К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Забытое старое: Google снова придумает все девайсы планеты

Фото REUTERS / Stephen Lam
Фото REUTERS / Stephen Lam
Google сильно отстал на рынке мессенджеров и срочно должен отстоять там свои позиции. Как он будет отвоевывать эту площадку?

Для любителей музыки Амфитеатр Shoreline на 22 000 мест в Кремниевой долине — культовое место. Создавая его, легендарный промоутер Билл Грэхэм вдохновлялся логотипом Grateful Dead, которые выступили на этой площадке 39 раз. Нил Янг, Bee Gees, Брюс Спрингстин — все они почтили сцену Shoreline своим присутствием. Несколько недель назад под аккомпанемент электронной музыки и в сопровождении видеороликов по мотивам аркадных игр на гигантском экране на ней выступил генеральный директор Google Сундар Пичаи.

Было бы преувеличением сказать, что, выходя на сцену, он чувствовал себя как дома. 43-летний субтильный интеллектуал в квадратных очках больше похож на Карла Сагана, чем на Карлоса Сантану. Тем не менее. На ежегодной конференции Google I/O он был рок-звездой и хедлайнером. Когда стихли аплодисменты и приветственные крики разработчиков ПО, собравшихся на конференции, Пичаи улыбнулся. «Мы живем в очень интересное время. Компьютерная наука стремительно эволюционирует»,  — сказал он.

Да, это не Стив Джобс. И даже не Марк Цукерберг, Джефф Безос или Тим Кук.  Пичаи — классический пример незаметного гендиректора, скромного, методичного компьютерного гика, который скорее будет говорить о стремительном развитии программирования, чем заводить толпу программистов тщательно отрепетированными демонстрациями продукции.

 

Перед Пичаи стоят грандиозные задачи. При рыночной капитализации около $0,5 трлн, Google, а точнее, его родительская компания Alphabet, занимает второе место в мире среди самых дорогих компаний и доминирует во многих сферах технологической индустрии, включая поисковики, цифровую рекламу, мобильные технологии и видео. Но Пейдж и Пичаи слишком хорошо понимают, что после резкого взлета технологические гиганты часто ожидает столь же резкое падение. И если опередившие Google на рынке IBM и BlackBerry конкурировали с одним соперником, то компании Пейджа приходится вести кровопролитную войну на нескольких фронтах. В области мобильных технологий это Apple, в рекламе, видео и коммуникационных технологиях  — Facebook. В сфере коммерции — с Amazon, в сфере бизнес ПО — с поднимающейся с колен Microsoft, а в области облачных технологий — одновременно с Amazon и Microsoft.

Все эти битвы Пичаи приходится вести на фоне фундаментального технологического сдвига. Пока Google продолжает осуществлять переход от десктопной модели к мобильной, современные компьютерные технологии уже двинулись в направлении мультиэкранной модели, а в некоторых случаях, как в неожиданном хите от Amazon — «умном» динамике Echo, вообще обходятся без экранов. Взаимодействия с девайсами и приложениями все чаще становятся основой двусторонней коммуникацией, иногда с участием «умных» ботов, которых продвигают Microsoft, Facebook и другие. В отличие от приложений, эти боты работают на базе коммуникационных сервисов, таких как Facebook Messenger (900 млн пользователей) или Skype от Microsoft (300 млн пользователей). В активе у Google — популярный сервис Gmail (больше миллиарда пользователей), но ему недостает современной системы мгновенного обмена сообщениями, которым отдает предпочтение молодое поколение.

 

quote_block node/296929Пичаи, однако, убежден, что Google впишется в этот новый мир технологий идеально благодаря искусственному интеллекту (AI). Практически любой может написать программу для простых примитивных диалогов — Siri от Apple была одним из первых таких сервисов, но, чтобы выйти за рамки демонстрационной модели, нужны более сложные алгоритмы. Разработки в сфере искусственного интеллекта в Google ведут много лет. Компания инвестировала в распознавание голоса, понимание естественного языка и машинный перевод задолго до конкурентов. После многолетней подготовки, говорит Пичаи, Google готов представить рынку убедительные продукты, которые обеспечат лидерство компании на рынке. «Мы прогнозируем, что в течение нескольких лет мир перейдет от модели mobile-first к AI-first», — уверен Пичаи.

