Меж двух огней: коллекторы и цены на услуги ЖКХ пугают россиян

Дмитрий Томко Forbes Contributor
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Долги за услуги ЖКХ управляющие организации планируют передавать коллекторам. Казалось бы, за этой мерой должен последовать рост социального недовольства, если не брать во внимание то обстоятельство, что тема скупки долгов существует уже давно и никак значительно на их собираемость не повлияла

Коллекторы активно скупают долги граждан и организуют работу по их взысканию. Этим занимаются как компании, так и граждане, поскольку долги сами по себе являются товаром, а временами — очень хорошим товаром. Это зависит от того, в каком сегменте их выкупают. Как ни странно, и в элитных жилых комплексах тоже есть должники, и суммы долгов там куда более значительные. К тому же у этих людей есть что взять, и отношения с ними строятся с учетом этого нюанса. Но этот бизнес эффективен преимущественно в больших городах, где у людей есть источники доходов. В глубинке он вряд ли очень прибылен.

Тришкин кафтан

Долги граждан по оплате услуг ЖКХ в России превышают 500 млрд рублей. Деньги изъяты из отрасли, что влечет за собой ее катастрофическое недофинансирование. Это ставит под угрозу модернизацию объектов ЖКХ: трубопроводов, котельных, трансформаторных подстанций и многого другого. Опять же, не хватает средств на проведение плановых мероприятий на объектах ЖКХ и в многоквартирных домах, на усиление энергоэффективности зданий. А между прочим, за их непроведение предусмотрены различные меры ответственности. Кодекс РФ об административных правонарушениях описывает множество разных видов правонарушений в сфере ЖКХ. Например, нарушение норматива обеспечения населения коммунальными услугами, нарушение законодательства об энергоэффективности и энергосбережении, требование лицензий. Также предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований органов власти, за неисполнение представлений по устранению условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Да, государство выделяет какие-то деньги на модернизацию объектов, но не в том объеме, в котором фактически нужно. Если в крупных городах дела в сфере модернизации жилищного фонда и развития ЖКХ обстоят относительно неплохо, то в глубинке уровень услуг и инфраструктура деградировали до самого минимума. В результате добросовестные управляющие организации просто не видят смысла работать там. Местные власти вынуждены учреждать свои управляющие компании и заниматься этой отраслью в условиях дефицита бюджета, неся убытки.

О состоянии отрасли красноречиво говорит статистика: Генеральная прокуратура только за первую половину этого года выявила около 148 000 правонарушений в сфере ЖКХ, возбуждено порядка 400 уголовных дел. И это не считая нарушений, выявленных региональными органами жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Кроме того, предельные цены на услуги ЖКХ власти опять планируют повысить. Помимо повышения НДС с 18% до 20%, которое произойдет с 1 января 2019 года, Минэкономразвития предлагает еще дважды повысить цены на коммунальные услуги в следующем году. В первом полугодии — на 1,7%, а во втором — на 2,4%. Это скорее вызовет рост социального недовольства, а не угроза сбора долгов мифическими коллекторами, образ которых придумали, давайте посмотрим правде в глаза, СМИ. К тому же уровень доходов населения неуклонно снижается. А если у потребителя нет денег, значит нет возможности развивать ЖКХ, нет условий для поддержания качества услуг на достойном уровне. Зато наблюдается износ коммуникаций и обветшание жилфонда. В больших городах, экономических центрах эта проблема решается с помощью нового строительства, обновления фонда и развития инфраструктуры ЖКХ на основании государственно-частного или муниципально-частного партнерства и применения новых технологий. А в малых городах и поселках уже сейчас наблюдается тенденция отказа жителей от услуг централизованного отопления — они пытаются перейти на индивидуальные схемы отопления квартир.

В свою очередь, у управляющих организаций есть рычаг по взысканию долгов — они могут приостановить оказание коммунальной услуги, за которую потребитель не платил больше двух месяцев. Это гораздо эффективнее, чем привлекать к сбору долгов коллекторов.

Аутсорсинг для УК

Привлечение коллекторов — это лишь полумера, направленная на снижение издержек управляющих организаций, связанных со взысканием задолженности. Другими словами, некий аутсорсинг плюс списание «плохих« долгов с баланса. На практике в деятельности коллекторов нет никакого криминала. Наоборот, серьезные компании всегда готовы договориться с должником о рассрочке, отсрочке, скидках, а иногда даже о продаже долга самим же должникам по сходной цене. В этом бизнесе нет сверхприбылей, его рентабельность — не более 20%, очень важен оборот, а не игра вдолгую с плохими долгами.

Таким образом, не коллекторы послужат причиной роста недовольства населения, а рост цен на услуги ЖКХ, падение их качества и деградация этой жизненно важной отрасли на фоне снижающихся доходов населения большей части страны.

В целом для разрешения ситуации требуется принятие долгосрочной, хорошо финансируемой, всеобъемлющей программы по модернизации жилищного фонда в регионах, особенно в депрессивных и дотационных. Она должна предполагать серьезные траты из федерального бюджета и налоговые льготы для участников, зато в ходе ее реализации можно будет также подтянуть смежные отрасли экономики и создать новые рабочие места. Тогда проблема роста задолженности за услуги ЖКХ отпадет сам собой.

Новости партнеров