года... пока их не обогнал Джобс, презентовавший всему миру iPhone.

 

Реакция Криса Десалво на iPhone оказалась немедленной и почти автоматической.

«Я как потребитель был просто вне себя от восторга и сразу же захотел купить себе такой аппарат. Однако как инженер Google я подумал: нам придется начинать все сначала»…

Десалво отнюдь не был склонен к панике. Как и многие другие ветераны-инженеры Кремниевой долины, он довольно немногословен. Еще он опытный моряк, как-то раз отправившийся с семьей в трехнедельное путешествие по Индонезии. Он писал программы в течение 20 лет, сначала для разработчиков видеоигр, затем для Apple, а в 2000 году — для стартапа под названием Danger.

Вопросов в области развития программного обеспечения, которыми бы он не занимался, похоже, не существует. После того как в конце 2005 года Десалво присоединился к Google и команде Android, работавшей в Маунтин-Вью, и провел год за написанием тысяч строк программного кода в технологическом шкафу (вследствие своей любви к работе в полной тишине), он переместился в Чепел-Хилл в Северной Каролине, чтобы помочь команде с интеграцией недавно приобретенной небольшой компании. Наблюдая за презентацией Джобса из своего временного офиса, находившегося над магазином по продаже футболок, он знал наверняка, что его босс Энди Рубин думает то же самое, что и он сам. Они с Рубином сотрудничали уже семь лет — со времен, когда Десалво работал инженером в Danger, первом стартапе Рубина. Тот был одним из самых больших любителей конкурентной борьбы, которых только знал Десалво. И конечно же, Рубин не хотел бы выпускать на рынок продукт, который внезапно оказался устаревшим.

 

Рубин, находившийся от него на расстоянии 600 миль, в Лас-Вегасе, и собиравшийся на встречу с одним из производителей телефонов и сотовых операторов, наводняющих город во время выставки Consumer Electronics Show, отреагировал на новости в точности так, как предсказывал Десалво. Он был настолько потрясен тем, что показывал Джобс, что велел шоферу остановиться, чтобы досмотреть вебкаст до конца.

«Черт побери, — сказал он одному из коллег, сидевших с ним в машине. — Похоже, нам не удастся продать наш телефон»…

Оценивая происходившее в ретроспективе, некоторые сотрудники Google говорили мне, что выход на рынок iPhone до первых телефонов на Android стал благом для компании. Apple потратила десятки миллионов долларов, обучая потребителей правилам работы с этими новыми устройствами, имевшими тачскрин. Ко времени появления на рынке телефонов с Android (то есть через два года) iPhone уже стал невероятно популярным. Это значило, что операторы, не имеющие связей с iPhone, — то есть все, кроме AT&T, — начали искать альтернативу. И это была не краткосрочная проблема. Контакт AT&T с Apple давал ей эксклюзивные права в США на четыре года…

Конфликт интересов

Более сложным вопросом для Рубина и команды Android, связанным с презентацией iPhone, стало вовлечение их собственной компании в проект iPhone. Они знали, что Google является ключевым партнером Apple в этом предприятии. И хотя высшие руководители Google поддерживали Android в течение двух лет, они также попросили еще одну команду секретно работать совместно с Apple над тем, чтобы включить в новое устройство Джобса поисковую машину Google, Maps и YouTube. На самом деле Джобс во время своей презентации говорил о программах Google как об одном из коммерческих преимуществ iPhone. Он сказал, что благодаря iPhone «интернет впервые оказался в вашем кармане» и что «невозможно думать об интернете, не думая о Google». CEO Google Эрик Шмидт присоединился к Джобсу на сцене во время демонстрации, чтобы подчеркнуть глубину их партнерства. «Стив, мои поздравления! Это будет очень крутой продукт!» — успел сказать Шмидт за те три минуты, что были отведены на комментарии публики.

 

Команда Android знала, что Шмидт участвует в работе правления Apple. Чего ей не было известно, так это того, насколько тесными стали отношения между двумя компаниями.

Пока одни инженеры Google занимались разработкой Android, кучка их коллег в другом здании, расположенном в нескольких сотнях метров, стала практически внешним подразделением Apple и знала о проекте iPhone больше, чем подавляющая масса сотрудников Apple.

