Кино и думцы: чем закончатся попытки ограничить прокат иностранных фильмов | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Кино и думцы: чем закончатся попытки ограничить прокат иностранных фильмов

читайте также
+21 просмотров за суткиГде посмотреть балет «Щелкунчик» до Нового года +15 просмотров за суткиКазус Мединского: нужна ли научная степень чиновнику Хищения в области культуры: «Седьмая студия» Серебренникова и еще топ-пять громких дел Топ-5 майских арт-событий +1 просмотров за суткиМинимализм снаружи, максимализм внутри: россиянка Юлия Пересильд – амбассадор швейцарского часового бренда +17 просмотров за суткиОперный театр: что слушать на Рождество NET покажет: как провести фестиваль с крошечным бюджетом в 15 млн рублей +3 просмотров за сутки“Майами наш”: почему российские бизнесмены и бандиты селятся в башнях Трампа +2 просмотров за суткиБуря в бокале: на рынке бордоских вин намечается очередной передел статусов Бизнес победившей культуры: почему стратегические вопросы вторичны Музыка после Освенцима: почему «Пассажирка» Вайнберга нужна в современной России Ставка на кулака. Российская экономика возвращается в традиционную нишу +1 просмотров за суткиНовый омбудсмен Анна Кузнецова как символ нашего времени Чему учат топ-менеджеров обыски в компании Вексельберга +7 просмотров за суткиЧеловек в медицинском эксперименте: пределы контроля +1 просмотров за суткиПрививка перемен: зачем начальникам учиться +1 просмотров за суткиМедведев лучше, чем не-Медведев После Рио: стоит ли бизнесу поддерживать спортивные федерации Благословенная пустота: в чем польза плохой исторической памяти "Изобретатели велосипедов": как устроены семейные офисы российских миллиардеров Процент идиотов: что общего у селфи с терроризмом
Мнения #культура 29.03.2013 14:51

Кино и думцы: чем закончатся попытки ограничить прокат иностранных фильмов

Сельянов Сергей Forbes Contributor
Афиша кинофильма «Кто вы, доктор Зорге?», режиcсер Ив Чампи, 1961 год Фото Foto SA / Corbis
Предложения депутатов приведут к культурной изоляции страны, росту цен на билеты и закрытию кинотеатров

Как известно, в Думе обсуждаются два законопроекта от вице-спикера Сергея Железняка. Один предполагает отмену льготы по НДС на выручку от продажи билетов на иностранные фильмы в кинотеатрах. Второй устанавливает квоты на показ российского кино — не менее 20% проката.

Для начала о квотах. Предлагаемые меры ограничат доступ зрителя к иностранному кино. Кинотеатры будут вынуждены показывать отечественные фильмы, даже если на них никто не будет ходить. Есть большая вероятность, что мы вернемся к советскому времени, когда на экраны допускалось всего семь американских фильмов в год. И если американский фильм собирал очень много денег, а так естественно и случалось, то выручка эта расписывалась по разным значительным, с точки зрения идеологии, советским картинам. Комедиям Гайдая ничего не добавляли, а какой-нибудь картине про революцию приписывали часть сборов американского фильма.

Зачем нам такая ерунда?

Если постараться, то можно найти в этом бессмысленном инструменте квотирования только один позитивный момент, хотя вряд ли законодатели о нем думали. Я говорю об ограничении проката в России тех американских фильмов B и C класса, которые, откровенно говоря, «проваливаются». Они собирают меньше $1 млн, что по российским меркам считается провалом, если это не арт-фильм. Всего на экраны выходит 200-230 американских фильмов, из них около ста — это те самые «провальные» картины, которые российскому зрителю не нужны. Они просто занимают место в кинотеатре. Не лучше ли оставить только те зарубежные фильмы, которые действительно являются объектами культуры, пусть массовой, но культуры?

Предложение по отмене льготы по НДС на выручку от продажи билетов на зарубежные фильмы не менее увлекательно.

