Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды | Мнения | Forbes.ru
$57.58
68.81
ММВБ2051.63
BRENT56.82
RTS1123.24
GOLD1297.19

Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды

читайте также
+51 просмотров за сутки«Я, Берлускони». Как блестящий эгоист стал европейским медиамагнатом Другой угол зрения: к концу года платные просмотры для онлайн-кинотеатров станут доходнее рекламы +1 просмотров за суткиБыть женой президента: эволюция стиля Клэр Андервуд из сериала «Карточный домик» +1 просмотров за суткиКак интернет поменяет индустрию радио в ближайшие несколько лет? +226 просмотров за суткиВеликолепный век турецкого телевидения: как Турция стала мировым экспортером сериалов +1 просмотров за суткиДержи экран шире: на чем зарабатывают онлайн-кинотеатры Один из «Миллиардов»: кто вы в большом бизнесе Фемида в юбке: в чем сила главной героини сериала «Хорошая борьба» +7 просмотров за суткиМука-любовь: фильм недели – минисериал «Анна Каренина» +7 просмотров за суткиМиллиард на миллиарде: как устроен мировой сериальный бизнес. Разбираем «Игру престолов» +152 просмотров за суткиГлавный по юмору на ТНТ — о сценарии «Универа» и о том, над чем смеются топ-менеджеры «Газпрома» +8 просмотров за суткиСкандал и Познер: как телевидение провоцирует общество +1 просмотров за суткиСамые ценные спортивные бренды 2016 года: события. Рейтинг Forbes Игрок на замену: как выглядели российские атлеты в экипировке Bosco +3 просмотров за суткиТелевизор онлайн: что ждет видеорекламу в интернете «Твин Пикс», «Табу» и еще 15 самых интересных сериалов 2017 года +1 просмотров за суткиВатсон или Мориарти +2 просмотров за суткиПолковника никто не помнит: как живет Ливия без Муаммара Каддафи +3 просмотров за суткиЮжная Корея без президента: импичмент входит в моду Молись и кайся: что делать, если вы попались на допинге +1 просмотров за суткиЗвук цивилизации: почему музыка уходит в стриминговые сервисы

Телевизор Олимпиады и Украины: рекорды пропаганды

Бородина Арина Forbes Contributor
фото ИТАР-ТАСС
Арина Бородина специально для Forbes подводит итоги телесезона 2013/2014 на основных российских телеканалах. Часть вторая

О том, почему «Первый канал» обошел конкурентов и как Олимпиада оказалась популярнее новогоднего обращения Путина, читайте в первой части материала Арины Бородиной.

Что еще смотрела страна по телевидению, кроме Олимпиады и пропаганды, читайте в третьей части материала Арины Бородиной.

Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

Доля телепрограммы – количество человек, смотревших данный канал (программу), среди общего количества телезрителей в рассматриваемый момент времени. Выражается в процентах

 

Высокие рейтинги олимпийских трансляций могут служить вполне убедительным аргументом в споре с противниками Игр о том, нужна ли была гражданам России Олимпиада в Сочи. Телевизионная аудитория точно встретила ее на ура.

Но еще более эффективно сработала телевизионная пропаганда в отношении Крыма и Украины в целом.

Все без исключения эфирные российские телеканалы, где выходят выпуски новостей («Первый», «Россия 1», НТВ, «ТВ Центр», «Пятый», «РЕН ТВ», «Звезда», «Россия 24»…), выступили единым фронтом с идеологической разнарядкой российской власти. Такого мощного залпа по зрительской аудитории еще не было ни у одной политической кампании — ни у выборов президента Путина, ни у съездов «Единой России», ни даже у войны с Грузией в 2008 году. Начиная с февраля и до настоящего момента подавляющая часть ежедневных выпусков новостей и итоговых программ трех главных федеральных телеканалов посвящена только теме Украины. Внутренняя жизнь России и ее граждан практически исчезла с экранов телевизоров. Весной в новостях вообще прекратили рассказывать и вспоминать о том, что в Российской Федерации есть отдельные регионы и области, есть посевные и надои, строительство дорог и мостов и даже все та же «Единая Россия».

