Как первая в истории GM женщина-гендиректор будет руководить корпорацией | Бизнес | Forbes.ru
$57.9
69.15
ММВБ2060.24
BRENT56.42
RTS1120.13
GOLD1294.21

Как первая в истории GM женщина-гендиректор будет руководить корпорацией

читайте также
+137 просмотров за сутки10 женщин из списка величайших бизнес-умов современности +186 просмотров за суткиЛюбви все рейтинги покорны: одно личное мнение +93 просмотров за суткиМиф или реальность: существует ли гендерное неравенство в российских IT-компаниях? +60 просмотров за суткиВыход в никуда: как безболезненно вернуться на работу из декретного отпуска +19 просмотров за суткиРасставание на удачу: как англичанка Аиша Вардаг построила бракоразводную империю +66 просмотров за суткиБерти Чарльз Форбс: «Как женщине попасть в бизнес, если она не хочет быть стенографисткой?» +38 просмотров за суткиПроблемы рынка: японские компании намерены покрыть дефицит сотрудников с помощью домохозяек +9 просмотров за суткиНезваная гостья: зачем топ-менеджер Club Med путешествует по миру инкогнито +40 просмотров за суткиБедность или новые возможности: сколько женщин в мире запускают свое дело и чем они руководствуются +91 просмотров за суткиВот как это делается, дамы! История одного из первых бизнес-коучей для женщин +36 просмотров за суткиFake it until you make it: как воображаемый кофаундер помог двум художницам раскрутить свой бизнес +69 просмотров за суткиБрижит Макрон: 20 цитат о любви, политике и моде +62 просмотров за суткиЧистосердечное признание: как правильно бояться карьерного роста, чтобы не упустить его. Женская версия +59 просмотров за суткиРазмер не имеет значения: Мосгорсуд поддержал бортпроводниц в споре с «Аэрофлотом» +62 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +29 просмотров за суткиУроки Линды Вайнман: как она создала и продала Lynda.com за $1,5 млрд +3 просмотров за суткиIT Crowd: богатейшие женщины в технологическом секторе — 2017. Рейтинг Forbes +63 просмотров за суткиОбщие задачи: как топ-менеджеру делегировать полномочия и не пошатнуть свои позиции в компании +31 просмотров за суткиНемалая розница: правила успешной работы женщины в ретейле На здоровье: как проекты зарабатывают на особенностях женского организма +4 просмотров за суткиСила слабости: как управлять мультикультурной командой
Бизнес #General Motors 15.01.2014 06:00

Как первая в истории GM женщина-гендиректор будет руководить корпорацией

Джоанна Мюллер Forbes Contributor
Мэри Барра фото Reuters
15 января Мэри Барра официально вступает в должность гендиректора General Motors. Чего ждут от нее клиенты и акционеры корпорации?

Когда сотрудница General Motors, женщина средних лет, увидела, как входит в комнату новый генеральный директор компании Мэри Барра, у нее мурашки пошли по коже. «Я не шучу: у меня волоски на руках встали дыбом, — рассказывает она Forbes. — У нас теперь есть собственная королева!» 

На самом деле 51-летнюю Барра никак нельзя назвать монархом или, хуже того, диктатором.

 

Она просто тихий, любящий математику «ботаник» (так гендиректор GM называет сама себя), который обожает решать проблемы.

И это внушает надежду сотрудникам: в последние годы американский автомобилестроительный гигант с трудом избавляется от заработанной в годы кризиса репутации одной из самых неповоротливых мировых корпораций.

«Я знаю, чем может быть эта компания, я знаю, на что она способна. Нам в GM просто нужно убедиться, что мы работаем над тем, над чем нужно работать», — говорила Барра в интервью Forbes в 2011 году, когда возглавила отдел разработки новых продуктов GM. С 15 января 2014 года Мэри официально занимает пост гендиректора — вместо уходящего на пенсию Дэна Акерсона.

Большую часть своей карьеры в GM она провела, управляя заводами и пытаясь стандартизировать производственный процесс в офисах по всему миру. В последние годы, возглавив самое ресурсозатратное и сложное отделение корпорации, Барра работала над сокращением издержек с помощью разработки большего количества моделей с взаимозаменяемыми деталями, а также заставляла сотрудничать друг с другом два мощных отделения GM — закупок и разработки. Она сократила целый слой управленцев и увеличила полномочия главных инженеров GM, возложив на них ответственность за стоимость, качество и конкурентоспособность продукции.

 

«Мэри пришла в организацию, находившуюся в хаотическом состоянии, и привнесла в нее  порядок», — говорит Акерсон, называя ее «одним из самых талантливых руководителей, которых он когда-либо встречал».

Мэри познакомилась с процессом руководства GM еще в середине 1990-х годов, когда была помощницей бывшего гендиректора и председателя совета директоров компании Джека Смита. Она даже короткое время возглавляла отдел по управлению персоналом — в самый тяжелый период, последовавший за объявлением банкротства GM в 2009 году.

Впрочем, руководство GM не будет возложено исключительно на плечи Барра. Впервые за много десятилетий совет директоров GM решил разделить посты гендиректора и председателя совета директоров. Это компании посоветовали специалисты по корпоративному управлению, которые считают, что для защиты интересов акционеров GM не следует давать одному человеку слишком большую власть.

Если Барра будет гендиректором, то на посту председателя совета директоров Акерсона сменит Теодор (Тим) Солсо. Солсо 66 лет, он был председателем совета директоров и исполнительным директором американской компании по производству дизельных двигателей Cummins Inc, а с июня 2012 года он входит в совет директоров GM.

Происходят в руководстве GM и другие перестановки. Повышен в статусе финансовый директор корпорации, 41-летний Дэн Амман — он теперь также занимает позицию президента GM. Амман будет руководить региональными операциями GM по всему миру, а также возглавлять мировые бренды Chevrolet и Cadillac и отвечающее за кредиты подразделение GM Financial. Возглавлявший ранее североамериканское отделение GM Марк Реусс займет пост Барра в отделе разработки новых продуктов и закупок. Алан Бейти, руководитель глобального бренда Chevrolet и отдела американских продаж и маркетинга, займет место Реусса. «Перед нами пример командной, а не индивидуалистической культуры, — комментирует Акерсон кадровые изменения. — Мэри — неотъемлемая часть успеха новой команды, но остальные менеджеры тоже умеют отлично работать».

Барра не любит демонстрировать собственное эго. Для ее стиля руководства, скорее всего, будут характерны те же черты, что вознесли ее с поста молодого специалиста, пришедшего в 1980 году на завод GM, на самую вершину американской корпоративной индустрии. Она открыта и готова к сотрудничеству, но в то же время склонна к тщательной систематической работе. Она всегда интересуется мнениями других людей, но ее характер определяют те самые черты, из-за которых она описывает себя, как «ботаника». По словам Мелиссы Хоуэлл, вице-президента глобального подразделения GM по управлению персоналом, эмоциональные аргументы с Барра не проходят. «Мэри всегда опирается только на факты», — говорит ее коллега.

А факты, касающиеся GM, таковы: сейчас компания здоровее, чем была в течение всех предыдущих кризисных и посткризисных лет. Однако Барра предстоит еще очень многое сделать. Ее предшественник Акерсон провел большую часть своего трехлетнего срока на посту гендиректора, собирая по кусочкам то, что осталось от правительственной помощи GM. Быстрое прохождение за 39 дней процедуры банкротства позволило GM начать все заново — с меньшим долгом, более низкими трудовыми затратами и меньшим количеством брендов, которые надо было поддерживать.

 

Однако компания все равно была еще очень больна.

Затем Акерсон разобрался с  решением оперативных вопросов в GM, назвав этот процесс «прокладыванием труб и протягиванием проволоки», а также со структурными рисками, дестабилизировавшими компанию в течение нескольких десятилетий. Так, например, в 2012 году GM потратила $29 млрд из своего пенсионного фонда, предложив уходившим на пенсию «белым воротничкам» огромные отступные.

Кроме того, Акерсон счел, что GM нужно лучше работать с первичной информацией, и перестроил всю систему информационных технологий, в которой уже много десятилетий работали на аутсорсе сторонние специалисты. Также компания пересмотрела свою запутанную финансовую отчетность и добилась того, что теперь можно проследить доходность каждой машины по ее серийному номеру, в какой бы части света она ни была продана.

В разгар кризиса 2008-2009 годов GM продала свое кредитное подразделение, но затем создала кэптивную страховую компанию, облегчив таким образом получение займов для клиентов и дилеров. Наконец, цепочка хорошо встреченных на рынке продуктов, таких как Cadillac ATS, Chevrolet Impala и Chevrolet Silverado, доказывает, что GM по-прежнему способна проектировать и производить машины высокого класса.

В 2010 году GM провела второе по размерам в истории США IPO, а 9 декабря, когда правительство продало последнюю порцию своих акций, компания окончательно избавилась от псевдонима Government Motors. Автопроизводитель снова занял свое место в биржевом индексе S&P 500 и вернул себе кредитный рейтинг инвестиционного класса агентства Moody’s. Корпорация была доходной на протяжении 15 кварталов подряд и принесла почти $30 млрд прибыли до уплаты процентов и налогов.

Барра должна унаследовать лучшие практики предшественника и укрепить позитивные тенденции в восстановлении позиций бизнеса GM. «И не говорите мне, что ваше домашнее задание съела собака, наших клиентов это не волнует», — с такими формулами она теперь обращается к подчиненным.