Forbes
$65.9
72.95
DJIA18472.17
NASD5139.75
RTS921.67
ММВБ1938.65
Джоанна Мюллер Джоанна Мюллер
редактор Forbes USA 
Поделиться
0
0

Как первая в истории GM женщина-гендиректор будет руководить корпорацией

Как первая в истории GM женщина-гендиректор будет руководить корпорацией
Мэри Баррафото Reuters
15 января Мэри Барра официально вступает в должность гендиректора General Motors. Чего ждут от нее клиенты и акционеры корпорации?

Когда сотрудница General Motors, женщина средних лет, увидела, как входит в комнату новый генеральный директор компании Мэри Барра, у нее мурашки пошли по коже. «Я не шучу: у меня волоски на руках встали дыбом, — рассказывает она Forbes. — У нас теперь есть собственная королева!» 

На самом деле 51-летнюю Барра никак нельзя назвать монархом или, хуже того, диктатором.

Она просто тихий, любящий математику «ботаник» (так гендиректор GM называет сама себя), который обожает решать проблемы.

И это внушает надежду сотрудникам: в последние годы американский автомобилестроительный гигант с трудом избавляется от заработанной в годы кризиса репутации одной из самых неповоротливых мировых корпораций.

«Я знаю, чем может быть эта компания, я знаю, на что она способна. Нам в GM просто нужно убедиться, что мы работаем над тем, над чем нужно работать», — говорила Барра в интервью Forbes в 2011 году, когда возглавила отдел разработки новых продуктов GM. С 15 января 2014 года Мэри официально занимает пост гендиректора — вместо уходящего на пенсию Дэна Акерсона.

Большую часть своей карьеры в GM она провела, управляя заводами и пытаясь стандартизировать производственный процесс в офисах по всему миру. В последние годы, возглавив самое ресурсозатратное и сложное отделение корпорации, Барра работала над сокращением издержек с помощью разработки большего количества моделей с взаимозаменяемыми деталями, а также заставляла сотрудничать друг с другом два мощных отделения GM — закупок и разработки. Она сократила целый слой управленцев и увеличила полномочия главных инженеров GM, возложив на них ответственность за стоимость, качество и конкурентоспособность продукции.

«Мэри пришла в организацию, находившуюся в хаотическом состоянии, и привнесла в нее  порядок», — говорит Акерсон, называя ее «одним из самых талантливых руководителей, которых он когда-либо встречал».

Мэри познакомилась с процессом руководства GM еще в середине 1990-х годов, когда была помощницей бывшего гендиректора и председателя совета директоров компании Джека Смита. Она даже короткое время возглавляла отдел по управлению персоналом — в самый тяжелый период, последовавший за объявлением банкротства GM в 2009 году.

Впрочем, руководство GM не будет возложено исключительно на плечи Барра. Впервые за много десятилетий совет директоров GM решил разделить посты гендиректора и председателя совета директоров. Это компании посоветовали специалисты по корпоративному управлению, которые считают, что для защиты интересов акционеров GM не следует давать одному человеку слишком большую власть.

Если Барра будет гендиректором, то на посту председателя совета директоров Акерсона сменит Теодор (Тим) Солсо. Солсо 66 лет, он был председателем совета директоров и исполнительным директором американской компании по производству дизельных двигателей Cummins Inc, а с июня 2012 года он входит в совет директоров GM.

Происходят в руководстве GM и другие перестановки. Повышен в статусе финансовый директор корпорации, 41-летний Дэн Амман — он теперь также занимает позицию президента GM. Амман будет руководить региональными операциями GM по всему миру, а также возглавлять мировые бренды Chevrolet и Cadillac и отвечающее за кредиты подразделение GM Financial. Возглавлявший ранее североамериканское отделение GM Марк Реусс займет пост Барра в отделе разработки новых продуктов и закупок. Алан Бейти, руководитель глобального бренда Chevrolet и отдела американских продаж и маркетинга, займет место Реусса. «Перед нами пример командной, а не индивидуалистической культуры, — комментирует Акерсон кадровые изменения. — Мэри — неотъемлемая часть успеха новой команды, но остальные менеджеры тоже умеют отлично работать».

Барра не любит демонстрировать собственное эго. Для ее стиля руководства, скорее всего, будут характерны те же черты, что вознесли ее с поста молодого специалиста, пришедшего в 1980 году на завод GM, на самую вершину американской корпоративной индустрии. Она открыта и готова к сотрудничеству, но в то же время склонна к тщательной систематической работе. Она всегда интересуется мнениями других людей, но ее характер определяют те самые черты, из-за которых она описывает себя, как «ботаника». По словам Мелиссы Хоуэлл, вице-президента глобального подразделения GM по управлению персоналом, эмоциональные аргументы с Барра не проходят. «Мэри всегда опирается только на факты», — говорит ее коллега.

А факты, касающиеся GM, таковы: сейчас компания здоровее, чем была в течение всех предыдущих кризисных и посткризисных лет. Однако Барра предстоит еще очень многое сделать. Ее предшественник Акерсон провел большую часть своего трехлетнего срока на посту гендиректора, собирая по кусочкам то, что осталось от правительственной помощи GM. Быстрое прохождение за 39 дней процедуры банкротства позволило GM начать все заново — с меньшим долгом, более низкими трудовыми затратами и меньшим количеством брендов, которые надо было поддерживать.

Однако компания все равно была еще очень больна.

Затем Акерсон разобрался с  решением оперативных вопросов в GM, назвав этот процесс «прокладыванием труб и протягиванием проволоки», а также со структурными рисками, дестабилизировавшими компанию в течение нескольких десятилетий. Так, например, в 2012 году GM потратила $29 млрд из своего пенсионного фонда, предложив уходившим на пенсию «белым воротничкам» огромные отступные.

Кроме того, Акерсон счел, что GM нужно лучше работать с первичной информацией, и перестроил всю систему информационных технологий, в которой уже много десятилетий работали на аутсорсе сторонние специалисты. Также компания пересмотрела свою запутанную финансовую отчетность и добилась того, что теперь можно проследить доходность каждой машины по ее серийному номеру, в какой бы части света она ни была продана.

В разгар кризиса 2008-2009 годов GM продала свое кредитное подразделение, но затем создала кэптивную страховую компанию, облегчив таким образом получение займов для клиентов и дилеров. Наконец, цепочка хорошо встреченных на рынке продуктов, таких как Cadillac ATS, Chevrolet Impala и Chevrolet Silverado, доказывает, что GM по-прежнему способна проектировать и производить машины высокого класса.

В 2010 году GM провела второе по размерам в истории США IPO, а 9 декабря, когда правительство продало последнюю порцию своих акций, компания окончательно избавилась от псевдонима Government Motors. Автопроизводитель снова занял свое место в биржевом индексе S&P 500 и вернул себе кредитный рейтинг инвестиционного класса агентства Moody’s. Корпорация была доходной на протяжении 15 кварталов подряд и принесла почти $30 млрд прибыли до уплаты процентов и налогов.

Барра должна унаследовать лучшие практики предшественника и укрепить позитивные тенденции в восстановлении позиций бизнеса GM. «И не говорите мне, что ваше домашнее задание съела собака, наших клиентов это не волнует», — с такими формулами она теперь обращается к подчиненным.

Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Могут ли российские футболисты покупать шампанское за €250 000, а премьер-министр ботинки за 50 000 рублей?
Проголосовало 12644 человека
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.