После того как Крым стал российской территорией, из телевизора совсем исчезли проблемы, которые пусть и с сильными перебоями, но все-таки иногда доходили до телеэкрана.

Никто не рассказывал зрителям про их пенсии (аудитория узнавала только про начисление ставок для крымских пенсионеров), про проблемы ЖКХ, больницы, детские сады, школы, детские дома — все куда-то растворилось. Об этом российское телевидение уже не вспоминало. На экране был один Крым и еще зловещая Украина. Ее новый страшный образ телезрителям страны сформировали очень быстро. Фактически во всех телевизорах  звучала только одна точка зрения: на Украине «фашисты», «нацисты», «бандеровцы», «каратели», «бандиты»... Без всяких оговорок и отступлений. Вся Украина в эфире российского телевидения стала фашистским государством. В этой идеологической риторике особенно преуспели каналы ВГТРК и главная программа «Вести недели» с Дмитрием Киселевым.

В среднем в течение трех месяцев в «Вестях» в 20:00 и в программе «Время» было по 10 сюжетов продолжительностью от 7 до 10 минут каждый, посвященный только одной теме и одной мысли — на Украине окопалась «киевская хунта», которая ведет «карательную операцию». А всего за день таких выпусков выходило десятки! Новости вместо стандартных 20-30 минут (максимум 40) продолжались по часу, а то и больше. Итоговые программы «Вести недели» («Россия 1») и «Воскресное Время» («Первый») еще с марта перешли на двухчасовой режим вещания. И основные темы — антиукраинские.

Почти два месяца госканалы, часто без объявления, меняли свои программные сетки, смещали время выхода главных сериалов и популярных развлекательных программ. Некоторые проекты вообще слетали с эфира, а вместо них выходили ежедневные многочасовые политические дискуссионные форматы с одним и тем же набором гостей (причем на двух госканалах) и с одной монотемой: на Украине все враги, и враг у ворот. Звучали и открытые призывы вводить войска на территорию Украины. Не отставало и НТВ, где появлялись целые циклы (чаще всего по выходным дням в разгар вечера), посвященные различным политическим лидерам Украины. Достаточно было услышать название фильма «Принцесса у параши» (посвящен Юлии Тимошенко, показывали в субботний прайм-тайм), чтобы представить себе уровень «расследования» в эфире общенационального телеканала НТВ.

А на «России 1» доходило до того, что «Вести» в 20:00 шли почти час, потом уходили на «перерыв», где показывали «Спокойной ночи, малыши!», а потом снова возвращались в эфир, и после прощания с детьми Хрюши, Степашки и других героев на государственном российском канале в «Вестях» продолжали еще около часа рассказывать зрителям про украинских «бандеровцев» и «фашистов». Потом кто-то на ВГТРК понял, что «Спокойной ночи...» на этом пропагандистском фронте все-таки лишние и мешают идеологическим задачам. И их отправили  уже на мирный канал «Культура», где они сейчас и выходят, а «Вести» продолжали уже без программных помех больше часа в прайм-тайм сражаться с «киевской хунтой».

Официальной войны между Россией и Украиной никто не объявлял.

Но в российском эфире шла настоящая информационная война с полной мобилизацией пропагандистских ресурсов, направленная на уничтожение отношений между этими странами.

Иногда, правда, в эфире доходило до полного абсурда. В апреле в эфире двух российских телеканалов случилась история, которая должна войти в учебники журналистики о том, до чего может довести пропагандистский раж.