На сцене Shoreline Пичаи представил первые плоды этих трудов: «умный» Google Home  — прямой конкурент Amazon Echo (и, возможно, некоего нового устройство, которое, по слухам, разрабатывает Apple) и приложение для обмена сообщениями Allo. Обе новинки работают с помощью нового голосового помощника, который Пичаи называет Google assistant.

quote_block node/270335С его помощью можно заказать билет, забронировать рейс на самолет, запустить музыкальный файл, внести новую задачу в свое расписание, ответить на сообщение. Google assistant  может даже написать его за вас. Он может заранее напомнить вам, что надо заказать букет на День матери или собрать чемодан перед предстоящим путешествием. Другими словами, он всегда придет к вам на помощь и будет доступен в телефоне, телевизоре, машине, часах, вообще везде. «Вы просто живете своей жизнью, а вещи, которые вас окружают, помогают вам во всем», — говорит Пичаи. Для того чтобы этот помощник полностью воплотил свой потенциал, могут потребоваться годы, и его создание будет более сложным процессом, чем было для основателей Google Пейджа и Сергея Брина создание самого поисковика. «Это более амбициозный проект во всех смыслах», — добавляет Пичаи.

 

Приветственные крики зрителей в Shoreline никого не отвлекли от очевидного факта. Релиз Allo отчетливо демонстрирует тот факт, что Google сильно отстал на рынке мессенджеров и срочно должен отстоять свои позиции. Google Home свидетельствует, что никто в компании Google не предвидел появления «умных» динамиков, пока Amazon не сделал этого. Все эти пробелы подчеркивают ключевую задачу, которая стоит перед Пичаи: хотя никто не оспаривает превосходство Google в сфере сложных технологий, таких как искусственный интеллект и компьютерное обучение, не всегда именно лидер исследований может превратить технологии в успешные продукты.

«Опасность для  Google в том, что их возможности в создании сложных систем на основе искусственного интеллекта вынуждают их не замечать простые продукты, которые были бы удобны пользователям», — говорит Тим О’ Рейли, основатель издательской компании O’Reilly Media. Google Home станет для компании тестом, хотя результаты будут известны только через несколько месяцев. Более того, если приложения для обмена сообщениями, а не десктоп и даже не мобильный телефон, станут вскоре новыми инструментами для ботов и других цифровых услуг, Google должен быстро и эффективно привлечь эти сервисы на свою сторону, точно так же, как этим сейчас занимаются Facebook, Microsoft, Amazon и, возможно, Apple. «В конечном счете каждый сторонний разработчик не сможет запуститься на всех платформах, — говорит Дэвид Йоффи из Гарвардской школы бизнеса. — Вопрос в том, кто будет наиболее успешным».

Работа Пичаи в том, чтобы наиболее успешным стал Google, при этом он должен обеспечивать эффективную деятельность компании со штатом 60 000 человек и ежегодной прибылью $75 млрд. Эти цифры объясняют, почему Пейдж отдал предпочтение содержанию, а не форме. В списке задач Пичаи на первом месте стоит монетизация  огромной цифровой империи, включающей в себя поисковик, Android, карты, YouTube, Play и многие другие активы. Кроме того, он должен поддерживать связь разрозненных и конкурирующих компаний, составляющих мир Android; обеспечить единство двух операционных систем Google — Android и Chrome; разбираться с претензиями антимонопольных и налоговых служб в Европе и других частях мира.

Если бы мы могли переместиться во времени на тридцать лет назад, мы бы увидели Пичаи на раме скутера, за рулем которого сидит его отец, а на пассажирском сидении — мать с младшим братом, на улице индийского города Ченнаи, где он вырос. По западным меркам его отец, инженер-электромеханик, и мать, стенографистка, относились к людям скромного достатка. Они всей семьей жили в двухкомнатной квартире, и много лет у них не было телевизора, телефона и машины. Однако родители придавали большое значение образованию, и Пичаи смог поступить в престижный Индийский институт технологий в Харагпуре. Окончив обучение по специальности «инженер», он выиграл стипендию в Стэнфорде, где в 1993 году начал обучение в аспирантуре и должен был осуществить мечту родителей — получить степень Ph.D. («доктор философии» — эквивалент кандидатской степени в России) и заняться академической карьерой. Однако, как это случается со многими в Стэнфорде, его поманила Кремниевая долина, и, получив степень магистра, он пошел в компанию Applied Materials, ставшую пионером в индустрии чипов. После этого он получил степень MBA в Уортонской школе бизнеса и работал консультантом в McKinsey & Co.



