СМИ узнали о расчете тарифов для «Платона» на основе устаревших данных

Применение ошибочного коэффициента привело к тому, что на фуры возложили часть ущерба дорогам от других машин, сообщила BBC

В 2012 году Минтранс рассчитал тариф для системы взимания платы с большегрузов «Платон», учитывая устаревшие данные, что в итоге привело к завышению тарифов, сообщает Русская служба BBC.

Минтранс проводил расчеты, основываясь на данных научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР). Ведомство подсчитало, что ежегодно на эксплуатацию федеральных автодорог в России необходимо тратить 181,2 млрд рублей согласно ценам 2010 года. Для выделения ущерба, который приходится на большегрузы, использовалась методика распределения затрат по типам транспортных средств. Как отмечает BBC, Минтранс в своих расчетах использовал «современную немецкую методику» и ссылался на два исследования.

В формуле распределения затрат использовался коэффициент приведения к легковому автомобилю, значение которого составляло 5,5 и оно было взято из немецких исследований, в связи с тем, что советские данные устарели.

Однако Минэкономразвития отмечает, что в данных исследованиях приводился коэффициент 4,5, а не 5,5. Таким образом, подсчеты на основе более высокого коэффициента приводят к тому, что на большегрузы перекладывается часть ущерба, который по факту наносится другими транспортными средствами.

Минтранс, используя коэффициент приведения 5,5, подсчитал, что из суммы в 181 млрд рублей грузовики должны возмещать 56%, что составляет 101,36 млрд рублей в ценах 2010 года. В свою очередь, Минэкономразвития рассчитало, что при использовании коэффициента 4,5 оценку ущерба можно было бы уменьшить. В ответ на замечания Минэкономразвития Минтранс сообщил, что материалах неверно указан источник получения данных, и на самом деле коэффициент был взят из советских данных.

Однако, как подчеркивает BBC, непонятным является то, почему министерство не пересчитало размер тарифа, учитывая актуализированную редакцию советских данных, где максимальный коэффициент приведения для грузовиков массой свыше 30 тонн – 3,2. Такой коэффициент мог бы снизить оценку ущерба еще больше.

Источник BBC предположил, что использование неверных показателей может быть связано с тем, чтобы обеспечить проекту хотя бы нулевую доходность.

По итоговым подсчетам Минтранса, необходимо установить тариф на уровне в 6,8 рубля, чтобы взыскать с владельцев фур 101 млрд рублей. Однако так как перевозчики платят акциз на топливо, получается 3,5 рубля. В 2013 году правительство утвердило эту сумму. В Минэкономразвития отметили, что замечания ведомства не учли при утверждении постановления правительства в середине 2013 года.

28 декабря вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что в весеннюю сессию Госдума может принять законопроект об отмене транспортного налога для большегрузов. «Такой законопроект готовится и будет в весеннюю сессию принят», — заявил он. Кроме того, Дворкович рассказал, что правительство разрабатывает систему патентов для индивидуальных перевозчиков.

27 декабря президент России Владимир Путин предложил отменить транспортный налог для большегрузных автомобилей, которые с середины ноября должны также оплачивать пройденные километры по федеральным трассам в систему «Платон». Путин отметил, что дискуссии о возможной отмене транспортного налога велись еще до запуска «Платона», однако по настоянию региональных руководителей положительного решения так и не приняли.

Новости партнеров