Внутри Apple Джобс жестко контролировал и разделял доступ к различным частям проекта iPhone. Работавшие в Google члены команды, адаптировавшей Google Maps, поисковую систему и YouTube для iPhone, могли видеть почти все: чипы, использовавшиеся Apple, тачскрин, чужие программы. Мало у кого еще появлялись самые новые прототипы. Мало кто мог изучать телефон до презентации. «Особенно Apple была заинтересована в Google Maps, — рассказывал один из инженеров. — Я думаю, что лично Стиву очень нравился этот продукт и он хотел знать наверняка, что карты окажутся внутри iPhone. Потому мы, конечно же, заранее знали о выходе iPhone».

Руководителя команды разработчиков Android Энди Рубина сравнивали с «железным человеком» Тони Старком

 

Организация двух команд — разработчиков продуктов, находящихся в явной конкуренции друг с другом, не была для Google чем-то новым. Многие из лучших творений Google, такие как Google News и Gmail, появились как раз благодаря этой философии. Однако инженеры, работавшие над Android, имели все основания считать себя непохожими на других. Их наставником был один из основателей компании Ларри Пейдж. Они имели в Google привилегии и льготы, недоступные ни для какой другой команды такого размера. И они считали это вполне оправданным. С их точки зрения, дело было не в том, что именно Рубин начал проект Android, — самым главным представлялось, что он знает об индустрии мобильной телефонии больше, чем кто-либо в Google, а то и во всей Кремниевой долине.

В то время ему было 44 года, и он создавал передовые мобильные продукты с начала 1990-х годов. Именно в этом и состояло его призвание.

Многие описывают его дом как некое подобие лаборатории Тони Старка в фильме «Железный человек» — пространство, наполненное руками-манипуляторами, новейшими компьютерами и электронными устройствами, а также прототипами различных проектов.

Как и многие другие спецы в области электроники, он, подобно Тони Старку, отличался невероятным «уважением» к авторитетам.

 

«Я думал, что мы друзья»

Стив Джобс был ошеломлен и взбешен новостями по поводу Android. Он знал об идее Android и раньше, однако (если верить словам некоторых его собеседников) не относился к ней достаточно серьезно. Когда же он увидел видеоролик, где главный инженер Android Стив Горовитц демонстрирует телефон Dream, то взорвался в приступе ярости. Он посчитал, что его партнер создает устройство, способное бросить вызов iPhone. Один из его коллег рассказывал: «Я ехал в машине, и вдруг раздался звонок. Это был Стив. Он кричал в трубку так громко, что мне пришлось съехать с дороги, чтобы продолжить разговор. Он спросил меня, видел ли я ролик, а затем назвал все показанное в нем чертовым воровством идей Apple».

Несмотря на весь свой гнев, Джобс не хотел верить, что Шмидт, Брин или Пейдж делают что-то откровенно гнусное (это подтвердило мне множество его друзей и коллег). Правивший в Google триумвират смог убедить его в том, что Android — как раз то, о чем они всегда говорили, то есть открытая для модификации операционная система для телефонов, которую мог бы использовать любой производитель. Google не планировала создавать конкурента iPhone. По мнению руководителей Google, Джобсу не стоило делать свои заключения, основываясь на увиденном в ролике. Google нужны были телефоны, чтобы протестировать на них работу Android, однако компания совсем не собиралась заняться их изготовлением. Что бы Google ни делала, она не намеревалась копировать хоть что-либо у iPhone…

К весне 2008 года стало ясно, что теплые чувства между компаниями не продлятся долго. Повсюду были заметны признаки того, что Шмидт, Пейдж и Брин не позволят отношениям с Джобсом встать на пути их амбиций. Google попыталась переманить нескольких ведущих инженеров Apple для работы над Chrome, своим новым браузером. Переговоры о заключении соглашения об инсталляции на телефоны поисковой машины и приложения Google Maps заглохли. За то, чтобы Google стал единственным поисковиком для iPhone и Mac, компания хотела заплатить меньше, чем просила Apple, а кроме того, потребовала предоставлять не только данные о местоположении аппаратов пользователей, а существенно больше информации...

