$59.62
63.49
ММВБ2150.52
BRENT54.76
RTS1136.18
GOLD1202.37

Нефтяной ВВП: как государство наращивает долю в российской экономике

читайте также
«Роснефть» увеличит поставки нефти в Китай на 56 млн тонн Трампономика и страна «победившей макроэкономической дисциплины» Прогнозы — 2017: куда качнется маятник нефтяных цен Изменчивый баррель: что будет с ценами на нефть в 2017 году Унылый ландшафт. Внутренние причины сдерживают рост экономики не меньше, чем внешние Что экономисты и представители бизнеса говорят о пресс-конференции президента Акции и облигации. Какие активы принесут наибольший доход в 2017 году? Нефть под ОПЕКой: влияние картеля на котировки будет недолгим Кто такой Максим Орешкин и зачем теперь нужно Минэкономразвития ОПЕК договорилась: что будет с нефтью и рублем? В ожидании встречи ОПЕК: как изменилось настроение инвесторов Массовое сокращение: цена нефти грозит перевалить за $50 Прямая трансляция лекции «Недвижимость: покупка или аренда?» Лекция фонда Егора Гайдара «Недвижимость: покупка или аренда?» Лекция фонда Егора Гайдара «Накопить на пенсию не получится: международный опыт против российских реалий» Прямая трансляция форума «Москва-Питер. 25 лет реформ» Ольга Кузина: "Везде по миру основная проблема с финансовой грамотностью" Падение индексов и валют: как рынки встречают Трампа Прямая трансляция лекции «Как разобраться в многообразии финансовых рынков?» Лекция Алексея Саватюгина «Как разобраться в многообразии финансовых рынков?» Прямая трансляция лекции «Наши деньги на иностранных рынках: ошибки и успешные стратегии»

Нефтяной ВВП: как государство наращивает долю в российской экономике

Иван Васильев Forbes Contributor
Доля государства в российской экономике составляет 71%. Чего ждать?

Нажмите на график для увеличения масштаба

Эксперты МВФ оценили доходы и расходы государственного сектора российской экономики и его вклад в ВВП. В чем ценность нового исследования? В отличие от официальной бюджетной статистики в расчеты МВФ включены финансовые показатели сектора госуправления и крупнейших подконтрольных государству компаний. Вклад государства в ВВП России составляет 71%.

Совокупные активы госсектора равны четырем ВВП, половина из них — запасы нефти и газа. При этом обязательства госсектора превышают активы на 18% ВВП. Большая часть — обязательства пенсионной системы (почти в три раза больше ВВП). Кроме того, подконтрольные государству компании обременены обязательствами объемом 127% ВВП.

 

 

Каковы основные риски для государственных финансов в будущем?

Нефтяная игла не затупилась. Например, снижение цены на нефть на $10 за баррель приводит к увеличению дефицита государственного сектора на 1% ВВП, такой же эффект имеет и укрепление рубля к доллару на 10%. Гораздо разнообразнее группа рисков, не связанных с макроэкономической ситуацией. Исходя из ожидаемого роста продолжительности жизни россиян, относительно низкого пенсионного возраста и сохраняющейся низкой рождаемости МВФ прогнозирует увеличение чистой приведенной стоимости пенсионных расходов в России к 2050 году до 98% ВВП. Это один из самых высоких показателей в странах G20. Гораздо в меньшей степени за этот же период вырастет чистая приведенная стоимость расходов на здравоохранение — до 37% ВВП, что ниже среднего в «большой двадцатке».

Другими существенными рисками для государственных финансов МВФ считает не связанные с депозитами обязательства шести крупнейших подконтрольных государству банков на 18 трлн рублей (30% ВВП) и 18 нефинансовых компаний, прежде всего сферы ТЭК, на 10 трлн рублей (17%), а также риски системы страхования депозитов в 9,4 трлн рублей (15%) и государственные гарантии на 1 трлн рублей (1,8%).

 

Сейчас казну выручают поступления от нефти и газа — 9% ВВП, однако к 2050 году они сократятся примерно до 3% ВВП.

И то — при условии сохранения постоянных в реальном выражении цен на углеводороды, то есть если цены будут расти в соответствии с общим уровнем российской инфляции, а годовой объем производства останется неизменным. Если же цены останутся на текущем уровне, то к 2050 году доходы упадут примерно до 1% ВВП. При росте добычи, когда производство в среднесрочной перспективе вырастет в соответствии с прогнозами правительства, поступления в ближайшие 10 лет также увеличатся, но затем начнут сокращаться более резкими темпами.

Основной вывод МВФ: по мере истощения нефтегазовых запасов России придется изыскивать альтернативные источники дохода или снижать уровень государственных расходов.