Американский инвестор раскритиковал «сумасшедшие профсоюзы» Франции

Правительство социалистов вновь оказалось в центре скандала во Франции из-за левой экономической политики. В роли обвинителя на этот раз выступил гендиректор американского производителя шин Titan International Морис Тейлор. После неудачной попытки приобрести в европейской стране завод у компании Goodyear Tire & Rubber бизнесмен опубликовал открытое письмо на страницах газеты Les Echos, в котором жестко раскритиковал местную трудовую этику и призвал коллег не делать «глупых» инвестиций в государство, где рабочие много получают и мало делают.

Французские власти и профсоюзы вместо исправления ситуации занимаются пустыми разговорами, констатировал Тейлор. По его мнению, намерения президента Франсуа Олланда исправить положение с помощью предоставления бизнесу более гибких возможностей в части сокращения штата и урезания зарплат выглядят запоздалыми и не заинтересуют иностранных инвесторов.

Titan собиралась приобрести убыточное предприятие Goodyear в городе Амьен на севере Франции, но провалила переговоры с трудовым коллективом, который опирался на поддержку коммунистического профсоюза CGT. Рабочие не согласились на увеличение продолжительности рабочей недели для сохранения рабочих мест. После того, как их позицию поддержал министр промышленности Арно Монтебург, у Тейлора сдали нервы. Обращаясь в своем письме к чиновнику, глава Titan не стеснялся в выражениях: «Сэр, в своем обращении вы утверждаете, что хотите, чтобы наша компания вступила в переговоры. Вы думаете, мы настолько глупы?»

Монтебург комментарии предпринимателя без внимания также не оставил. В среду он назвал слова оппонента «экстремистскими» и «оскорбительными». Тейлор, по мнению министра, показал себя «полным невеждой». Франция — второй дом для 20 000 иностранных компаний, которые аккумулируют около 2 млн рабочих мест для граждан страны и создают около трети совокупного объема промышленного экспорта, напомнил чиновник.

Монтебург не впервые выступает в роли защитника угнетенных пролетариев от зарубежных акул бизнеса, напоминает The Wall Street Journal. В 2012 году министру уже пришлось словесно схлестнуться с владельцем металлургической империи ArcelorMittal Лакшми Миталлом. В ответ на планы индийского магната закрыть два производства во Франции правительство устами Монтебурга сначала пригрозило национализировать заводы, а позднее и вовсе объявило миллиардера нежелательным гостем на территории страны.

Критика Тейлора, пусть и сформулированная не самым деликатным образом, отражает общую настороженность предпринимателей относительно перспектив конкурентоспособности французской промышленности. Хотя производительность труда в стране выше, чем в соседней Германии, и почти равна американскому показателю, жесткие условия трудового кодекса делают для бизнеса невозможным увольнение неэффективных сотрудников. А закрытие одного предприятия грозит обернуться общенациональной забастовкой из-за слаженности и радикального настроя профсоюзов.

Правительство страны, несмотря на левую риторику, масштаб проблемы осознает. Уже в марте в парламент должен был быть направлен законопроект, позволяющий компаниям в случае финансовых сложностей уменьшать зарплаты и урезать штат, а также сокращающий возможности рабочих сопротивляться решениям руководства.

То, как тяжело бороться за повышение эффективности предприятия сегодня, в красках описал Тейлор: «Французские рабочие получают высокие зарплаты, но работают всего три часа в сутки. По часу у них уходит на завтрак и ланч и по три часа — на пустую болтовню. Я прямо говорил это в лицо представителям профсоюзов. Они называют это особым «французским путем!»

Обвинения главы Titan ожидаемо спровоцировали бурю эмоций во Франции. «Он перешел разумную черту, — гневался один из лидеров CGT Тьерри Лепаон. — Отвечать на подобные выпады должен не министр, а президент республики, который обязан потребовать уважения к гражданам своей страны».

Проблемы на фабрике Goodyear в Амьене начались в 2007 году. Тогда другой американский инвестор Akron принял решение реструктурировать две свои производственные площадки в городе, а руководство Goodyear поспешило перестроиться под новые реалии и попросило трудовой коллектив перейти на круглосуточный режим работы на конвейере для своевременного снабжения партнера шинами для сельскохозяйственной техники. Рабочие планам работодателя воспротивились. Тогда Goodyear решила сократить штат на 402 позиции. Рабочие подали на компанию в суд за незаконные увольнения.

К 2009 году авторынок погрузился в глубокую рецессию. Менеджмент Goodyear вступил в переговоры о продаже завода в Амьене Titan. Непопулярный план по сокращению 817 рабочих мест тем временем был заблокирован судом.

Тейлор на протяжении двух лет регулярно посещал Францию. Он предлагал сохранить примерно половину ставок на заводе в течение 24 месяцев, но так и смог найти компромисс с CGT, представители которого настаивали на семилетней гарантии. «Мы враждебно восприняли его оферту, потому что не верили в его концепцию проекта», — объясняет профсоюзный активист Мишель Уомен.

В сентябре Titan вышел из переговорного процесса, дипломатично сославшись на «тяжелый социальный климат» в стране. Монтебург с того момента пытался самостоятельно убедить стороны вернуться к дискуссии. В декабре аппарат министра официально сообщил, что Тейлор может вновь попытать счастья за столом переговоров. Это заявление и спровоцировало скандал.

Пока стороны ссорились в медийном пространстве, Goodyear решила проблемный завод закрыть целиком. Сегодня на предприятии выпускается 2000 шин в день при пиковом потенциале в 21 000 единицу продукции. По законам Франции такая диспропорция не позволяет работодателям не платить зарплаты сотрудникам, которые трудятся по два часа в сутки. Именно этот факт особенно возмущал Тейлора: «Titan единственный на сегодня производитель, у которого есть деньги и профессиональная компетенция в шинном бизнесе. Что есть у сумасшедших профсоюзов?»

Впрочем, и родное американское правительство немногим лучше французских социалистов, сокрушался глава Titan. Его расстроил тот факт, что власти США никак не отреагировали на протекционистское субсидирование Китаем своих производителей шин.

По прогнозу Тейлора, в перспективе 5 лет второй по объему производства игрок рынка, французская Michelin (лидер — японская Bridgestone), не сможет продолжать работу на родине. Монтебург парировал: «Хочу напомнить, что Titan в 20 раз меньше Michelin по объему производства и в 35 раз меньше по объему прибыли».

Новости партнеров