В одном из специальных выпусков НТВ «Чрезвычайное происшествие», который не был объявлен в эфире, показали сюжет из Николаева. В больничную палату к некоему Андрею Петкову пришел корреспондент НТВ. В ходе сюжета с плашкой «Эксклюзив НТВ» (!) выясняется, что этот Андрей, «немецкий наемник», привез для «Правого сектора» €500 000. Но потом в ходе потасовки он был ранен и привезен в больницу. В больнице Андрей фактически соглашается с тем, что да, он немецкий наемник и привез на Украину €500 000 для того, чтобы их использовали в борьбе против «сторонников федерализации».  В этот же вечер, спустя всего полчаса, на канале «Россия 1» в главном выпуске программы «Вести» в сюжете из Николаева показывают того же самого Андрея Петкова в той же самой больничной палате. Но за эти полчаса у одного и того же человека, благодаря российскому телевидению, полностью меняется биография (там вообще много разночтений с НТВ — по поводу гражданства, количества паспортов, профессий, мотивации приезда на Украину...) и политическая позиция. По версии «Вестей», Андрей Петков оказался не «немецким наемником», а наоборот, выступающим против тех, кто поддержал майдан. А эти самые €500 000 (они здесь в сюжете тоже фигурировали) в трактовке корреспондента «Вестей» оказались уже нужны не для «Правого сектора», а для того, чтобы купить форму и помочь «сторонникам федерализации»! Но и в «Вестях», пусть уже и с другими целями, Андрей Петков попал в потасовку и оказался в больнице. Что должен был подумать зритель? Кто перед ним — «немецкий наемник» или «сторонник федерализации»? Кому из двух российских телеканалов — НТВ или «России 1» — верить?

Первыми не выдержали «Вести».

Через два дня в главном выпуске в 20:00 они снова показали Андрея Петкова, посвятив ему уже целый трехминутный сюжет. Он все в той же больничной палате. Но на койке у него появилась георгиевская ленточка (до этого ее не было). Ленточку крупно показывают в кадре, корреспондент в конце добавляет, что она придает Андрею душевных и физических сил. Более того, в сюжете «Вестей» появляются два синхрона по скайпу народного мэра Николаева и кого-то еще из его сторонников. Оба они заверяют зрителей, что Андрей свой, он не в первый раз приезжает, не в первый раз поддерживает народных ополченцев. В общем, такой оптимистический сюжет. Но и это был не конец.

В долгу перед зрителем не осталось и НТВ. Они сделали еще более фантасмагорическое продолжение истории Андрея Петкова. В их новом сюжете (после первого прошла почти неделя) он оказался уже... сумасшедшим. В буквальном смысле слова. В кадре неожиданно появляется найденный родной старший брат Андрея (нестрашно, что братья совсем не похожи, был же "герой" сначала немецким врачом, потом наемником, у которого был то один паспорт, то сразу четыре), живущий в провинции. Брат говорит, что Андрей стоит на учете в психдиспансере (в кадре крупно показывают вывеску психиатрической больницы) и что у него весеннее обострение, а родственники никак не могли его найти и вот увидели по телевизору. Потом на НТВ еще показали какие-то медицинские выписки, подтверждающие сумасшествие Андрея, а сам он на камеру признается (все в той же больничной палате), что да, он не здоров, что он лечится и у него шизофрения. И главное, он совершенно не знает немецкого языка, изучал его по песням на старых грампластинках! И сюжет НТВ так и заканчивается: в кадре звучит песня в плохом качестве на немецком языке, что-то из классических старых советских фильмов о войне про фашистов. А Андрей Петков на скверном немецком пытается ее напевать прямо на камеру.

Это удивительная история пропагандисткой кампании, когда два дружественных друг другу российских общенациональных телеканала даже не смогли договориться между собой, а показывали такую сфабрикованную ерунду, что в их эфирах один и тот же "герой" прошел путь от "немецкого наемника" до соратника народных ополченцев, закончив его рядовым сумасшедшим, выучившим немецкий язык по песням на пластинках. Впрочем, у "Вестей" еще остался шанс. Зрители этого госканала могли не узнать, что Андрей Петков на НТВ "разоблачен" как сумасшедший. Он ведь на "России 1" так и остался борцом и "сторонником федерализации" с георгиевской ленточкой на больничной койке.

Если же говорить об идеологической кампании против Украины через рейтинги, то уникальный рекорд в этом телесезоне принадлежит программе "Время".

Он отчетливо характеризует воздействие пропаганды на российскую телевизионную аудиторию. Если в январе 2014 года по итогам каждой недели у зрителей страны лидером традиционно был Андрей Малахов с "Пусть говорят", а в феврале олимпийские трансляции, то начиная с марта программа "Время" и в Москве, и в других городах становилась самой популярной 13 раз. Исключений всего три: финал детского "Голоса" (апрель), специальный выпуск новостей после парада на Красной площади (9 мая) и финал Чемпионата мира по хоккею, где встречались сборные России и Финляндии (25 мая). Все это выходило на "Первом канале". По итогам недели с 16 по 22 июня программа "Время" тоже отступила. Но вынужденно. Потому что трансляция на "России 1" Чемпионата мира по футболу, где сборная России играла с Бельгией, все-таки интересовала аудиторию гораздо больше - доля там была около 32%. И зрителей можно понять. На неделе с 23 по 29 июня "Время" тоже отступило на одну позицию вниз и тоже из-за футбола - невероятные рейтинги были у ночной трансляции решающего матча российской сборной с Алжиром за выход в 1/8 финала. После часа ночи на "Первом канале" доля аудитории только в Москве составила 54,5% (таких показателей сейчас даже в разгар вечера не бывает).

Весь же остальной сезон самой популярной программой российского эфира была программа "Время" с рекордными показателями, которые получал редкий отечественный сериал. В среднем более четверти всех зрителей Москвы и остальных городов страны включали на "Первом канале" программу "Время" каждый день! Примечательно, что именно в марте, когда Крым стал субъектом РФ, доля "Первого канала" составила более 16%, тогда как у "России 1" было 13,9% зрителей. А итоговая программа "Воскресное «Время»"с Ирадой Зейналовой на неделе, когда в Крыму проводили референдум, получила рекордный показатель, вошедший в число самых популярных телепроектов "Первого" по итогам сезона - с долей около 25%. Показатели "Вестей" и "Вестей недели" на "России 1" тоже увеличились (в среднем от 15-17%  у новостей и от 17-20% у итоговой программы Дмитрия Киселева), но в число самых популярных телепроектов сезона они не вошли. Рейтинги круглосуточного информационного канала "Россия 24" в этом телесезоне тоже выросли благодаря трансляции выпусков с Украины. Если год назад общероссийская доля аудитории "России 24" с сентября 2012 по май 2013 года составила 1,1% (среди зрителей старше 18 лет), то спустя год - 2,3%. Но влияние "России 24" при таком минимальном охвате по сравнению с той же программой "Время", чья доля выше в несколько раз, конечно, было не столь эффективно.

  • Самые популярные проекты телесезона на основных телеканалах с 1 сентября 2013 года по 15 июня 2014 года*

     

  • 1-tv
  • ros1
  • ntv
  • sts
  • tnt
  • ren-tv
  • 5-tv
  • * У «Первого канала» и «России 1» в связи с большим количеством олимпийских трансляций из Сочи представлен топ-20 самых популярных проектов телесезона. У остальных телеканалов — топ-10.

Если российские телезрители больше трех месяцев смотрят программу "Время" каждый день активнее, чем любой сериал, а точка зрения там представлена только одна, не стоит удивляться, что граждане страны в подавляющем большинстве уверены, что на Украине действительно фашизм и нацисты. В этом смысле именно российское, прежде всего государственное, телевидение несет ответственность за ненависть и агрессию людей, россиян и украинцев друг к другу.

Именно телевидение, а не указы и постановления власти оказалось настоящей разрушающей силой в отношениях между Россией и Украиной.

О том, почему «Первый канал» обошел конкурентов и как Олимпиада оказалась популярнее новогоднего обращения Путина, читайте в первой части материала Арины Бородиной.

Что еще смотрела страна по телевидению, кроме Олимпиады и пропаганды, читайте в третьей части материала Арины Бородиной.