Когда владельцу лучше брать управление бизнесом на себя | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$59.09
69.4
ММВБ1933.5
BRENT52.54
RTS1030.83
GOLD1289.00

Когда владельцу лучше брать управление бизнесом на себя

читайте также
+1005 просмотров за суткиНа старт, внимание: простые правила, которые помогут запустить бизнес +193 просмотров за сутки«Зеленый» лидер: кто из российских бизнесменов мог бы встать на страже экологии +1195 просмотров за суткиЦифры, планы и бумаги: как просить деньги у инвестора +23 просмотров за суткиСам не плошай. Чем рискуют владельцы бизнеса, возвращаясь к оперативному управлению +16 просмотров за сутки«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес +19 просмотров за суткиСуровый климат: 81% бизнесменов не верят в защищенность частной собственности в России +24 просмотров за суткиТюремные истории: какие ошибки приводят директоров компаний за решетку +32 просмотров за суткиЗа долги ответишь: как привлечь владельца бизнеса к личной ответственности при банкротстве +5 просмотров за суткиРиски для бизнеса: 78% российских компаний заявляют о росте давления со стороны налоговых органов +8 просмотров за суткиСекрет партнерства: как маленькой компании заинтересовать крупный бренд +6 просмотров за суткиМарк Курцер: «Медицина — очень тяжелый и очень сложный бизнес» +3 просмотров за суткиВойна возрастов: как примирить поколения в компании +2 просмотров за суткиЗабуксовал на старте. Сработает ли онлайн-аукцион на первичном рынке авто? Искусственный интеллект санирует бизнес: кому и зачем нужны решения по поиску «слабых звеньев» в компании +1 просмотров за суткиСтартап ради стартапа: чем рынок новых проектов в России напоминает бум доткомов в 2000-х? Уйти красиво. Как снизить риски при ликвидации бизнеса +3 просмотров за суткиЛюди без страха: как управлять поколением Y +3 просмотров за суткиБез шашечек: как российский сервис частных водителей Wheely за четыре года вырос в сто раз 37% женщин-предпринимателей показали низкий уровень финансовой грамотности +2 просмотров за сутки«У меня точно был комплекс самозванца»: Андрей Шаронов о карьере, бизнес-образовании и предпринимательстве +1 просмотров за суткиНет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес

Когда владельцу лучше брать управление бизнесом на себя

Сергей Белоусов Forbes Contributor
фото Fotobank/Getty Images
И владелец, и наемный директор могут мешать развитию бизнеса. Все зависит от того, какой период переживает компания

Четыре месяца тому назад я стал генеральным директором компании Acronis — бизнеса, который создавал в начале 2000-х. По сути, вернулся к тому, с чего начинал, — к оперативному руководству. За свою жизнь я основал более двух десятков компаний в разных странах мира. Шесть из них выросли до вполне приличных размеров: среди них Acronis, Parallels и Acumatica. В каких-то компаниях я долгое время сам исполнял роль СЕО, в другие нанимал внешних управленцев. Чем я каждый раз руководствовался?

У всякой компании есть разные периоды жизни, и успех в них определяют внешние и внутренние факторы. Внешние — это в первую очередь состояние рынка (растет, стагнирует, падает) плюс конкуренция (низкая, высокая). Внутренние — стратегия, команда, продукт и процессы. В том случае когда рынок стабилен, стратегия компании разумна, процессы работают и команда нормальная, бизнесом может эффективно управлять профессиональный менеджер. Если все наоборот и бизнес находится в зоне турбулентности, то компании нужен другой руководитель.

Когда все спокойно, предприниматель может даже мешать развитию. Хороший профессиональный менеджер будет полезнее — он позволит компании функционировать более свободно, в понятной ситуации его решения будут правильными. Но когда возникает чрезвычайная ситуация — будь то падение, стагнация или неожиданно быстрый рост рынка, проблемы с продуктами или командой, — с ней лучше всего справится предприниматель.

Почему? Глобально менеджера от предпринимателя отличают две вещи: уровень мотивации и внимание к деталям. Думаю, нет необходимости разъяснять, почему мотивация у основателя бизнеса сильно выше. Мотивация влияет на интенсивность интеллектуальной и креативной работы, на готовность тратить свое время и силы для выработки и принятия сложных решений. При этом в отличие от менеджера, которому в его карьере, скорее всего, никогда не надо было заниматься всем вместе и каждой деталью бизнеса по отдельности (потому что это делал кто-то другой), основатель компании познавал все на собственном опыте. Я, например, умею и коды писать, и бухгалтерию вести, и контракты составлять, и администрировать IT.

В положении, когда компания нестабильна, это очень важные отличия. Представьте, что проблемы — это шарики. В нормальной ситуации менеджеру приходится жонглировать, предположим, десятком таких шаров. Если он крутой профессионал, то ловит все. Но когда начинается турбулентность, их становится больше и больше. Поймать все невозможно. И уровень его раздражения растет пропорционально числу шариков. При этом кроме работы у менеджера еще есть семья, увлечения, которые он не готов оставить и сконцентрировать все свое внимание на падающих шариках. А у предпринимателя мотивация одна — бизнес, все остальное, даже семья и здоровье, на втором месте. И с деталями он, в отличие от управленца, знаком. На самом деле основатель тоже не может поймать все шары, но умеет концентрироваться на главных. Менеджер — нет.

У каждого бизнеса есть своя ДНК. У Apple это, например, инновационность, у Microsoft — стремление быть лидером на массовом рынке (поэтому, кстати, все попытки сделать ее инновационной, не считая Xbox, были неудачными). У Acronis тоже есть ДНК, заложенная при рождении компании: сосредоточенность на продуктах для малого и среднего бизнеса. Когда процессы были более-менее отлажены, компания перешла в другие руки. Приглашение гендиректора позволило мне заняться новыми проектами. Какое-то время дела в Acronis шли хорошо — до тех пор пока профессиональный СЕО не перестал обращать внимание на ее ДНК. Он хотел повернуть компанию на 100% в сторону больших корпоративных клиентов.

Невнимание к деталям и стратегия, не учитывавшая реальных преимуществ и показателей компании, очень быстро привели Acronis в состояние турбулентности. В итоге я вернулся, чтобы починить разлаженные бизнес-процессы, запустить новые продукты, замотивировать людей, улучшить маркетинг. Успехи уже есть: за прошедшие с мая четыре месяца мы на 25% подняли прибыль.

Сколько я проработаю СЕО? Столько, сколько потребуется, чтобы компания снова начала расти теми темпами, на которые способна. Пока я никуда уходить не собираюсь. Замечу только: тот факт, что предпринимателям нередко приходится возвращаться к оперативному руководству, вовсе не означает, что им не стоит позволять своим компаниям развиваться самостоятельно. Просто нужно правильно понимать, когда есть смысл слагать с себя директорские полномочия, а когда снова брать бразды в свои руки.