Складывается ощущение, что главная задача авторов законопроекта — «пнуть» американцев, но если внимательно изучить вопрос, то приходится признать: к ним он не имеет никакого отношения. Не все понимают, что американские компании — правообладатели зарубежных фильмов уже платят НДС в российский бюджет. Возьмем студию 20th Century FOX, которая является правообладателем многих фильмов, который показывают в России. Деньги от проката такого фильма делятся на две равные части. Половина остается в кинотеатре, половина отправляется прокатчику, который представляет интересы правообладателя, то есть 20th Century FOX. Вот с этой половины дохода от показа иностранного фильма в любом случае платится налог на добавленную стоимость. Я не уверен, что авторы законопроекта понимают то, что я имею в виду. Скорее всего, нет. Это означает что 20th Century FOX, иностранная компания, облагается налогом, все в порядке — это справедливо и правильно.

Вторая половина сборов имеет отношение только к российским организациям — кинотеатрам. В настоящий момент, как учреждения культуры, они освобождены от уплаты НДС за показ всех без исключения фильмов. В предлагаемом депутатами законопроекте речь идет об обложении НДС кинотеатров в части проката зарубежного кино.

Разумеется, главным следствием будет повышение цен на билеты, которые у нас и сейчас заоблачные, и нужно бороться за то, чтобы цена снижалась.

У кинотеатров не будет другого выхода, кроме как переложить это бремя на зрителя. Сразу появляется вопрос: почему они не могут из своих внутренних резервов платить, из своей огромной прибыли? Дело в том, что такой прибыли у них уже давно нет. Было золотое время, но оно прошло. Сейчас срок окупаемости вложений в новый кинотеатр составляет, в среднем, восемь лет, при самом удачном стечении обстоятельств — не менее шести. Кинотеатральный бизнес сейчас имеет очень невысокую рентабельность, и той самой «нечеловеческой» прибыли, из которой можно оплатить налог, просто нет. После отмены льготы срок окупаемости увеличится до 10-12 лет, инвесторы перестанут вкладывать деньги в строительство новых кинотеатров, потому что и 8 лет — это уже слишком много. Если кинотеатры заставят платить НДС за показ иностранных фильмов, кто-то продолжит работу, а кто-то может не выдержать и закрыться. И кому от этого будет хорошо?

Сейчас половина населения страны вообще не имеет возможности смотреть фильмы в кинотеатрах современного уровня. И вот этим действительно надо заниматься.

С нами, с киноиндустрией, депутаты по поводу законопроекта не разговаривали. Они ведь лучше всех все понимают. Хочется вручить товарищу Железняку кинотеатр, пусть он заплатит за него свои деньги и год с ним поживет. Тогда, может быть, его позиция изменится.

Я, как продюсер, заинтересован в том, чтобы российское кино занимало должное место в прокате, мы делаем фильмы для кинотеатров, для зрителя. И даже я говорю: ни в квотировании, ни в отмене льготы по НДС нет никакого смысла. Протекционизм, помощь, поддержка государства в продвижении российского кино, естественно, приветствуются. Вопрос в инструментах.

Для того чтобы доля российского кино в прокате увеличилась, нужно увеличить количество фильмов за счет инвестиционных и государственных денег. И конечно, для производства качественного кино нужны кадры. Настала пора модернизировать систему образования, чем Ассоциация продюсеров, которую я представляю, занимается. Ведь без режиссеров, без сценаристов и многих других профессий дай нам вдвое больше денег — мы не сможем качественно их использовать. Кино делается людьми талантливыми, профессиональными, делается сердцем, руками, мозгом, печенкой, всем! И вот этих людей у нас недостаточно. Система образования неплоха для авторского кино, где у нас сегодня хорошие позиции и уже есть успехи. А вот что касается зрительского кино, под него система образования не заточена, и нужно это менять.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться