Новостные агрегаторы могут отказаться от интернет-СМИ без регистрации | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Новостные агрегаторы могут отказаться от интернет-СМИ без регистрации

читайте также
+262 просмотров за суткиНайти $1 млрд. Mozilla меняет поисковик Yahoo на Google +102 просмотров за суткиНаш ответ «райскому досье»: как российские миллиардеры отреагировали на разоблачения +61 просмотров за суткиСыграть с поколением Z: как России заработать на киберспорте +12 просмотров за суткиGoogle и Facebook раскрыли масштаб «вмешательства России» в выборы США +35 просмотров за суткиOkay, Google. Сергей Брин и Ларри Пейдж разбогатели на $3,5 млрд за день +11 просмотров за сутки«Google покупает Apple за $9 млрд»: как рынок переварил странную новость Dow Jones +4 просмотров за сутки$100 000 за президента США. Могли ли русские выбрать Трампа вместо американцев +9 просмотров за суткиГуру Дуров: зачем бизнесмену брать на себя роль проповедника +7 просмотров за суткиИскусственный интеллект и нейросети в картографии — 2: когда «народные» карты круче Google +4 просмотров за суткиПеревод голоса налету и трогательный смартфон: Google показал новые гаджеты +134 просмотров за суткиКнижная полка миллиардера: что читают богатейшие люди планеты +8 просмотров за суткиСтоп, музыка: как соцсети вводят платные подписки для пользователей +4 просмотров за суткиНайти и купить. Приобретение HTC и другие крупные сделки Google +3 просмотров за суткиНе так ищут: почему ФАС проверяет Google и «Яндекс» +6 просмотров за суткиМиф или реальность: существует ли гендерное неравенство в российских IT-компаниях? +31 просмотров за суткиГреф идет в e-commerce: Сбербанк инвестирует 30 млрд рублей в «Яндекс.Маркет» +2 просмотров за суткиЧисло запросов из России на удаление данных в Google выросло за год на 478% +5 просмотров за суткиЗачем «Яндекс» открыл доступ к своей системе машинного обучения +3 просмотров за суткиМашина на двоих: чего ждать от слияния «Яндекс.Такси» и Uber +1 просмотров за суткиGoogle Glass вернулись: Alphabet показала версию очков для крупного бизнеса Остаться в Лондоне: кто убедил миллиардера Питера Тиля инвестировать в искусственный интеллект
Новости #Twitter 06.06.2016 15:20

Новостные агрегаторы могут отказаться от интернет-СМИ без регистрации

Фото Юрий Смитюк / ТАСС
Новостным агрегаторам разрешат не проверять достоверность каждой новости. Но для этого им придется работать только с зарегистрированными интернет-СМИ

Агрегаторам дали надежду

Новостные агрегаторы в России смогут продолжить свою работу, если парламент внесет подготовленные председателем думского комитета по информационной политике Леонидом Левиным поправки в уже прошедший первое чтение законопроект, определяющий правила работы агрегаторов.

Эти поправки отменяют самое скандальное правило — обязанность агрегаторов проверять достоверность всей размещаемой ими информации, рассказал Левин в интервью РБК. Это технически невозможно: «Яндекс.Новости» ежедневно индексирует более ста тысяч новостных сообщений, которые генерируют около семи тысяч интернет-СМИ. При этом «Яндекс.Новости» — не СМИ, он работает автоматически, у него нет редакции и возможности проверять достоверность сообщаемой информации, объяснял в феврале директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков.

Свою позицию «Яндекс» сформулировал предельно четко: «Если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет». Аналогичные мнения высказывали представители и других агрегаторов. Законопроект раскритиковало и Минкомсвязи.

Поправки Левина, если они будут учтены, позволят агрегаторам и дальше работать в нынешнем режиме, если они будут использовать выдержки статей из официально зарегистрированных Роскомнадзором интернет-СМИ. Логику таких поправок депутат объяснил во время обсуждения Госдумой законопроекта в апреле этого года: по его словам, официально зарегистрированные медиа уже в соответствии с законом о СМИ осуществляют проверку достоверности информации, поэтому повторная проверка со стороны агрегаторов попросту излишняя.

Предлагаемые Левиным поправки вводят и другие послабления: предполагается, что владельцем агрегаторов могут быть как резиденты, так и нерезиденты (текст, принятый в первом чтении, предполагает, что иностранцам может принадлежать не более 20% в компании-агрегаторе); агрегаторам придется лишь в течение полугода сохранять использованные ими ссылки; снижена и сумма штрафов за неисполнение требований Роскомнадзора. Депутат предполагает, что нововведения будут учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении 7 июня, а целиком документ будет одобрен до окончания текущей сессии — то есть в ближайшие два месяца. В случае принятия закон начнет действовать с 1 января 2017 года.

Регистрация или трафик

Под действие законопроекта могут подпасть до 30 крупных компаний, причем не только поисковики, располагающие собственными агрегаторами, и собственно агрегаторы, такие как «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, но и социальные сети — «ВКонтакте», Facebook, Twitter, рассказывал «Коммерсантъ».

Теперь проблемы возникнут уже не у агрегаторов, а у издателей — ведь, как выяснил Forbes, очень многие интернет-ресурсы работают без официальной регистрации в качестве СМИ. Доля таких ресурсов в общей массе существенна — это и ряд крупных ресурсов, таких как Sports.ru, и многие небольшие интернет-СМИ, рассказал Forbes руководитель интернет-агрегатора SMI2 Павел Власов-Мрдуляш. Без регистрации действительно работают очень многие интернет-СМИ, подтверждает источник, близкий к «Яндексу».

Судя по базе зарегистрированных СМИ Роскомнадзора, не имеют регистрации, например, такие крупные интернет-ресурсы, как сайт «Первого канала», Vesti.ru (входит в группу ВГТРК), NewsRU.com. Не нашлось в базе и небольших и узкопрофильных СМИ, например, «Такие дела», «Арзамас», TJournal, vc.ru, Breaking Mad, Slump, «Блог Толкователя», «Батенька, да вы трансформер».

Владельцам этих сайтов придется или получать лицензию, или отказываться от работы с интернет-агрегаторами. «Яндекс.Новостям» придется прекратить работу с не зарегистрированными в России СМИ, заявила руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева. Именно этот агрегатор приносит российским СМИ около 25% всех посетителей, еще до нескольких процентов приходится на другие интернет-агрегаторы — Google News, «Рамблер/Новости», «Новости mail.ru», подсчитывали «Ведомости». Об отказе работать с не имеющими официальной регистрации медиа говорит и Павел Власов-Мрдуляш из SMI2 — правда, отмечает он, сперва нужно дождаться принятия закона и проанализировать правоприменительную практику.

Проблема с иностранцами

До сих пор многие издатели не видели смысла в регистрации своих СМИ: закон этого не требовал, практически никаких преимуществ от получения официального статуса они не получали, зато были бы вынуждены брать на себя дополнительные обязательства — например, по оформлению рекламных материалов, порядку размещения поправок и опровержений и так далее, объяснил Forbes юрист одного из российских медиахолдингов.

Однако сейчас многие интернет-СМИ явно предпочтут получить лицензии — для них потеря четверти посетителей будет очень болезненной, рассказал Forbes руководитель digital-направления в одном из крупных издательских домов России. Тем более что порядок получения лицензий фактически уведомительный, никаких сложностей у них возникнуть не должно, говорит он. Если издатель подает полный пакет документов, и сами документы не содержат ошибок, то Роскомнадзор обязан выдать свидетельство о регистрации в течение месяца, подтвердил представитель этого ведомства Вадим Ампелонский.

У кого могут возникнуть проблемы, так это у российских СМИ, работающих по лицензии западных медиакомпаний, или у интернет-медиа, целиком принадлежащих иностранцам. Последние для получения лицензии должны будут либо снизить свою долю в компании-владельце СМИ до 20%, либо отказаться от работы с интернет-агрегаторами, говорит один из собеседников Forbes.

У первых же часто право использования интернет-адресов, по которым расположены интернет-СМИ, принадлежит иностранным лицензиарам. Однако Роскомнадзор при подаче заявления на регистрацию интернет-СМИ также требует справки о том, что издателю принадлежат и права на используемый домен. «Если такие права прямо не прописаны в лицензионном соглашении, то российскому лицензиату придется как-то договариваться с иностранным лицензиаром и прописывать соответствующие права в дополнительном соглашении. Это вполне возможно, однако может потребовать значительного количества времени», — рассказывает он. Некоторые СМИ могут просто не успеть это сделать.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться