Экономика должна быть конкурентной | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Экономика должна быть конкурентной

читайте также
Экс-генерала ФСБ могут назначить в АСВ Готовность номер один: какие изменения законов вступают в силу с 1 июля Перспективы софта: как закон играет против российских разработчиков Градус под контролем: как поставщики алкоголя приспосабливаются к ЕГАИС 30 поправок в НДФЛ и другие сюрпризы для малого бизнеса Анализ для встряски: как не попасть под удар налоговиков Пролетарии всех стран: чем живет бизнес третьего мира Министр экономики Москвы: "Измерять торговые залы пока не будем" Страна таможенников: как формировать потребность быть предпринимателем Китайский суд: как защищать свои права в Поднебесной Нота протеста: как бизнес сопротивляется инициативам властей От багетов к стартапам: Франция развивает высокие технологии Зона риска: кто зарабатывает на поставках в СИЗО Вывести жену в офшор: как избежать ответственности за уход от налогов Подорванное доверие: как бизнес готовится раскрыть трасты Будь готов: 15 самых важных для бизнеса изменений законодательства Эхо Майдана: как живет украинский бизнес после революции Бизнес как гражданская позиция: москвичи борются с эвакуацией автомобилей Как российский бюджет получит налоги с зарубежных компаний На безрыбье: зачем совладелец мурманского комбината судится с правительством Заглянуть в карман каждому: зачем налоговикам доступ к счетам граждан

Экономика должна быть конкурентной

Чего не хватает России для успешного развития

Россия не будет развиваться, а о модернизации можно будет забыть, если в экономике не будет конкуренции. Это объективная сила, которая заставляет каждую компанию и каждого работника быть эффективнее, развиваться, что-то придумывать.

Цель конкурентной политики — формирование нормального делового климата в стране. Чем привлекательнее среда для ведения бизнеса, тем больше предпринимателей придет на рынок. Как этого достичь?

Для этого государство должно предпринять несколько мер.

1. Устранить административные барьеры.

Под барьерами я понимаю громоздкие, часто бессмысленные процедуры получения разрешений, справок, сертификатов, экспертиз. Их очень много. Многие из них мелкие, малозначимые. Но из этого складывается климат — в целом весьма неблагоприятный по сравнению с большинством других стран. Устранение барьеров — муторная, тяжелая и конфликтная работа. На федеральном уровне она уже начата, на региональном — пока нет.

Нужно также изменить приоритеты в работе антимонопольных органов: от борьбы с монополиями (это бесперспективно, а подчас и вредно для экономики) следует усилить борьбу с антиконкурентными действиями чиновников.

2. Не создавать новых барьеров.

Разработчик любого государственного решения в отношении бизнеса должен обосновать, какую проблему он хочет решить, вводя новый барьер, есть ли альтернативные способы ее решения, к каким последствиям может привести принятие этой нормы. Все это — основа системы оценки регулирующего воздействия, через которую должен проходить любой проект нормативного акта, затрагивающего правила ведения бизнеса в стране. Оценивать целесообразность такого предложения будет специальное подразделение в одном из министерств в сотрудничестве с участниками соответствующего рынка.

3. Рассказывать о пользе конкуренции.

Решения, влекущие за собой ограничение конкуренции, зачастую принимаются из-за недостатка знаний об успешных и негативных практиках регулирования рынка. Нужно разработать образовательные программы, рекламные акции, устраивать дискуссии и стимулировать диалог на тему конкурентного развития экономики. Результатом такой политики должно стать формирование положительного образа предпринимателя, создание атмосферы нетерпимости к антиконкурентному поведению чиновников. Все понимают, что коррупция — это нехорошо. Но мало кто осознает, что она наносит вред каждому человеку, причем речь не об абстрактных понятиях вроде морали или эффективности, а о том, что коррупция влечет за собой повышение уровня цен, сокращение возможности выбора.

4. Наладить диалог между государством и бизнесом.

Сегодня государство и бизнес говорят на разных языках. Предприниматель многим представляется мошенником и спекулянтом, чиновник — вором и циником. Какое тут может быть взаимное доверие? Нужно создать новые каналы взаимодействия, в том числе с помощью интернета. Общение через блоги — первый шаг на пути к построению эффективной системы коммуникации. У предпринимателя должна быть возможность задать вопрос, обсудить проблему, быстро получить внятный ответ. Чиновникам важно видеть реакцию бизнесменов на те или иные предложения, а также получать их предложения и советы по решению проблем предпринимателей.

5. Оценить предпринимательский климат в регионах.

Сейчас много говорится о бизнес-климате в регионах, звучит критика в адрес региональных властей. При этом объективных данных, которые позволяют сравнивать условия ведения бизнеса в разных регионах, по большому счету нет. В рейтингах, которые периодически составляются, слишком велика доля субъективизма. Необходим национальный рейтинг, который составляется на основе прозрачной методологии. Например, методологии Doing Business Всемирного банка. Такой рейтинг будет стимулировать регионы улучшать климат и давать объективную информацию для инвесторов.

29 июня в 22:08 Александр Пироженко обсудит эту тему в эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.

Автор — директор Департамента развития конкуренции в Министерстве экономического развития Российской Федерации

 

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться