Миф о малом бизнесе | Forbes.ru
$59.28
69.52
ММВБ2160.75
BRENT63.60
RTS1149.88
GOLD1240.44

Миф о малом бизнесе

читайте также
+3477 просмотров за суткиМышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки +199 просмотров за суткиУсы, лапы, хвост: как построить бизнес на отелях для животных +133 просмотров за суткиТрадиции бизнеса. Почему деловой климат в России ухудшается +147 просмотров за суткиАнализируй это: пять проблем малого бизнеса, с которыми стоит разобраться немедленно +17 просмотров за суткиВыше рынка: айти-сектор и телекомы лучше реагируют на господдержку +1556 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +20 просмотров за суткиПолный бак. Создатели Benzuber планируют конкурировать с «Газпром нефтью» и «Лукойлом» +78 просмотров за суткиСладкая история. Солист «Руки вверх!» создал кондитерскую с выручкой 87 млн рублей +6 просмотров за суткиПомочь или не мешать. Что государство может сделать для социального бизнеса Реновация пятиэтажек: с какими испытаниями столкнется малый бизнес +6 просмотров за сутки37% женщин-предпринимателей показали низкий уровень финансовой грамотности Нет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес +16 просмотров за суткиТрадиции 90-х, финансовая безграмотность и другие враги малого бизнеса Как защитить предпринимателя от силовиков: итальянский опыт и роль прокуратуры Правила игры: внедрение геймификации в небольшой компании На том конце провода: как наладить общение с клиентом при небольшом бюджете Пять действий государства, которые спасут малый бизнес +1 просмотров за суткиЛюди, а не банк: как решить проблему кредитования малого бизнеса +5 просмотров за суткиРеволюция для бизнеса: онлайн-касса кардинально изменит работу в рознице Экс-генерала ФСБ могут назначить в АСВ Готовность номер один: какие изменения законов вступают в силу с 1 июля

Миф о малом бизнесе

Вадим Новиков Forbes Contributor
Как государственное стимулирование малого бизнеса может вредить предпринимательству

Автор — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства

Моя колонка про малый бизнес породила больше комментариев, чем обычно. Не имея возможности ответить на все вопросы и возражения, остановлюсь на тех, что показались мне наиболее существенными.

Прежде всего, о цели заметки. Я уже когда-то писал о том, какую угрозу для потребителя создает желание, чтобы в конкуренции выигрывали «хорошие парни», скажем «отечественные товаропроизводители». Среди таких «хороших парней», ради которых не жалко ограничить конкуренцию, есть и «малый бизнес», и он нередко старается этим воспользоваться. Заметка направлена против государственных мер подобного рода.

Некоторые комментаторы указали, что малый бизнес не является исключительным случаем антиконкурентной ментальности и что крупный бизнес ничуть не лучше. Я согласен с этим мнением. В споре между Айн Рэнд, которая считала большой бизнес преследуемым меньшинством американского общества, и Мюрреем Ротбардом, который считал большой бизнес привелигированной группой, заказчиком и выгодоприобретателем государственного регулирования, я скорее на стороне Ротбарда. В американском обществе, которое далеко отклонилось от принципа равенства и неприкосновенности прав и которое законодательством раздроблено на множество групп с особыми правами и обязанностями, ущемление большого бизнеса в некоторых вопросах не свидетельствует о том, что его представители находятся внизу социальной иерархии. То же самое верно и для России.

Малый бизнес отличается от крупного не особой антиконкурентностью, а особым мифом. У каждой группы, желающей защиты от конкуренции, он свой, и, если не ограничиваться общими для всех случаев соображениями про ценность конкуренции, обсуждать надо каждый в отдельности. В основе мифа о малом бизнесе лежат необоснованные представления о его роли в других странах и обсуждение статистически нетипичных примеров такого бизнеса.

Корректная статистика, как мне кажется, разрушает наиболее существенные части этого мифа. Данные о развитии малого бизнеса в различных странах подсказывают, где магистральная дорога, а где проселочная. В развитых странах малый бизнес развит меньше, и с течением времени его роль снижается.

Данные о существенном превышении заработков наемных работников по сравнению с самозанятыми сравнимой квалификации показывают не только более низкую производительность типичного малого бизнеса. Они говорят и о мотивации типичного предпринимателя — готовность жертвовать заработком указывает на наличие существенных неденежных выгод, связанных, видимо, в первую очередь с ощущением независимости и отсутствием босса. Это явление, родственное дауншифтингу. Ничего плохого в этом нет. В конце концов я и сам, как представитель малого консультационного бизнеса, совершаю подобную жертву. Реалистичный взгляд на мотивы типичного малого предпринимателя плох только одним: под него тяжело получить деньги. Под «программу развития малого предпринимательства» правительство может дать деньги, под «программу развития дауншифтинга» — едва ли.

Некоторые комментаторы оспорили правомерность противопоставления производительности в малом и крупном бизнесе, считая малый бизнес просто стадией развития крупного. Следуя этой логике, ошибочно говорить, что взрослые лучше детей, так как это те же объекты, только в разные моменты времени.

Если говорить о малом предпринимательстве в целом, эта точка зрения мне не кажется убедительной. С одной стороны, многие малые бизнесы — точнее, большинство малых бизнесов — никогда не станут крупными и даже не ставят перед собой такой задачи. В этих условиях «краткосрочные», «временные» характеристики малого бизнеса значат по крайней мере не меньше, чем его гипотетическое существование в качестве крупного. С другой стороны, деловые предприятия могут начинаться с любого размера, совсем не обязательно малого. В этой ситуации едва ли удачно говорить о стадиях.

Однако идея стадий становится продуктивной для выработки государственной политики, если проводить терминологическое различение между «представителями малого бизнеса» и «предпринимателями», где последних от первых отличает не размер, а главная цель ведения бизнеса — получение прибыли и рост компании. То, что нужно предпринимателю, во многом отличается от того, к чему призывают во имя развития малого бизнеса. Он нуждается в том, чтобы выжить, вырасти и получить плоды своего успеха, тогда как подавление государством крупного бизнеса ставит эти цели под сомнение.

Автор — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться