Невозможная троица: как российские санкции разрушают Таможенный союз - Мнения
$59.36
69.24
ММВБ1925.13
BRENT48.02
RTS1024.89
GOLD1255.07

Невозможная троица: как российские санкции разрушают Таможенный союз

читайте также
+76 просмотров за суткиДюжина несогласных: компании США призвали пересмотреть проект новых санкций против России +1075 просмотров за суткиАлександр Аузан: «Сейчас мы отдаем государству в виде налогов 48 копеек с рубля» +271 просмотров за суткиТурбины для Крыма: как избежать новых подозрений +85 просмотров за суткиДальневосточное разочарование: санкции нарушили план Японии по разведке российской нефти +159 просмотров за суткиДобрая воля: США назвали условия возвращения России дипсобственности +63 просмотров за суткиСерьезное нарушение: новые поставки турбин в Крым в обход санкций +43 просмотров за суткиЭффект бумеранга: санкции против России могут навредить американским энергетическим компаниям +49 просмотров за суткиДипломатический вызов: администрация Трампа поддержала новые санкции против России +37 просмотров за суткиПредвестник финансового шока: что ждет глобальный рынок во второй половине года? +8 просмотров за суткиВ обход санкций. Siemens начала расследование из-за сообщений о поставках турбин в Крым +20 просмотров за суткиДавление элит: сенаторы США просят Трампа не возвращать России изъятую дипсобственность +11 просмотров за суткиМрачные тени: санкции и цены на нефть ставят под угрозу суверенный кредитный рейтинг России +14 просмотров за сутки«Адекватная реакция»: Путин продлил продовольственное эмбарго на полтора года +4 просмотров за суткиНовые санкции: угрозы для бизнеса и стратегии защиты +10 просмотров за сутки«Проблемы для Техаса»: Сенат США доработал законопроект о санкциях против России +30 просмотров за суткиСыграть на минимуме: какие точки роста есть на просевшем фондовом рынке? +5 просмотров за суткиПисьменно и единогласно: ЕC продлил секторальные санкции против России еще на полгода +27 просмотров за суткиСтранные санкции. Приведет ли новая изоляция России к дворцовому перевороту в Кремле? +88 просмотров за суткиPR и санкции: «Новатэк» сменил своего лоббиста в США +1 просмотров за сутки«Русофобская одержимость»: Лавров оценил новые санкции США против России +10 просмотров за суткиПлюс ЧВК «Вагнер» и структуры ресторатора Пригожина: США расширили антироссийские санкции

Невозможная троица: как российские санкции разрушают Таможенный союз

PhotoXPress
России придется либо отказываться от полноценной евразийской интеграции, либо отменять продуктовое эмбарго, либо закрывать глаза на его нарушение

Сегодня, 2 декабря, на переговорах в Минске Россия и Белоруссия попытаются разрешить очередной торговый спор. На прошлой неделе президент Александр Лукашенко дал понять, что Белоруссию не устраивают ограничения на транзит через территорию России продукции ЕС, следующей в Казахстан и другие страны, и закрытие российского рынка для десятков белорусских мясомолочных предприятий.

Проблемы были вполне предсказуемы. Смысл таможенного союза заключается в проведении согласованной торговой политики и свободном перемещении товаров по единой таможенной территории. Введение Россией одностороннего эмбарго на поставки продовольствия из США, ЕС, Австралии, Норвегии и Канады вместе с отсутствием таких решений у Белоруссии и Казахстана — пример противоположной политики, которая в принципе несовместима с единой таможенной территорией.

Если товар пересекает белорусскую границу, отсутствие таможенного контроля между Россией и Белоруссией обеспечивает свободный доступ товара на российскую территорию.

 

После введения Россией антисанкций у остальных партнеров по Евразийскому союзу и в первую очередь из-за географического положения у Белоруссии появляется два способа заработать.

Первый («белый») способ заключается в том, что европейские производители, потеряв доступ на российский рынок, вынуждены продавать на доступные рынки (в частности, в Белоруссию) свое сельскохозяйственное сырье и готовую продукцию пищевой промышленности. Дешевая готовая продукция частично замещает на рынке белорусские продукты, а белорусские производители начинают закупать подешевевшее сырье из стран ЕС, что дает им дополнительные конкурентные преимущества и возможность увеличить свои поставки в Россию. Такая схема полностью легальна, поскольку, согласно действующим в СНГ правилам определения страны происхождения товаров, товар считается белорусским, если он подвергнут достаточной переработке на территории Белоруссии. Формально необходима смена хотя бы одного из первых четырех знаков в коде товарной номенклатуры Таможенного союза, поэтому, например, изготовленные на белорусском предприятии рыбные консервы (относятся к группе 1604), в производстве которых использовался норвежский лосось (относится к запрещенной к ввозу на территорию России группе 0302), будут являться белорусским товаром, на который не распространяется российское эмбарго.

Второй («серый») способ — хорошо известный и вполне доступный в условиях отсутствия таможенной границы реэкспорт европейских товаров под видом белорусских либо за счет подмены документов, либо за счет оформления в виде транзита в третьи страны. Такая схема особенно хорошо работает для тех товаров, аналоги которых производятся в Белоруссии: европейские овощи и мясо выдать за белорусские в больших объемах значительно проще, чем морепродукты или фрукты.

С одной стороны, эти две возможности смягчают негативные для российских потребителей последствия продовольственного эмбарго, причем второй способ при полной прозрачности таможенной границы вообще может свести потери потребителей к минимуму. С другой стороны, появление запрещенных товаров на российском рынке прямо противоречит постановлению правительства о введении ответных санкций.

В стандартных условиях за соблюдение эмбарго отвечает таможня, но поскольку таможенная граница с Белоруссией отсутствует, «крайними» становятся органы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля (Россельхознадзор и Роспотребнадзор). Поэтому Россельхознадзор для прикрытия второго канала вынужден выступать с инициативами ограничений поставок или запрета транзита через белорусскую территорию.

Одновременно с этим ограничить рост конкурентоспособности белорусских предприятий за счет первого способа, ссылаясь на эмбарго, нельзя, поэтому приходится «находить» в этой продукции запрещенные вещества, делающие ее не соответствующей санитарным и ветеринарным требованиям. В ответ белорусская сторона заявляет о возможности ответных действий: органы санитарного надзора Белоруссии также могут «обнаружить» в российской продукции нарушение санитарных норм.

 

К сожалению, такая ситуация лишь провоцирует торговые войны, странные на фоне планов дальнейшей интеграции.

Как известно, 1 января 2015 года на базе Таможенного союза должен начать работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Сложившаяся ситуация очень хорошо иллюстрирует важную проблему функционирования ЕАЭС, которая заключается в наличии нетарифных барьеров во внутренней торговле, в данном случае в части санитарного и фитосанитарного регулирования. Страны не договорились о взаимном признании санитарных и ветеринарных сертификатов, не принято решение о едином органе санитарного и фитосанитарного надзора. Вместо этого пошли по пути гармонизации: по многим нормам принимаются технические регламенты Таможенного союза, превалирующие над национальными техническими регламентами. Однако этого явно недостаточно: по одним и тем же правилам органами надзора разных стран будут приниматься разные решения, в зависимости от политической целесообразности. Достаточно вспомнить российско-белорусские торговые войны 2009 года, заявления о резком снижении качества белорусского молока после ареста гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера летом 2013 года.

Конечно, органы санитарного контроля во всех странах иногда используются в качестве инструмента торговой политики, но использовать его внутри организации, называющей себя «экономическим союзом», — это явный перебор.

В макроэкономике хорошо известен феномен «невозможной троицы»: в условиях свободы перемещения капитала невозможно достаточно долго одновременно управлять и обменным курсом, и денежной массой. В современных условиях в ЕАЭС возникает своя «невозможная троица».

 

В условиях действия российского одностороннего эмбарго невозможно одновременное полноценное функционирование Таможенного союза и добросовестное выполнение Россельхознадзором своих ведомственных обязанностей.

Если функционирует Таможенный союз, подразумевающий как минимум отсутствие таможенной границы между Россией и Белоруссией, и действует эмбарго, то Россельхознадзор не выполняет постановление правительства, поскольку товары из запрещенного списка проникают на российскую территорию беспрепятственно.

Если действует эмбарго и Россельхознадзор выполняет свои функции, то фактически действуют ограничения на поставки товаров из Белоруссии (в т. ч. частично возвращается контроль на границе), и рассуждать о полноценном таможенном, не говоря уже об «экономическом», союзе не приходится.

Таким образом, поскольку одновременно выполнение этих трех условий невозможно, а Белоруссия и Казахстан едва ли согласятся присоединиться к российским запретам на ввоз продовольствия, придется либо отказываться от полноценной евразийской интеграции, либо отменять одностороннее эмбарго, либо, не отказываясь формально от российских антисанкций, закрывать глаза на их неисполнение.