Renault и Daimler не знали о партнерстве с Сергеем Ролдугиным в «АвтоВАЗе» и «КамАЗе»

Зарубежные автопроизводители не задавались вопросом, кто стоит за «Тройкой диалог»

Иностранные совладельцы «КамАЗа» и «АвтоВАЗа» утверждают, что не знали о том, что виолончелист и крестный отец дочери президента Владимира Путина Сергей Ролдугин также был совладельцем этих компаний. Об этом рассказали Forbes представители Daimler, которая является акционером «КамАЗа» и Renault, вместе с «Ростехом» контролирующим «АвтоВАЗ».

Директор по глобальным коммуникациям Daimler Флориан Мартенс рассказал, что партнером по переговорам при покупке 10% «КамАЗа» в 2008 году была инвестиционная компания «Тройка Диалог», которой принадлежала почти половина в капитале российского автопроизводителя. Тогда основным владельцем «Тройки» был Рубен Варданян, миноритарные пакеты принадлежали нескольким ключевым сотрудникам инвесткомпании. О том, что связанные с Ролдугиным компании имели какое-то отношение к «Тройке», Daimler известно не было.

Директор по связям с общественностью Renault Eurasia Оксана Назарова также заявила о том, что компания на тот момент не знала всех акционеров «АвтоВАЗа» (почти четверть капитала с начала 1990-х годов находится в свободном обращении), и никаких сделок с компаниями Сергея Ролдугина французский автопроизводитель не совершал. Renault стал акционером «АвтоВАЗа» в том же 2008 году, купив у той же «Тройки диалог» 25% акций компании, а в 2014 году альянс Renault-Nissan стал контролировать уже более 50% крупнейшего российского производителя.

«Тройка» стала совладельцем «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» в середине прошлого десятилетия. Ее партнером в этих компаниях стал российский монополист по экспорту российского оружия «Рособоронэкспорт», на базе которого в 2007 году была создана государственная корпорация «Ростех». Задачей «Тройки» была реструктуризация компаний и привлечение иностранных совладельцев.

Выходец из «Тройки Диалог», а ныне заместитель генерального директора «Ростеха» Сергей Скворцов, занимавшийся этими сделками, после переизбрания совета директоров станет председателем совета директоров «АвтоВАЗа», сообщала пресс-служба консорциума Renault-Nissan.

Ранее источники Forbes в этих компаниях признавали, что фактически «Тройка диалог» является лишь номинальным владельцем этих активов, реальные бенефициары этих компаний — третьи лица. Однако кто они, до сих пор оставалось неизвестным. Варданян в 2008 году лишь говорил, что у менеджмента «КамАЗа» есть опцион на покупку акций из пакета, принадлежащего «Тройке».

Однако утечка из так называемого «панамского архива» открыла, что совладельцем обоих российских производителей некоторое время был Сергей Ролдугин. По данным «Новой газеты», принимавшей участие в работе над панамскими бумагами, — записями о сделках с зарегистрированными в Панаме офшорами, компания Sonnette, бенефициаром которой был Ролдугин, вошла в консорциум офшорных компаний, которые получили опцион на покупку 27% акций «КамАЗа» за $100 000. Sonnette также косвенно контролировала почти 7% в капитале «КамАЗа». Другая компания Ролдугина, Sunbarn, вошла в число пяти офшорных компаний, которые в 2009 году получили опцион на покупку 20% акций «АвтоВАЗа» за $50 000.

Обе эти сделки непохожи на нерыночные: 10% акций «КамАЗа» обошлись Daimler в $250 млн, а 25% «АвтоВАЗа» Renault купил за $1 млрд. Суть этих сделок стороны не комментировали.

Новости партнеров