В Google Пичаи пришел в 2004 году, когда стремительно растущая компания все еще считала своим основным конкурентом Microsoft. Пичаи сразу бросили на передовую сражения с софтверным гигантом. С самого начала он продемонстрировал методичность и стратегический подход к принятию решений, которые позволили ему быстро продвинуться на первые роли в компании. Ему поручили ключевой проект Google Toolbar, который позволяет осуществлять прямой поиск из браузера, не переходя на домашнюю страницу Google.

quote_block node/267193Стратегия Пичаи в отношении панели инструментов привела к следующему этапу — работе над браузером Chrome. Этот проект рассматривался внутри компании как спорный  — некоторые полагали, что не стоит лишний раз злить Microsoft, чей Internet Explorer тогда доминировал на рынке браузеров. Пичаи настаивал, что Google может создать лучший браузер и что они рискуют потерять существенную долю прибыли от поисковика, если Microsoft, как опасались многие, настроит Explorer таким образом, чтобы усложнить пользователям доступ к Google. Вместе с небольшой командой Пичаи, который тогда подчинялся напрямую Мариссе Майер, сейчас возглавляющей Yahoo, тихо вел работу над продуктом, не привлекая особого внимания. Хотя его тщательно спланированный запуск в 2008 году потерпел фиаско с точки зрения пиара благодаря блогеру из Германии, который получил маркетинговые материалы и досрочно слил их в сеть, браузер Пичаи оказался более быстрым и эффективным, чем браузеры конкурентов, и его команде удавалось поддерживать превосходство, когда конкуренты начали пытаться наверстать этот разрыв. К 2012 году Chrome стал браузером номер один для ПК, и благодаря продвижению Android он также лидирует по популярности на мобильных устройствах.

 

Неожиданная победа Chrome закрепила репутацию Пичаи как гения разработки продуктов и, хотя он никогда не запускал собственный бизнес, как успешного предпринимателя, а также обеспечила ему стремительный взлет по карьерной лестнице в Google. «Профессорский стиль свойственен части сотрудников Google, и Сундар в него идеально вписывается, — говорит один из бывших топ-менеджеров компании. — Но многие недооценивают его техническую подготовку и предпринимательские навыки. Это его сильная сторона».

Его зона ответственности росла, по мере того как его потенциальные соперники впадали в немилость. Майер, которая когда-то была его начальником, оказалась на вторых ролях и ушла в Yahoo. В 2013 году Пичаи, который занимался разработкой операционной системы и ноутбуков на основе Chrome, поручили контроль над Android, одним из флагманских проектов Google, после того как создателя этой ОС, Энди Рубина, оттеснили от работы над проектом. Годом позже Вик Гундотра, топ-менеджер, возглавлявший Google +, дорогостоящую и не самую удачную попытку компании прорваться на рынок соцсетей, тоже оказался не у дел.

Все это время Пичаи сохранял невозмутимость, закрепляя за собой репутацию менеджера, способного на эффективное сотрудничество, и, что еще важнее, завоевывал доверие Пейджа. «Он может принимать жесткие и непростые решения, но они не вызывают бурной реакции, — говорит один из бывших менеджеров высшего звена. – Люди любят, когда руководитель действует без лишнего драматизма и подходит к решениям обдуманно. Это обеспечивает большую связь внутри компании». На встрече с высшим руководством компании прошлой весной Пичаи попросили подумать, как приложения будут развиваться в мире с мультиэкранной моделью. Когда он закончил, Пейдж вышел вперед и сказал, что он не смог бы нарисовать более четкую картину будущего. «У них действительно полное взаимопонимание в отношении будущего», — говорит сотрудник компании, присутствовавший на встрече. Несколько месяцев спустя, когда Пейдж реорганизовал Google в холдинговую компанию под названием Alphabet, он назначил Пичаи генеральным директором Google. На долю поисковика приходится 99% выручки Alphabet, и только он генерирует прибыль.

За прорыв компании в мире AI-first отвечает команда под названием Google Brain, которая разрабатывает средства искусственного интеллекта, которые призваны обеспечить будущее Google и его продуктам.

 

Эта рабочая группа была сформирована около четырех лет назад в качестве эксперимента с участием таких технологий программирования искусственного интеллекта как глубинное обучение и нейронные сети. Программисты разработали эти технологии несколько лет назад, но они не прошли соответствующего тестирования, потому что для этого требуются огромные вычислительные мощности. У Google такие мощности есть, поэтому они объединили одного из экспертов в области больших вычислительных система Джеффа Дина со специалистами по искусственному интеллекту. Они занялись обучением систем распознаванию образов, и обнадеживающие результаты не заставили себя ждать,  позволив значительно улучшить существующие методики Google.