На фоне растущего напряжения и резкого роста продаж iPhone 3G летом 2008 года Джобс начал постепенно приходить к мысли, что телефон Dream производства Google начинает напоминать его детище больше, чем хотелось бы. Dream, выпуск которого был намечен на ноябрь 2008 года (компания HTC планировала вывести его на рынок под названием T-Mobile G1), имел целый ряд мультитач-свойств, разработка которых, по мнению Джобса, была интеллектуальной собственностью Apple. Шмидт, Брин и Пейдж заставляли Алана Юстаса, руководителя инженерной службы Google, месяцами отвечать на вопросы Джобса и его возражения относительно Android (тем самым не позволяя Джобсу прийти к собственному заключению). Юстас был боссом Рубина, и, по словам друзей, у него со Стивом сложились хорошие отношения.

 

Однако к лету 2008 года Джобс почувствовал, что его общение с Юстасом зашло в тупик и что тот со своими коллегами из Google просто тянет время. «Я думаю, что они [Джобс и топ-менеджеры Apple] в конечном счете почувствовали, что единственный способ добиться вразумительного ответа состоит в том, чтобы прекратить вести разговоры через Алана, — сказал один из собеседников Джобса, обсуждавший с ним этот вопрос. — Алан ретранслировал мнение Энди Рубина, и я думаю, что они посчитали для себя правильным обратиться к первоисточнику, чтобы хоть что-то изменить в сложившейся ситуации».

О том, что происходило на собрании с участием Джобса, Форстолла (Скотт Форстолл — один из ведущих менеджеров Apple. — Forbes), Пейджа, Юстаса и Рубина в конференц-зале перед офисом Пейджа в здании №43, имеется несколько версий. Однако все они сходятся в одном — встреча была неприятной и даже враждебной. Джобс заявил руководителям Google, что Apple уже запатентовала мультитач-свойства, которые те хотели использовать, и что если они появятся в аппарате G1, Apple подаст иск. Команда Google ответила, что, хотя Джобс и был первым создателем успешных продуктов с мультитач-функциями, большинство технологических решений в iPhone нашел не он. Один руководитель Apple, не присутствовавший на той встрече, но слышавший ее изложение из уст Джобса, сказал:

«Это перевело разговор в плоскость личных отношений. По словам Джобса, Рубин вышел из себя и обвинил его в том, что его позиция антиинновационна. Джобс парировал, заявив, что Энди и сам пытается подражать ему во всем: и в прическе, и в форме очков, и в стиле одежды».

Для Google исход встречи с Джобсом и Форстоллом был по-настоящему мучительным. Шмидт, Брин и Пейдж полностью капитулировали, и никакие логические построения не могли скрыть того, насколько болезненно они переживали произошедшее. Мало того что Джобс перечислил, какие именно свойства нужно было исключить из телефона G1. В некоторых случаях он даже подробно расписал, как именно это делать. Так, Android довольно давно предлагал пользователям возможность создания персонализированного механизма разблокировки телефона с помощью индивидуального узора, который пользователь мог нарисовать на квадратном поле из 9 точек (как минимум ему нужно было соединить три точки). Однако Джобс настоял на том, что этот механизм разблокировки телефона слишком сильно напоминает механизм «slide to unlock», запатентованный для iPhone. «Поэтому, чтобы успокоить Apple, нам пришлось изменить механизм, и теперь для разблокировки телефона требовалось провести пальцем не через три, а через четыре точки», — рассказывал один из старших инженеров Android.

 

После того как Джобс вынудил Google капитулировать летом 2008 года, компания отказалась проявлять в отношении него какие-либо дружеские чувства и довольно агрессивно начала направлять всю свою энергию на конкуренцию с Apple. В течение зимы 2008-го и весны 2009 года (во время шестимесячного отпуска, который Джобс взял для пересадки печени) Google начала не просто активно инвестировать в создание второй модели телефона с Android (Droid), но и работать над третьей моделью — смартфоном, который хотела самостоятельно спроектировать, продвигать на рынке и продавать…

Неудачный старт G1 наполнил энергией производителей и операторов, помогавших Google в развитии Android. Революция, связанная с iPhone, привела не только к противостоянию двух дружественных ранее компаний. Вся индустрия призадумалась о том, как конкурировать с Apple.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+