Проект Google Photos, запущенный год назад, принес эти улучшения в массы, поразив мир возможностью распознавать и искать похожие картинки и автоматически их сортировать. Несмотря на напор конкурентов, у Google Photos сейчас 200 млн пользователей. Для Пичаи это классический пример того, как более развитый искусственный интеллект обеспечивает компании победу.

То, что сработало в области распознавания образов, сработало и в распознавании голоса, переводе и других подобных задачах. Когда систему Дина обучили распознавать речь, точность распознавания выросла на порядок. Это означает, что резко сократились случаи, когда запрос «OK Google» на телефонах Android оказывается непонятым. Это означает также, что Google с большей вероятностью поймет кого-то, кто, как Пичаи, говорит с акцентом, или расслышит речь в шумном баре, причем сможет сделать это на 55 языках.

Таким же образом, эти технологии в Google Photos помогают приложению StreetView «читать» знаки, а в проекте Project Sunroof – на основе аэроснимков идентифицировать крыши, которые подходят для установки солнечных панелей. Кроме того, с помощью этих же технологий небольшая экспериментальная группа в Google эффективно диагностирует диабетическую ретинопатию (осложнение при диабете, которое может привести к слепоте), на основе скана зрачка.

 

Сейчас в компании разрабатывается более 2000 проектов с применением возможностей Google Brain. Группа Дина проводит в компании тренинги по машинному обучению, и тысячи инженеров Google прошли курсы, которые могут длиться по несколько недель.

Чтобы оценить потенциал машинного обучения для создания нового поколения цифровых продуктов, которые меняют жизнь людей, стоит обратить внимание на мессенджер Allo, который станет общедоступным этим летом. Несмотря на насыщенный рынок приложений для общения, Пичаи уверен, что, как и в случае с Google Photos (и браузером Chrome), несколько важных «фишек» помогут им набрать свою аудиторию последователей.

Одна из таких «фишек» — функция Smart Reply, которая автоматически предлагает три разных готовых варианта ответа на сообщение на основе его содержания. Google разработал Smart Reply меньше чем за год, и сначала протестировал его на почтовом приложении для смартфонов Inbox. Эта функция позволяет ответить на сообщение одним кликом. В приложении Allo, Google пошел еще дальше, объединив Smart Reply с распознаванием образов, таким образом он предлагает варианты ответов на полученные по мессенджеру фотографии. Кроме того, в Allo в вашу беседу может вклиниться Google assistant, чтобы помочь забронировать столик в ресторане или спланировать путешествие.

Конкуренты Google тоже активно ищут свое место в мире, где правит искусственный интеллект. В Microsoft есть инициативная группа типа Google Brain, которая занимается внедрением технологий машинного обучения в существующие продукты. Генеральный исполнительный директор компании Сатья Наделла недавно продемонстрировал чат-боты, встроенные в голосового помощника Microsoft Cortana. Марк Цукерберг поспешил набрать команду из нескольких сотен разработчиков искусственного интеллекта, которые совершили прорыв в области распознавания образов и понимания естественного языка, и тоже продемонстрировал ботов, встроенных в Facebook Messenger. В компании Джеффа Безоса Amazon больше 1000 человек заняты разработкой семейства продуктов, связанных с голосовым интерфейсом компании Amazon Alexa, на основе которого работает умный динамик Echo. Apple активно расширяет возможности Siri и, как ожидают, скоро откроет программу для сторонних разработчиков.

 

Пичаи убежден, что Google оставил соперников далеко позади. Он приводит в пример разработанную Google программу для игры в го AlphaGo, которая недавно обыграла лучшего в мире игрока в го, и которую можно использовать для решения более практических задач – таких как поиск инвестиционных решений, которые позволят компании оставаться впереди. «Если посмотреть на технологии машинного обучения и искусственный интеллект, то там есть вещи, которые можно сделать прямо сейчас, есть те, для которых нужно два-три года, а есть такие, для которых требуется более глубокое и долговременное изучение»,  — говорит Пичаи. Эксперты, такие как Дэвид Йоффи из Гарварда, согласны, что у Google хорошая позиция, чтобы стать лидером в мире искусственного интеллекта. «Сундар правильно расставляет приоритеты и принимает верные решения, — говорит он и добавляет. —Правда, он пока не сталкивался с трудностями».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+